Размещение предприятий розничной торговли как фактор обеспечения его конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить виды торговых пространств города, методику оценки их экономической привлекательности, факторы, критерии и принципы размещения розничных торговых предприятий.

Содержание

I.Теоретическая часть
Введение 1. Значение выбора месторасположения розничного торгового предприятия 2. Основные типы торговых пространств города и размещения розничных торговых сетей 3. Критерии и принципы размещения предприятий розничной торговли 4. Влияние размещения предприятия на его конкурентоспособность
Заключение Список используемой литературы
II.Практическая часть

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ЭО.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Размещение  предприятий розничной торговли как фактор обеспечения его конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Королева Е.Ю, гр. Эд-108

 

 

 

 

 

2009г.

 

                                                         Содержание 

I.Теоретическая часть

 Введение                                                                                                                                                                        1. Значение выбора месторасположения розничного торгового предприятия                                                                                                                                                                     2. Основные типы торговых пространств города и размещения розничных торговых сетей                                                                                                                                                                             3. Критерии и принципы размещения предприятий розничной торговли                                                                                                                                    4. Влияние размещения предприятия на его конкурентоспособность   

Заключение                                                                                                                                                                               Список используемой литературы

II.Практическая часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цель курсовой работы - изучить виды торговых пространств города, методику оценки их экономической привлекательности, факторы, критерии и принципы размещения розничных торговых предприятий.                                                                                                                                                                                                                

Данная тема весьма актуальна. Это  связано с тем, что проблеме оптимального размещения торговых предприятий до сих пор уделяется недостаточное  внимание. Мало изучены характер и  степень влияния на эффективность коммерческой деятельности (и в том числе торговых предприятий) и логистики таких параметров, как размер торгового предприятия, его размещение. В последние годы произошли существенные положительные изменения в развитии торговли и размещении предприятий этой отрасли, что обусловлено рыночными преобразованиями в России в начале третьего тысячелетия. Проблема размещения розничных торговых предприятий становится все более актуальной, а научно-методический аппарат ее решения - все более востребованным. Актуальность проблемы развития и размещения предприятий розничной торговли весьма велика. Это объясняется двумя главными причинами:                                                                                                                            1. Плохо развитой сферой розничной торговли в РФ и ее отставанием от индустриально развитых государств в первые годы рыночных преобразований;                                                                                                                                                    2. Высокой степенью влияния таких факторов, как обеспеченность населения торговыми площадями, мощность, специализация и размещение торговых предприятий на качество и эффективность их работы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение выбора месторасположения розничного торгового предприятия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

В ряду факторов, определяющих эффективность розничных торговых предприятий, их рациональное размещение (выбор места) является, пожалуй, самым главным. Понятно, что действие этого фактора взаимосвязано и с другими (специализация, размер торгового предприятия и т.д.).  Большое значение выбору местоположения розничного торгового предприятия придавалось в России в период развития капиталистических отношений до революции 1917 г. В «Практических советах по торговой практике», изданных в 1912 г., говорилось, что если купец открывает какой-либо магазин или лавку, то делает он это для того, чтобы торговать, чтобы сбывать как можно больше товаров, чтобы получать как можно больше пользы и на эту пользу жить. Это основа каждого торгового предприятия, разумная цель его существования. Размер успеха предприятия розничной торговли зависит от величины капитала купца, его работоспособности и места, в котором расположен магазин.                                                                                                     

В дореволюционной  России выбор местоположения магазина определялся, прежде всего, его типом. Розничная торговля в 1900 г., несмотря на разнообразие, включала три основных типа: торговля предметами роскоши, предметами первой необходимости, продукцией крестьянских хозяйств.                                       Характерной особенностью локализации розничной торговли являлись городские рынки и центральные районы и улицы. Например, размещение «Апраксина Двора» в Санкт-Петербурге или ГУМа в Москве. Это относится и к российским городам. Так, в Екатеринбурге главной коммерческой улицей считалась Уктусская (ныне ул. 8 Марта). Она была одной из центральных и пересекала весь город от края до края. На нее выходили Гостиный двор, Зеленый рынок, Хлебная площадь (теперь дендрарий). Здесь же находились лавки и магазины Сысергских заводов и крупных мельниц. Например, здание Дома политпросвещения (в настоящее время - Театр эстрады) было построено на месте торгового заведения Буракова.                                                                                                                                                                                                      

Не  меньшее значение уделяется фактору  размещения торгового предприятия  и в настоящее время. Особый интерес  представляет анализ богатого опыта  индустриально развитых стран. Так, американские специалисты Д. Дэвидсон, Д. Лоури и др., подготовившие учебник под эгидой Администрации по делам малого бизнеса, подчеркивают: «Можно сказать, что от того, насколько удачно сделан выбор места под будущий магазин, целиком и полностью зависит дальнейшая судьба фирмы, действующей в сфере розничной торговли. Плохой выбор практически означал провал, хороший - успех» [2]. Другие американские авторы говорят о том же: "Существует мнение, что для успеха в розничной торговле необходимо учитывать три фактора: «местоположение, местоположение и еще раз местоположение»".                                                                                                          

Роль  фактора размещения розничного торгового  предприятия весьма высоко оценивается  и современными российскими коммерсантами. Приведем два примера.                                                                                                                                                                       

Так, вскрывая главную причину убыточной  работы вновь открытого розничного торгового предприятия, входящего в состав сети «Эколас», известной в России коммерческой организации по торговле обувью, менеджер данной организации говорит: «Очень неудачно выбрано место размещения магазина. Хотя он и находится в центральной части города, но в нежилом районе. Рядом размещены только мелкие торговые фирмы по реализации компьютеров, галантерейных товаров, рекламное агентство, которое посещают, в основном, оптовые покупатели. По соседству расположен элитный магазин «Европейский», посетители которого не заходят в наш магазин. Это происходит, возможно, из-за непривлекательного по сравнению с соседним магазином внешнего вида здания, скромной наружной рекламы. У нас нет постоянных покупателей также из-за отсутствия остановок транспорта». Резкое ухудшение финансовых результатов в 2003 г. небольшого розничного торгового предприятия по сравнению с предыдущими годами произошло также под влиянием фактора размещения. Магазин был расположен в самом центре г. Екатеринбурга, где вся улица была занята подобными небольшими торговыми предприятиями, а поток покупателей постоянно был весьма наполненным. По решению органов городской власти данный квартал был превращен в красивую пешеходную зону, с вымощенным плитками тротуаром, уличными фонарями, оснащен местами, где можно посидеть и отдохнуть или назначить встречу. А магазин расположился совсем неподалеку от прежнего места дислокации. Однако этого оказалось достаточно, чтобы в очень высокой степени сократились товарооборот и прибыль.                                                                                                                                                                             

Для успешного выбора месторасположения  розничного магазина необходимо знать  основные типы торговых пространств города. Зарубежные и отечественные экономисты по-разному подходят к классификации типов торговых пространств, выделяя от трех до пяти групп. Например, одна из классификаций включает пять типов: центральный деловой район, периферийный торговый центр, главная торговая артерия, торговая улица местного значения, обособленные группы магазинов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Другой подход предусматривает  три основных типа торговых пространств: деловой (торговый) центр, торговая артерия, специализированная функциональная территория.                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Традиционно сложилось представление  о том, что приближение торговых предприятий к центральным районам  является наиболее выгодным для продавца, поскольку при этом возрастает мощность и интенсивность покупательского потока. Между тем новейший опыт организации розничной торговли и размещения торговых предприятий дает и весьма убедительные примеры в пользу преимуществ другого подхода к размещению розничных торговых предприятий: на окраине, на значительном удалении их как от центра города, так и от места проживания покупателей.                                                                                               

Таким образом, можно сказать, что с точки зрения размещения розничных торговых предприятий можно назвать два подхода:                                                                                                                                                                                              - тяготение к центральным районам города;                                                                                                                               - размещение крупнейших по размеру торговых предприятий на окраине.                                                         

Первый  подход получил название торговли «потоков», второй - торговли типа «траффик». Отличительными особенностями «траффик» - торговли являются расположение дискаунтов в гипермаркетах на периферии города.                                                                                                                                                                                       

Обязательными условиями являются:                                                                                                                                             - наличие хорошо организованной парковки: «Без парковки нет бизнеса»;                                                                                         - самый широкий товарный ассортимент, когда в одном месте можно купить все;                                                                           - низкие цены, что возможно за счет реализации эффекта масштаба торговли.                                                      

Вернемся  к рассмотрению городских торговых пространств.                                                                                                                          

Понятие «торговый центр» трактуется достаточно широко. Можно выделить два главных толкования их сути: торговый центр как крупное, специально построенное здание, предназначенное для осуществления торгового обслуживания населения; торговый центр как особая часть городской территории.                                                                                                                                                                                                                  Здесь торговый центр рассматривается, прежде всего, в качестве особого типа торгового пространства, и в этом смысле понятия «деловой центр» и «торговый центр» можно определить как синонимы или как близкие по содержанию. Деловые (торговые) центры включают большое число связанных между собой предприятий, предоставляющих различные услуги и предлагающих разные товары.                                                                                                                                                                              

Информация о работе Размещение предприятий розничной торговли как фактор обеспечения его конкурентоспособности