Развитие потребительского рынка в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Чтобы данная курсовая смогла удовлетворить выдвинутые цели, необходимо определить основные задачи, которые помогут в реализации данной цели:
1) Выявить понятие потребительского рынка, основные трактовки, предложенные научными деятелями и учеными, основные принципы и особенности;
2) Выяснить и наглядно продемонстрировать методы, которые характеризуют потребительский рынок, с помощью данных по городу Иванову.

Вложенные файлы: 1 файл

новая.docx

— 234.12 Кб (Скачать файл)

Введение

На базе развития рыночной экономики главным вопросом является развитие рынка потребительских  товаров. Сбалансированный эффективный  рынок потребительских товаров  определяет повышение уровня жизни  населения. Рынок потребительских  товаров позволяет создать экономику, ориентированную на человека, развивает  заинтересованность в труде, поощряет предприимчивость, деловитость, поиск.

Проблемы стабилизации и  развития потребительского рынка России и субъектов Федерации в современных  условиях приобретают особую значимость. Это обусловлено, прежде всего, местом и ролью потребительского рынка  в системе воспроизводства, в  обеспечении связи производства и потребления, сбалансированности предложения и спроса. За последние  годы произошли существенные изменения  в сфере потребительского рынка.

Развитие процессов обращения  потребительских товаров направляет и организует торговля, выполняющая  функцию посредника между производителями  и потребителями. От того насколько  четко организованно продвижение  товара и успешно выполняет в  сфере товарного обращения свою миссию торговля по доведению производственного  продукта до потребителя, зависят в  конечном счете удовлетворение спроса населения на товары и услуги, качество жизни населения и его желание  трудиться.

Рынок потребительских товаров и услуг наиболее подвержен колебаниям спроса и предложения, денежного обращения, инфляции и имеет наибольшее социальное значение при выполнении своих функций. Рынок потребительских товаров выступает как триединство спроса, предложения и цены.

Поэтому целью данной работы является определить, что же такое  потребительский рынок и все  элементы, которые взаимосвязаны  с ним, а также понять с помощью  каких основных и специфических  методов можно проанализировать отдельные его показатели.

Чтобы данная курсовая смогла удовлетворить выдвинутые цели, необходимо определить основные задачи, которые  помогут в реализации данной цели:

  1. Выявить понятие потребительского рынка, основные трактовки, предложенные научными деятелями и учеными, основные принципы и особенности;
  2. Выяснить и наглядно продемонстрировать методы, которые характеризуют потребительский рынок, с помощью данных по городу Иванову.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты потребительского рынка

1.1Основные понятия потребительского рынка в регионе

Понятие «потребительский рынок» в современной российской и зарубежной экономической литературе встречается с начала 90-х гг. В числе первых работ о российских региональных потребительских рынках следует назвать монографии и статьи Р.И.  Шнипера.

Так, Р.И.Шнипер исходит из  предположения,  что потребительский рынок - это территориальная сфера товарного обращения,  призванная  обеспечить  население товарами  на  основе  развития товарно-денежных отношений при минимальных издержках обращения[1].

И.М.Шабунина, О.А.Ломовцева и М.Ю.Трубиц рассматривают потребительский рынок как основную составляющую рыночной экономики, где часть ВВП, материализованная в виде произведенных бизнесом  товаров и услуг, покупается или приобретается иным способом потребителями для личного потребления[2].

По   мнению   Ф.Котлера,   исследуемый   сектор   представлен   отдельными   лицами   и   домохозяйствами, приобретающими  товары  и услуги  для личного потребления,  особое  внимание  при  этом  уделяя  покупателю[3].

Б.А.Райзберг  рассматривает потребительский сектор,  как взаимодействие  продавцов и покупателей на  основе    актов купли-продажи[4],  что на  наш взгляд,  не позволяет   достаточно   точно   охарактеризовать   его   сущность   и   главное   назначение.     

           М.А.Николаева, под потребительским рынком  понимает  совокупность  хозяйствующих субъектов,  изготовителей,  исполнителей,  производящих  и/или реализующих потребительские товары,  а также индивидуальных потребителей, приобретающих эти товары для личного использования[5].

В целом же по своей экономической  сущности региональный потребительский  рынок – это совокупность социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена и потребления, формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования. Основными же элементы, которые составляют потребительский рынок являются следующие, представлены на (рисунке1).

Рисунок 1- элементы составляющие потребительский рынок

 

Формирование  потребительского  рынка  предполагает  его развитие  с  учетом  принципов. Принципы  функционирования потребительского рынка представлены ниже (рисунок 2)[3].

 

Рисунок 2- принципы функционирования регионального потребительского рынка

Представленные на рисунке 2 принципы можно дополнить такими, как:

- инфраструктурность,  создание    условий,   необходимых    для    эффективного ведения торговой деятельности (финансовое обеспечение, информационное, законодательное);

- многоканальность – свобода выбора каналов, форм и объемов потребительской продукции;

- функциональность   –   выражает   динамическую   взаимосвязь   внутренних   и   внешних   отношений, отражает цели комплексного развития потребительского рынка. 

На основе всех вышеприведенных  принципов формируются особенности потребительского рынка в регионе (рисунок 2)[6].

 

Рисунок 2- особенности потребительского рынка на региональном уровне

           Потребительские рынки каждого  региона страны являются составными  частями рынка России, их сбалансированность и комплексное развитие обусловливает качественно новое состояние экономики, не только на уровне самого региона, но и страны в целом.

В современных условиях потребительский  рынок выполняет ряд функций:

— посредническую, посредством которой обеспечивается взаимодействие продавцов и покупателей, а также согласование экономических интересов контрагентов с целью обмена результатами труда;

— сбалансированности спроса и предложения — устанавливающую количественные пропорции в структуре спроса и предложения;

— сигнальную — с помощью, которой производитель получает сигнал о том, что, в каком объеме и какой структуре следует  производить, а потребитель —  какой товар определенного количества и качества способен удовлетворить  его потребность;

— ценообразующую — определяющую уровень цен и пропорции между ценами на различные товары;

— распределительную — обусловливающую распределение потребительских товаров и услуг между разными социальными группами населения;

— интегрирующую — обеспечивающую участие регионального хозяйства в межрегиональных торгово-экономических связях, включаясь, таким образом, в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами.

Организационно региональный потребительский рынок  представлен сетями магазинов розничной и мелкооптовой торговли, оптовыми базами, посредническими организациями, различными предприятиями сферы услуг региона.

Потребительский рынок включает в себя следующие виды рынков:

1. Рынок продовольственных  товаров.

Этот рынок предназначен для удовлетворения насущной потребности  людей в питании. Это и готовые  продукты питания,  и товары, необходимые  для приготовления пищи. Он делится  на более мелкие рынки конкретных товаров. Например, мясной, молочный, хлебный, рыбный, овощной, табачный, рынок безалкогольных напитков. Продовольственный рынок  функ­ционирует на базе универсамов, магазинов, базаров, мелко­оптовых ярмарок.

2. Рынок промышленных (непродовольственных)  товаров.

Этот рынок осуществляет продажу одежды, обуви, предметов  домашнего обихода, парфюмерии, косметики, головных уборов, чулоч­но-носочных и  галантерейных изделий, мебели, бытовой  техники, книг, спорттоваров, инструментов, транспортных средств, постельных принадлежностей, канцелярских това­ров, бензина, лекарственных препаратов, химических моющих средств. Этот рынок представляют универмаги, торговые дома, ярмарки, аптеки.

3. Рынок недвижимости.

Рынок недвижимости предназначен для продажи жилья и непроизводственных зданий (гаражей), а также имущест­венных ценностей, используемых в социально-культурной сфере. Например, клубов, кинотеатров, кафе, магазинов, которые продаются на залоговых аукционах. Рынок жилья предназначен для купли, продажи и обмена жилых помеще­ний: квартир, дач, домов. Он представлен агентствами по недвижимости, или риэлтерскими агентствами.

4. Рынок услуг.

Это рынок необходим  для оказания многочисленных, разноплановых платных услуг потребителям. Он включает в себя следующие отдельные рынки:

—    Рынок бытовых  услуг оказывает услуги по бытовому обслуживанию. Представлен банно-прачечными комбината­ми, парикмахерскими, ателье пошива одежды, мастерскими по ремонту  обуви, часов, бытовой техники, а  также транспортными агентствами, почтой, телеграфом, телефон­ными станциями, автозаправочными и станциями техобслу­живания автомобилей.

—   Рынок коммунальных услуг предназначен для оказания услуг водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, обслуживания лифта, ремонта жилья. Он функционирует с помощью специализированных организаций.

—   Рынок услуг образования  оказывает услуги довузовской и послевузовской подготовки. К нему относятся курсы бухгалтеров, брокеров, платные факультативы в школе, курсы переквалификации, музыкальные театральные и хореографические школы, курсы водителей.

—      Рынок  медицинских услуг проводит консультации, диагностику и лечение заболеваний. Существуют рынки специфических  услуг по объявлению: лечение наркомании, алкоголизма, услуги массажистов, экстрасенсов. Этот рынок  представ­лен различными медицинскими центрами.

—     Рынок юридических  услуг предоставляет услуги по правовой защите граждан, оформлению юридических  доку­ментов и актов. К нему относятся  нотариальные и адвокат­ские частные фирмы и юридические консультации.

—   Рынок услуг культуры предназначен для купли-продажи  духовных ценностей. Он функционирует  на базе музеев, театров, выставочных  залов.

—     Рынок оздоровительных  услуг обеспечивает услуги по лечению  и отдыху. К нему относятся санатории, дома отдыха, пансионаты.

—      Рынок  информационных услуг предоставляет  новости, справки, рекламу, берет на себя размножение и оформление документов, консультирование. Он организован в  виде рекламных агентств, справочных бюро, консалтинговых фирм, издательств  газет и журналов.

—      Рынок  экскурсионных и туристических  услуг обеспе­чивает продажу путевок, оформление заграничных виз. Представлен туристическими агентствами, туристическими базами, гостиницами, кемпингами, мотелями.

—      Рынок  увлечений и развлечений предоставляет  услуги для реализации свободного времени  людей. Он организован в виде компьютерных и шахматных клубов, молодежных центров  досуга, дискотек, казино, ресторанов.

По своему удельному весу и роли в обеспечении жизнедеятельности  населения потребительский рынок  занимает ведущее место в системе  рынков региона. Он представляется  как динамичная система причинно-следственных связей, обеспечивающих наибольшее соответствие производства (или ввоза из-за пределов региона) товаров и услуг потребностям и платежеспособному спросу населения, охватывающая всю совокупность экономических  отношений производства, реализации и потребления материальных благ и услуг потребительской ориентации.

Насыщенность и емкость  регионального потребительского рынка  во многом предопределяются эффективностью хозяйственной деятельности в регионе. Именно от нее во многом зависит  конечное потребление населения  региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Методология и система показателей статистики рынка

Статистика исследования рынка пользуется соответствующими количественными и качественными показателями. Эти показатели призваны отразить состояние, развитие и устойчивость рынка на различных уровнях, во времени и в пространстве (географическом и социально-экономическом). Они характеризуют индивидуальные явления и процессы, их типические (групповые) сочетания и общие, сводные совокупности индивидуальных единиц.

В основе системы показателей  лежат основные экономические и социальные категории рынка. К ним относятся: товар; предложение, спрос, цена, товарооборот, товарный запас, основные фонды, издержки обращения, прибыль от реализации товаров.

Поскольку рынок представляет собой сложную многоуровневую и многоструктурную систему, и статистическая его характеристика образует взаимосвязанную и иерархическую систему, элементы и блоки которой ориентированы на концептуальные и функциональные задачи рынка.

Информация о работе Развитие потребительского рынка в регионе