Развитие потребительского рынка в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Чтобы данная курсовая смогла удовлетворить выдвинутые цели, необходимо определить основные задачи, которые помогут в реализации данной цели:
1) Выявить понятие потребительского рынка, основные трактовки, предложенные научными деятелями и учеными, основные принципы и особенности;
2) Выяснить и наглядно продемонстрировать методы, которые характеризуют потребительский рынок, с помощью данных по городу Иванову.

Вложенные файлы: 1 файл

новая.docx

— 234.12 Кб (Скачать файл)

Рыночный процесс схематично описывается следующим образом: складываются в определенных пропорциях спрос и предложение; их взаимодействие порождает акты купли-продажи (товарооборот); товар обменивается на деньги в соответствии с равновесной ценой, которая выступает эквивалентом товарно-денежного обмена в согласии действия рыночного механизма. Данный рыночный процесс, совершающийся в массовом масштабе, требует материального, транспортного, информационного и трудового обеспечения.

Конечная цель всего процесса – социально-экономический эффект, т.е. удовлетворение спроса – для потребителя, прибыль – для производителя и продавца-посредника. В соответствии с данной схемой система показателей статистики рынка состоит из 5 крупных блоков, каждый из которых характеризует определенный рыночный процесс: блок 1 –состояние и формирование рынка (рыночной конъюнктуры); блок 2 – состояние и поведение цен; блок 3 – наличие и движение товарной массы; блок 4 – инфраструктура рынка; блок 5 – социально-экономическая эффективность функционирования рынка. Все эти блоки взаимосвязаны и взаимозависимы между собой.

Блок 1 предназначен для общей  комплексной характеристики рыночной ситуации. Он включает главные категории рынка – спрос и предложение, отражает масштабы и главные пропорции рынка, его тенденции и колебания. Блок 2 характеризует важнейший элемент рыночного механизма – цены. Блок 3 является центральным в системе показателей рынка, поскольку отражает процесс обмена товаров на деньги, он охватывает три группы показателей – товарооборота, товарных запасов и товарооборачиваемости. Блок 4 также является комплексным, характеризует материальное, техническое, информационное, транспортное и трудовое обеспечение рыночного процесса. И, наконец, блок 5 объединяет показатели экономических и социальных результатов рыночной деятельности[7].

В каждом блоке содержится определенное число макропоказателей, характеризующих различные стороны рыночных категорий и явлений, а также действие основных рыночных процессов. Каждый из этих показателей дифференцируется в зависимости от типа изучаемого рынка (субрынка), этапа товародвижения и т.д. Некоторые показатели обслуживают сразу несколько блоков, отражая различные стороны какого-либо явления,например, показатели цен, будучи показателями блока 2, обслуживают блок 1 и блок 5.

Товарные запасы, которые  входят в блок 3, обслуживают блок 1. Показатели товарооборачиваемости, включаемые в блок 3, могут рассматриваться как косвенные показатели эффективности, т.е. обслуживают блок 5.

Для БЛОКА 1, необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию на потребительском рынке и при помощи специфических методов конъюнктурного анализа оценить его изменения. Одним из таких показателей является потенциал рынка.

Потенциал рынка – это прогнозная совокупность производственных и потребительских сил, обусловливающих спрос и предложение. Производственный потенциал выступает в форме возможности произвести и представить на рынок определенный объем товаров (продуктов и услуг). Ему противостоит потребительский потенциал, который проявляется в виде возможности рынка поглотить (т.е. купить) определенное количество продуктов и услуг. Оценка и анализ производственного потенциала входят в круг маркетинговых интересов покупателя, а потребительского – интересует продавца. Результатом реализации потенциала рынка товаров и услуг являются удовлетворение покупательского спроса, вовлечение товарной массы и массы услуг в сферу обращения и последующий их переход в сферу потребления. Потребительский потенциал характеризуется емкостью рынка. Этот показатель близок к объему спроса, но не вполне тождественен ему.

Расчет емкости рынка  необходим для того, чтобы правильно  оценить динамику изменения на рынке, оценить перспективы рынка и  понять, какую долю рынка занимает продукт/марка.

Емкость рынка измеряется в натуральном и/или денежном показателях в рамках определенного  географического сегмента, обычно за временной период берется год (в  силу сезонности многих товаров).

Ёмкость рынка имеет тенденцию  к росту, к снижению или остаётся неизменной. Емкость рынка зависит от потребности рынка в данном товаре или услуге, а также других факторов.

Расчетная ёмкости рынка - это, "расчетная или прогнозируемая величина" и не более того. Эта  величина рассчитывается на основании  определенных предположений и обобщений  различных фактов, имевших место  в прошлом, но не в будущем. Однако часто случается, что расчетные  и реальные показатели ёмкости рынка  рознятся[8].

Математически, ёмкость рынка  можно выразить следующим образом:

Е = М х С; где:

Е - емкость рынка в  натуральном или денежном выражении (ед./год, руб./год.);

М - количество реализуемого товара в год (ед.);

С - стоимость товара (руб.)

Существуют различные  подходы и методы по расчету ёмкости  рынка:

1. Экспертный подход к  определению ёмкости рынка;

2. Экономико-математическое моделирование ёмкости рынка; Наиболее простым методом оценки емкости рынка при экономико-математическом подходе является формирование трендовых моделей, которые основываются на математическом выравнивании динамического ряда фактических значений общего потребления конкретной группы товаров или услуг, имевших место в отдельные моменты времени t, посредством выбора функциональной зависимости и расчета ее параметров, т.е. определение зависимостей вида:

         E = f(t),

где E - величина емкости рынка  конкретной группы товаров или услуг;

t - временной параметр.

Полученные трендовые  модели обеспечивают возможность экстраполяции  выявленных зависимостей на планируемые  моменты времени с целью получения  прогнозных оценок емкости рынка[9].

3. Метод прогнозирования

4. Метод средней оценки  по индивидуальным оценкам экспертов. Эксперты - сотрудники организации, внешние эксперты и консультанты - высказывают индивидуальное мнение относительно возможного значения емкости рынка в планируемом периоде. На основе оценок всех экспертов рассчитывается окончательная оценка емкости рынка как простое среднее арифметическое индивидуальных оценок экспертов.

5. Метод пессимистических, оптимистических и наиболее вероятностных  мнений. Эксперты высказывают пессимистическое, оптимистическое и наиболее вероятностное мнения относительно величины емкости рынка; каждому мнению присваивается весовой коэффициент, характеризующий вероятность возникновения ситуации, при которой фактическая емкость рынка будет соответствовать экспертной оценке. По каждому эксперту определяется итоговая оценка как среднее арифметическое взвешенное оптимистической, пессимистической и наиболее вероятностной оценок с учетом их весовых коэффициентов. Средняя арифметическая простая из итоговых оценок экспертов характеризует прогноз емкости рынка.

6. Метод комиссии. Группа  специалистов организации, отраслевых  экспертов выносит согласованное  решение относительно возможного  значения емкости рынка в планируемом  периоде.

7. Метод «Дельфи». Многоразовые индивидуальные опросы экспертов: оценки экспертов, полученные при первом опросе, предоставляются каждому эксперту с тем, чтобы он уточнил свою индивидуальную оценку с учетом мнения других экспертов. Процедуры уточнения мнений проводятся до тех пор, пока разброс мнений всех экспертов не будет соответствовать заранее определенному значению их дисперсии; окончательная прогнозная оценка емкости рынка является средней индивидуальных экспертных заключений.

8. Метод сводного индекса  готовности приобретения продукции  потенциальными потребителями. Потенциальные  потребители продукции выражают  свое отношение к степени привлекательности  для них определенной групп  продукции.

Методика расчета ёмкости  рынка основанная на статистических данных, а так же ряд других методик.

Следует иметь в виду, что любой расчет емкости рынка  имеет свои особенности, и порой  требует введения определенных поправочных  коэффициентов.

Еще одним специфическим  показателем является показатель насыщенности рынка, который играет самостоятельную роль в конъюнктурном анализе, поскольку он оказывает сильное влияние на цикличность рынка, ограничивая спрос. Насыщенность рынка – это степень обеспеченности потребителей товарами, определяемая или экспертным путем, или на основе выборочного исследования домашних хозяйств.

Рынок товаров и услуг  – сложное многоструктурное явление. Его развитие происходит в связи и координации с другими компонентами рыночной экономики и социальной жизни. Пропорциональность, т.е. оптимальное соотношение между различными элементами рынка, – важнейшее условие «здоровья» рынка и его нормального поступательного развития. Диспропорции, деформации отдельных составных частей рынка ведут к кризисным формам развития, затрудняют и искажают рыночные отношения, делают рынок недостаточно эффективным.

Изучение макро- и микропропорций рынка представляет собой важную и всегда актуальную задачу статистики рыночной конъюнктуры. Наряду с констатацией и оценкой сложившихся пропорций необходимы характеристики тенденций изменений в пропорциях, анализ структурных сдвигов и региональных различий пропорций рынка.

Аппарат статистического  исследования пропорциональности рынка включает следующие инструменты анализа: балансовый метод, относительные величины структуры и координации, компаративные (сравнительные) индексы, коэффициенты эластичности. В структурном анализе можно использовать методы анализа колеблемости показателей пропорциональности, их трендовые и регрессионные модели, индексный метод анализа, группировки регионов и фирм по структурным показателям и т.д.

В анализе пропорциональности рынка используются главным образом два основных относительных показателя структуры: доля (удельный вес), т.е. характеристика места части в целом, и коэффициент соотношения, т.е. непосредственное сопоставление двух явлений или частей одной совокупности. Показатель отражает место, которое данная часть занимает во всей совокупности. Как правило, доля исчисляется в процентах, т.е. на 100 единиц явления, но иногда и в коэффициентах, на одну единицу явления. При изучении пропорций рынка широко используется графический метод, в частности секторные диаграммы. Исходные данные выражаются как в натуральных, так и в стоимостных единицах.

Анализ пропорций рынка  должен осуществляться как в статике, так и в динамике. При сравнении (динамическом, территориальном, отраслевом и т.п.) доли исчисляется относительный показатель – индекс доли.

Особый показатель пропорциональности – компаративный индекс – позволяет сравнивать динамические пропорции.

Компаративный индекс представляет собой отношение индексов (темпов роста) двух явлений или частей совокупности.

Например, отношение индекса  продажи потребительских продуктов к индексу продажи услуг или отношение индекса розничного товарооборота к индексу денежных доходов населения.

Центральным моментом оценки и анализа рыночной конъюнктуры является изучение тенденций и особенностей развития рынка, его устойчивости. Для определения вектора и скорости его развития строятся динамические ряды показателей – индикаторов рынка и показателей деловой активности; исчисляются базисные, цепные и средние за период темпы роста. Целесообразно также рассчитывать компаративные темпы роста для взаимообусловленных показателей, особенно в тех случаях, когда один показатель изменяется быстрее или медленнее другого.

На основе технической  и трендовой моделей можно выявить и в последнем случае измерить устойчивость развития рынка во времени. Технический способ позволяет только визуально оценить отклонения фактических уровней ряда от линии, характеризующей тенденцию, и дать атрибутивную оценку степени устойчивости: высокая, низкая и т.д.

Трендовая же модель дает возможность  использовать для оценки устойчивости развития объективные количественные показатели колеблемости. Устойчивость (или неустойчивость) динамического развития рынка проявляется в характере отклонений фактических уровней развития от основной тенденции, т.е. от тренда. Это позволяет измерять устойчивость развития рынка известным в анализе динамики показателем – коэффициентом аппроксимации.

Для анализа БЛОКА 2 необходимо статистическое изучение цен, которое требует развернутой системы показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики. Система показателей должна отразить различные виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по социально-доходным группам, различным субрынкам. В системе показателей статистики цен  отражаются показатели цен, их соотношений, статистические оценки соответствия, потребительские предпочтения и др. (табл. 1). Важнейшими остаются показатели динамики и прогнозные оценки.

Таблица 1

Система показателей статистики цен и ценообразования

Блоки показателей

Показатели

Субпоказатели

 

Уровень цен

Индивидуальный уровень

Моментная цена товарного  вида, сорта товара-представителя

Средний уровень

Средняя цена на дату и за период: потоварной группе (комплексу); по территории, в том числе по городу и селу; по субрынкам; по группам покупателей

Обобщающий уровень

Стоимость потребительской  корзины;

отношение индивидуальной, средней и

обобщающей цены к доходу

Структура цены

Себестоимость,наценки,скидки (оптовые, розничные), налоги

Удельный вес каждого  элемента в конечной (розничной) цене товара; удельный вес валового дохода в товарообороте; со-

отношение оптовых и розничных  цен;

соотношение структурных  элементов

розничных цен

Соотношение цен

Коэффициенты соотношения  цен регионов, субрынков, товаров

Отношение цен товаров  к базовой цене;

степень отклонения соотношений  цен от

базовых; степень устойчивости соотношений в динамике

Вариация цен

Показатели вариации цен  в

пространстве (социально-

экономическом и географическом) и во времени

Распределение цен в пределах товарной

группы (группировка одноименных  товаров по уровню цен); уровень территориальной  колеблемости цен (группировка

регионов или поселений  по уровню цен);уровень устойчивости цен в динамике(коэффициент аппроксимации трендовой модели); уровень сезонных и цикличных колебаний цен; степень различий

цен покупок в социальных группах населения(группировки потребителей по

уровню цен покупки)

Динамика цен

Показатели динамики отдельных  товаров-

представителей, товарных

групп, всех товаров

Индивидуальные индексы  цен; групповые индексы цен; общий (сводный) индекс цен; индекс средних  цен; тренд цен

Информация о работе Развитие потребительского рынка в регионе