Развитие потребительского рынка в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Чтобы данная курсовая смогла удовлетворить выдвинутые цели, необходимо определить основные задачи, которые помогут в реализации данной цели:
1) Выявить понятие потребительского рынка, основные трактовки, предложенные научными деятелями и учеными, основные принципы и особенности;
2) Выяснить и наглядно продемонстрировать методы, которые характеризуют потребительский рынок, с помощью данных по городу Иванову.

Вложенные файлы: 1 файл

новая.docx

— 234.12 Кб (Скачать файл)

 

Чтобы проанализировать Блок 4 необходимо охватить все показатели, связанные с товарооборотом, товарными запасами, товарооборочиваемости.

Товарооборот - это общая сумма всех учетных продаж и услуг, а также выручка от комиссионных, прямых и транзитных операций (товар поступает от поставщика непосредственно к покупателю без промежуточного хранения на складе), комиссионных платежей и возмещений расходов, связанных с посреднической деятельностью (а не стоимость реализованных товаров)[11].

Товарооборот — процесс  обмена товаров на деньги, стоимость  товарной массы в соответствующих  ценах; он равен денежной выручке  продавца и денежным расходам покупателя[12].

Важной разновидностью товарооборота  является розничный товарооборот. Это показатель, который характеризует ровня жизни, материального и культурного состояния населения страны и региона. Для характеристики уровня жизни населения используется целая система аналитических показателей, которые являются исходящими из объема товарооборота: объем потребления определенных видов продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечение населения товарами культурно-бытового назначения, соответствие потребления рациональным нормам и др[13]. Экономическая сущность розничного товарооборота выражается отношениями, связанными с обменом денежных средств на товары. Розничный товарооборот передает товары конечным потребителям и характеризует завершение процесса обращения. Товары из сферы обращения поступают в сферу потребления, становятся собственностью потребителя, используются или образуют потребительский фонд, т. е. перестают быть товарами.

В рамках данного показателя можно посмотреть его развитие в  динамике, т.е. можно с помощью его утверждать, что купля-продажа товаров осуществляется не только в пространстве, но и во времени.

Тенденции изменения товарооборота  во времени относятся к важнейшим  оценкам состояния и развития рынков товаров и услуг. Перспективы  развития рынка, а следовательно, и масштабы коммерческого риска в большой степени зависят от характера и интенсивности развития товарооборота. Динамика товарооборота является одной из главных составляющих уровня жизни. Динамика товарооборота, с одной стороны, отражает основные закономерности покупательского спроса и тенденции его удовлетворения, с другой – определяет потенциальные возможности получения валового дохода, а затем и прибыли. Динамика товарооборота является проявлением действия рыночного механизма, следствием фактически сложившихся пропорций спроса и предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическое обоснование основных рассматриваемых методов

2.1 Характеристика потребительского  рынка г. Иванова

Потребительский рынок является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения Ивановской области и  представлен как объединение  следующих элементов: оптовая и  розничная торговля, индустрия гостеприимства (ресторанно-гостиничный бизнес и туризм), бытовое обслуживание населения, общественное питание и др. В рамках данной курсовой хотелось бы более полно рассмотреть результаты работы данных элементов, в рамках функционирования всего потребительского рынка.

Потребительский рынок является наиболее гибким и устойчивым сектором экономики. Несмотря на высокую зависимость  от потребительского поведения, рынок  торговли и услуг весьма динамично  развивается в посткризисный  период.

В структуре товарооборота  потребительского рынка области  по итогам 2010 года на долю розничной  торговли приходится 46,2%. Доля оптовой  торговли составляет 50,6%. Оборот общественного  питания и объем бытовых услуг  населению занимают 1,5% и 1,6% соответственно.

По сравнению с аналогичным  периодом прошлого года увеличилась  доля оборота оптовой торговли, а  доли оборота розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания – уменьшились.

Оборот розничной торговли за 2010 год в сопоставимых ценах  вырос на 11,4% и составил 70,5 млрд. рублей. Объёмы продаж продовольственных товаров  пока по-прежнему опережали непродовольственный  сегмент в пропорции 51,3% и 48,7%. Рост оптового товарооборота составил 11,7%, объём предоставленных бытовых  услуг населению увеличился на 9,9%, а оборот общественного питания  – на 1,8% в сопоставимых ценах(табл 1).

Данные статистики свидетельствуют  о том, что рынок товаров и  услуг восстанавливается, однако докризисные  темпы роста пока не достигнуты.

Таблица 2

 

Основные показатели розничной  торговли в регионе

Показатели

Единицы измерения

2008

2009

2010

Оборот розничной торговли

Млн.р.

57854,7

59158,9

70543,9

Индекс физического объема оборота  розничной торговли

%

133,9

92,0

111,4

Оборот оптовой торговли

Млн.р

47096,4

60286,4

77241,5

Индекс физического объема оборота  оптовой торговли

%

114,0

114,3

111,7

Объем бытовых услуг населению

Млн.р

1862,7

2077,2

2435,5

Индекс физического объема бытовых  услуг

%

99,6

90,4

109,9

Оборот общественного питания

Млн.р

2628,4

2153,5

2342,7

Индекс физического объема общественного  питания

%

118,3

73,8

101,8


 

Что же касается оборота  розничной торговли, в сравнении  с Владимирской и Костромской  областями, то можно сказать, что  Ивановская область занимает промежуточную  позицию между ними. При этом, не смотря на то, что область не является лидирующей, можно увидеть устойчивую динамику данного показателя.

Таблица 3

Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах), млн.р.

Область

2008

2009

2010

В процентах к 2009 (в сопоставимых ценах)

Ивановская

57855

59159

71001

112,2

Владимирская

83270

85660

97293

107,6

Костромская

38142

40343

46092

106,8


 

  В расчёте же на душу населения этот показатель был незначительно меньше чем в  Костромской и Владимирских областях, то же самое можно сказать о месте, которое занимает Ивановская область среди сравниваемых областей, но если анализировать данный показатель среди регионов всей России, то можно утверждать что Ивановская область занимает достаточно низкую позицию (табл. 2).

Таблица 4

 

Оборот розничной торговли на душу населения (в фактический  действовавших ценах) млн.р.

Область

2008

2009

2010

В процентах к 2009 (в сопоставимых ценах)

Ивановская

53751

55299 

66664

73

Владимирская

57642

59697

67241

72

Костромская

54906 

58441

68917

71


 

В результате анализа основных данных потребительского рынка, можно  сказать что, у всех рассматриваемых  данных наблюдается динамика, но необходимо учитывать и то, что Ивановская область по сравнению с другими  занимает достаточно низкую позицию.

Чтобы более полно понять характеристику потребительского рынка, кроме рассмотренных выше основных показателей, необходимо более детально рассмотреть рынок услуг города Иванова. Для этого необходимо прежде всего вывить долю услуг в общем  объеме потребительского рынка(рис3).

В целом сеть предприятий  бытового обслуживания населения в 2010 году наблюдалась позитивная динамика . Служба быта в Ивановской области в истекшем 2010 году развивалась, наращивая общий объём услуг, как в фактических ценах, так и в сопоставимых ценах. Но так же необходимо отметить и негативный момент, который выражался в том, чтоз а 2010 год снизились темпы роста объёмов предоставления населению бытовых услуг крупными и средними предприятиями в 11 муниципальных образованиях: в муниципальных районах Гаврилово-Посадском (33,1 %), Заволжском (95,7 %), Ивановском (56,3 %), Ильинском (41,2 %), Комсомольском (88,5 %), Приволжском (39,9 %), Пучежском (80,7 %), Тейковском (98,8 %), Южском (94,5 %), в городских округах Иваново (98,9 %) и Кинешма (98,1 %). За 2010 год при объёме бытовых услуг 2,44 млрд. рублей темп роста составил 117,2 % к уровню 2009 года, а индекс физического объёма – 109,9 %. В Ивановской области действуют 1838 объектов по оказанию бытовых услуг, в которых трудятся 7741 специалист.

По количеству в регионе  преобладают объекты по оказанию парикмахерских услуг (480 единиц) и мастерские по ремонту и техобслуживанию  автотранспортных средств (281). В пределах от 100 до 200 объектов составляют обувные  мастерские (173), объекты по ремонту  жилья (120), по оказанию ритуальных услуг (115), ателье по пошиву и ремонту одежды (104). Мало объектов по изготовлению головных уборов (7) и трикотажных изделий (6).

По сравнению с 2009 годом  общее количество объектов службы быта в Ивановской области выросло  на 6,3 процента. Численность же работников, задействованных в сфере бытовых  услуг, увеличилась на 4,7 процента.

Так же необходимо отметить тот факт, что суммарный норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в целом составляет 413 торг.площ, среди них площади рассчитанные на торговлю продовольственными товарами составляет 126 торг.площ, а непродовольственными товарами 287 торг.площ[16].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Практическое применение основных показателей и методов

Чтобы наглядно посмотреть методологию рассмотренную в пункте 1.2, то проанализируем все специфические методы, которые рассмотрены в блоке №1 . Таким характерным показателем является емкость рынка.  Метод оценки емкости рынка, в данном случае рассчитаем на основе массового потребления, который базируется на анализе общедоступных показателей социально-экономического развития региона, в котором оценивается емкость исследуемого рынка, по сравнению с аналогичными данными в целом по стране или по отдельным регионам России, для которых известен размер данного рынка. Используемый пример расчета емкости рынка общественного питания г. Иванова базируется на сравнительной оценке покупательной способности жителей Владимира. По официальным данным Департамента потребительского рынка г. Владимира, из  909 предприятий общественного питания города порядка 210 приходится на систему быстрого питания. В Владимире - 22 стационарных фаст-фудов(бистро) и 158 предприятий быстрого обслуживания (не имеющие залы обслуживания посетителей). Таким образом, если объем общественного питания Владимирской области в 2009 г. составлял 47040000 руб, то в 2010 году он составил 48650000руб.

Таким образом, в 2011 г. среднестатистический житель Владимира (из расчета населения в 1430 тыс. человек) потратил на быструю еду в среднем 328 руб., а в 2012 г. этот показатель составит около 336 руб. Рассчитаем коэффициент адаптации данных о Владимирском рынке общественного питания для расчета емкости рынка общественного питания г. Иванова. Значения показателей социально-экономического положения Владимира используются в расчетах как базовые по отношению к аналогичным показателям по г. Иванову[15]. Коэффициент адаптации (Ка) рассчитывается следующим образом:

Ка = К1 x К2 x К3,

где К1 - отношение темпа роста оборота розничной торговли в г. Иванова к темпу роста оборота розничной торговли во Владимире за один и тот же период в сопоставимых ценах;

К2 - отношение числа фиксированных наборов потребительских товаров и услуг, которое возможно купить на среднемесячную номинальную начисленную заработную плату в г. Иваново, к аналогичному показателю в Владимира на одну и ту же дату;

К3 - отношение темпа роста реальных денежных доходов населения в г. Иванове к темпу роста реальных денежных доходов населения во Владимире за один и тот же период[14].

В январе 2012г. темп роста оборота розничной торговли по сравнению с соответствующим периодом 2011 г. в сопоставимых ценах во Владимире и г. Иванове составил соответственно 11,4 и 29,2%. Таким образом, К1 = 2,56.

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в январе 2012г. во Владимире и г. Иванове составила соответственно 8638,81 и 8514,2 млн.руб.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в январе 2012 г. во Владимире и г. Иванове составила соответственно 16160 и 15115 руб.

Таким образом, количество фиксированных  наборов потребительских товаров  и услуг, которое возможно купить на среднемесячную номинальную начисленную  заработную плату, в январе 2012 г. во Владимире и г. Иванове составило соответственно 1,87 и 1,77. Таким образом, К2 = 0,94.

Темп роста реальных денежных доходов населения по сравнению с аналогичным периодом в январе 2012 г. во Владимире и г.Иваново составил соответственно 122,4 и 97%. Таким образом, К3 = 0,79.

Значение коэффициента адаптации данных о Владимирском рынке общественного питания для расчета емкости рынка общественного питания г. Иванова в январе 2012 г. составляет:

Ка = 2,56*0,94*0,79 = 1,90.

Таким образом, в 2012 г. среднестатистический житель г. Иванова потратит на быструю еду:

336 руб. x 1,90 = 638,4 руб.

Население г. Иванова по данным росстата составляют на 1 января 2012 года 1054040чел,отсюда следует, что прогнозируемая емкость рынка общественного питания г. Иванова (на основании данных о Владимирском рынке общественного питания и при использовании коэффициента адаптации для расчета емкости рынка общественного питания г. Иванова) в  январе 2012 г. составило[17]:

Информация о работе Развитие потребительского рынка в регионе