Развитие форм собственности в России. Современные формы собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 09:16, курсовая работа

Краткое описание

Вся история экономических катаклизмов имеет в своей основе трансформацию отношений собственности. Новейшая экономическая история России не является в этом смысле исключением. Смена форм собственности в России происходила революционными темпами и в условиях, когда само понятие собственности по-разному трактовалось самими реформаторами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3

ГЛАВА 1.РАЗВИТИЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИ………...…..6

Понятие и классификация форм собственности………………….…...6
1.2. Преобразования форм собственности в условиях перехода к рыночным отношениям………………………………………………………………....…13
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ ..……….…18
Приватизация в России. Этапы……………..………………………....18
Итоги приватизации в России………………...…………………….…23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….….27
ИСТОЧНИКИ…………………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….33
ИНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ…………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….35
Таблица №1……………………………………………………………………35
Таблица №2……………………………………………………………………36
Таблица №3……………………………………………………………………37
Таблица №4……………………………………………………………………39
Таблица№5…………………………………………………………………….41Таблица №6……………………………………………………………………43

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 287.50 Кб (Скачать файл)

                                                                                                 Таблица № 2

Общая схема форм собственности

 

Детализация форм собственности в указанной классификации характеризуется следующим:


1. Частная собственность - одна  из форм собственности, означающая  абсолютное, защищенное законом  право гражданина или юридического  лица на конкретное имущество, включая средства производства. Как правовой институт сложилась  в римском праве. Одна из трех основных форм собственности, признаваемых законодательством РФ. Так, п. 2 ст. 9 Конституции РФ гласит, что "земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности". Выступает в виде собственности граждан и юридических лиц (в т.ч. общественных и религиозных организаций). Институт частной собственности был восстановлен в отечественном законодательстве (после длительного перерыва) в 1990 г.

2. Общая собственность - право собственности  двух или нескольких лиц (участников общей собственности) на одно и то же имущество. По ст. 244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

3. Государственная собственность - в соответствии со ст. 214 ГК  РФ имущество, принадлежащее на  праве собственности РФ (федеральная  собственность) и субъектам РФ (собственность  субъекта РФ). Земля и другие  природные ресурсы, не находящиеся  в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти в пределах их компетенции. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

4. Личная собственность - в социалистическом (советском) праве так называлась  частная собственность, чтобы подчеркнуть, что она может быть использована только для удовлетворения потребностей лица в соответствии с назначением объекта собственности, но не для извлечения доходов или спекуляции. До принятия Закона СССР о собственности 1990 г. круг предметов, могущих находиться в личная собственность, был сильно ограничен.

5. Долевая собственность - в гражданском  праве общая собственность, доли  участников которой определены. Если доли участников долевой  собственности не могут быть  определены на основании закона и не установлены соглашением ее участников, они считаются равными. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении норм о преимущественном праве покупки.

6. Совместная собственность - разновидность  общей собственности, в которой  доли каждого собственника не  определены. Согласно ст. 254 ГК РФ  участники совместной собственности, если иное не предусмотрено  соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом. Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из них совершена сделка по распоряжению. Каждый из участников совместной собственности вправе распорядиться общим имуществом, если иное не вытекает из соглашения всех участников. Совершенная одним из участников совместной собственности сделка, связанная с распоряжением общим имуществом, может быть признана недействительной по требованию остальных по мотивам отсутствия у такого участника необходимых полномочий только в случае, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об этом. Указанные выше правила применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности ГК РФ или другими законами не установлено иное. Раздел общего имущества между участниками совместной собственности, а также выдел доли одного из них допустим только после определения доли каждого участника.

7. Муниципальная собственность - одна  из трех основных форм собственности, признаваемых законодательством  РФ. Так, п. 2 ст. 9 Конституции РФ гласит, что "земля и другие природные  ресурсы могут находиться в  частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности". ГК РФ также устанавливает (п. 1 ст. 212), что в РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Субъектами права муниципальной собственности выступают муниципальные образования. От их имени права по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью осуществляют органы местного самоуправления.

Теперь обратимся к отнюдь не праздному вопросу: какая из рассмотренных форм собственности лучше? Обычно этот вопрос становится в виде дилеммы: государственная,  частная или иная форма собственности? В действительности такая альтернативная постановка вопроса неплодотворна. Речь должна идти о поиске наиболее рационального, оптимального сочетания всех форм.

Критерий оценки может быть только один: какая форма собственности обеспечивает в данный исторический момент и в отдаленной перспективе более высокий уровень удовлетворения потребностей населения в благах, но обязательно с учетом индикаторов качества жизни.

По совокупности этих критериев предпочтение следует отдать частной собственности, являющейся в настоящее время стержнем развитой рыночной экономики. Она содержит в себе мотивы прибыли и конкуренции, реализация которых приносит наивысшую экономическую эффективность и наилучшее удовлетворение потребностей. Однако и частная собственность имеет свои недостатки, в первую очередь касающиеся занятости и безработицы. Ведь мотив прибыли и конкуренции вынуждает предпринимателей постоянно стремиться к возможно большему сокращению издержек производства, в том числе и на наем рабочей силы.

Рыночная трансформация, естественно, в первую очередь требовала вытеснения государственной собственности частным путем приватизации первой и создания новых частных предприятий.

 

1.2. Преобразования форм собственности в  условиях перехода к рыночным отношениям

 

Основой экономической системы в СССР являлась общественная собственность на средства производства, которая выступала в виде государственной собственности. Уже в 30-е годы она была объявлена преобладающей, а к началу 90-х годов социальная структура форм собственности имела следующий вид: государственная - 89,2 %, колхозная - 8,3 % кооперативов по производству товаров и услуг (в т.ч. - ЖСК) - 1,4 %, собственность граждан - 1,1 % [7 с. 175]

По данным Счетной палаты РФ, приведенным в «Анализе процессов приватизации государственной собственности в РФ за период 1993 – 2003 годы», государственная форма собственности превалировала в 1991 году в экономике Российской Федерации в 1991 году и составляла 95,8 % [10] .

Одновременно с этим абсолютная государственная монополизация средств производства сопровождалась объективно обусловленным "сращиванием" исполнительной, законодательной и судебной ступеней власти под руководством ЦК КПСС и его органов на местах. Такая "партийно-бюрократическая машина", захватив все "рычаги власти", управляла экономически, социально и идеологически уже не только средствами производства от имени народа, но и самим народом, манипулируя его сознанием в своих собственных интересах.

В экономической области это проявилось, прежде всего в прямом отрицании:

    • конкуренции как регулирующего и контролирующего механизма и замены ее на социалистическое соревнование, с вручением его победителям переходящих знамен, вымпелов, почетных грамот, медалей, денежных премий и т.п.;
    • системы рынков и цен как основной организующей силы и замены их планом и плановым ценообразованием.

В годовых планах, которые "спускались сверху" (от Госплана к министерствам, а оттуда предприятиям), в качестве основного директивного документа (обязательного к исполнению) содержалось большое число показателей (объем производства, фонд зарплаты, численность работников и т.д.). Кроме того, определялось, кому, в каком количестве, по каким ценам продавать продукцию, у кого приобретать необходимые для производства сырье, материалы и т.п.

Таким образом, органы управления "наверху" присвоили себе все основные правомочия собственника, передав коллективам предприятий лишь право пользования средствами производства, а руководству предприятий - лишь ограниченное право оперативного управления.

Однако в конечном итоге "партийно-бюрократическая машина, сохранив свое ведущее положение, вошла в конфликт с "перестройкой", и сложившиеся в 1987-1990 гг. благоприятные возможности для перехода к рыночным отношениям были упущены. В довершение ко всему произошел распад СССР и образовались самостоятельные государства, в т.ч. и Российская Федерация.

Курс, взятый в РФ на коренную перестройку экономики, был ориентирован на создание условий для перехода к рыночным отношениям и осуществлялся по варианту "шоковой терапии". Стратегия этого варианта предполагала:

  1. Разработку и применение антиинфляционной стабилизационной программы;

  1. Проведение глубоких институциональных реформ и прежде всего кардинальных преобразований в отношениях собственности и ее форм.

Преобразование отношений собственности в экономическом плане достаточно подробно рассмотрено в "Экономикс" (Р. Мак-коннелл, Л. Брю) на примере перемещения ресурсов из негосударственного (частного) в государственный (общественный) сектор экономики. Критерий такого перемещения основывается на сравнительном анализе издержек и выгод, получаемых вследствие этого перемещения: если потери от изъятия ресурсов из частного сектора меньше дополнительных выгод, полученных в государственном секторе, то такое перемещение экономически целесообразно. Иначе говоря, преобразование частной собственности в общественную имеет экономический смысл тогда, когда оно способствует более эффективному использованию ресурсов обществом. Этот критерий используется и при перераспределении прав собственности между ее различными субъектами.

В переходной экономике создаются экономические предпосылки для развития различных форм собственности. Основной тенденцией становится возрастание доли частного сектора. Формирование широкомасштабного частного сектора связано с необходимостью ликвидации старых дореформенных структур и создания новых институтов рыночной экономики. В концепции переходной экономики предусматривается созданием равных стартовых условий для предприятий с различными формами собственности [1 с. 194]. 

Необходимость преобразований абсолютно монополизированной государственной формы собственности в нашей стране практически не вызывала сомнения, даже у большинства властных структур. Однако по поводу направлений и методов этих преобразований разгорелась ожесточенная борьба не только между представителями "старой" и "новой" партийно-бюрократической номенклатуры, но и внутри нее. К этой борьбе "подключились" и представители региональных и местных структур, хозяйственные руководители, а также "теневой" капитал.

Все они хотели получить на "законных" основаниях в соответствии с возможностями занимаемого положения свою долю общественного имущества или легализовать уже имеющееся.

Результатом этой борьбы и стала государственная программа приватизации, подготовка которой продолжалась в течение 1992 г.

Приватизация была направлена на повышение эффективности хозяйственной деятельности через развитие рынка и формирование слоя частных собственников-предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и создание конкурентной среды, привлечение иностранных инвестиций, содействие демократизации экономики. Сложный хозяйственный комплекс с установившимися связями был рывком брошен в рыночную стихию. В рынок страна вступила, будучи не подготовленной ни в экономическом, ни в социальном плане.

Выбор направлений и форм преобразований в переходной экономике России осуществлялся в ходе острых дискуссий, которые велись по следующим основным направлениям. В качестве приоритетных обосновывалось: разгосударствление с сохранением государственной собственности на крупных предприятиях и приватизация в сфере малого бизнеса; создание коллективных предприятий, как с неделимой, так и коллективно-долевой собственностью; бесплатное распределение государственного имущества среди населения (через специальные приватизационные счета, государственные ценные бумаги и др.); акционирование предприятий и продажа с аукциона акций и самих предприятий. Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.

В основу программы приватизации была положена модель сочетания коммерческого подхода с льготной продажей и безвозмездной передачей части госсобственности трудовым коллективам или обменом ваучеров на акции. Было принято решение о двух этапах приватизации - ваучерной (бесплатной) и денежной (платной).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

2.1. Приватизация в России. Этапы.

 

В течение многих десятилетий в России абсолютно преобладала государственная форма собственности. Общественная собственность, которая в результате социалистической революции должна была прийти на смену частной, практически превратилась в бюрократическую ведомственно-отраслевую собственность. Отношения собственности в тех конкретных формах, которые сложились в СССР к середине 80-х годов, стали тормозом социально-экономического развития общества.

Снижение темпов социально-экономического развития, падение эффективности общественного производства потребовали изменения хозяйственного механизма, перехода от плановой к рыночной (смешанной) экономике. Последнее невозможно без демонтажа тоталитарного огосударствления экономики, формирования принципиально новой системы отношений собственности. Очевидно, что негосударственные формы собственности в России могли возникнуть лишь путем приватизации – перехода объектов собственности из государственной собственности в частную.

Информация о работе Развитие форм собственности в России. Современные формы собственности