Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:09, курсовая работа
Распределительные отношения имеют огромное значение для развития общественного хозяйства, прежде всего потому, что люди, вступающие в производственный процесс, вкладывающие в него свой труд или капитал, надеются получить определенные доходы. Поэто¬му распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе, и от них во мно¬гом зависит уровень его развития.
Введение ………………………………………………………………………. 3
1. Сущность, критерии распределения и структура доходов……………5
2. Неравномерность распределения доходов…………………………….. 14
3. Особенности распределения доходов в России……………………….. 20
Заключение……………………………………………………………………32
Список использованной литературы………………………………………34
Новый механизм распределения доходов от уплаты налогов (в т.ч. НДС) между федеральным и региональными бюджетами, вступивший в действие с 1 января того года, создал ситуацию, когда для региональных властей становится крайне невыгодным проведение зачетов и неденежных расчетов в различной форме. В результате (по экспертной оценке) ежемесячные налоговые отчисления в федеральный бюджет увеличились на 1-2 млрд. рублей17.
Доходы в России складываются из поступления следующих сумм налогов, сборов и других платежей:
Исполнение объемов поступления доходов федерального бюджета
в 1998-2000 гг.18
млрд. рублей
ВВП |
Всего |
Всего |
Всего доходов, в т.ч. | ||||
Доходов |
доходов, % ВВП |
М Н С России |
% ВВП |
ГТК России |
% ВВП | ||
Январь 1998 |
175,6 |
18,7 |
10,7 |
13,0 |
7,4 |
5,1 |
2,9 |
Февраль 1998 |
175,0 |
19,2 |
11,0 |
12,0 |
6,9 |
6,4 |
3,7 |
Март 1998 |
201,0 |
21,1 |
10,5 |
13,8 |
6,8 |
7,1 |
3,5 |
Апрель 1998 |
206,5 |
22,1 |
10,7 |
14,3 |
6,9 |
7,2 |
3,5 |
Май 1998 |
205,4 |
21,8 |
10,6 |
12,6 |
6,1 |
7,3 |
3,5 |
Июнь 1998 |
214,0 |
20,8 |
9,7 |
12,6 |
5,9 |
7,4 |
3,5 |
Июль 1998 |
213,0 |
20,7 |
9,7 |
13,4 |
6,3 |
6,8 |
3,2 |
Август 1998 |
220,0 |
20,7 |
9,4 |
12,4 |
5,6 |
4,7 |
2,1 |
Сентябрь 1998 |
260,7 |
17,7 |
6,8 |
10,3 |
3,9 |
6,5 |
2,5 |
Октябрь 1998 |
266,2 |
23,5 |
8,8 |
14,9 |
5,6 |
6,2 |
2,3 |
Ноябрь 1998 |
250,0 |
26,7 |
10,7 |
19,2 |
7,7 |
6,8 |
2,7 |
Январь-ноябрь 1998 |
2 387,4 |
233,0 |
9,8 |
148,5 |
6,2 |
71,6 |
3,0 |
Январь 1999 |
255,0 |
27,8 |
10,9 |
19,1 |
7,5 |
7,2 |
2,8 |
Февраль 1999 |
272,0 |
26,9 |
9,9 |
15,5 |
5,7 |
10,3 |
3,8 |
Март 1999 |
309,6 |
34,4 |
11,1 |
20,4 |
6,6 |
13,8 |
4,5 |
Апрель 1999 |
328,0 |
44,8 |
13,7 |
29,0 |
8,8 |
14,6 |
4,5 |
Май 1999 |
342,0 |
39,7 |
11,6 |
25,7 |
7,5 |
11,4 |
3,3 |
Июнь 1999 |
371,7 |
52,9 |
14,2 |
28,6 |
7,7 |
18,6 |
5,0 |
Июль 1999 |
389,0 |
55,6 |
14,3 |
32,4 |
8,3 |
20,1 |
5,2 |
Август 1999 |
422,8 |
52,2 |
12,3 |
34,1 |
8,1 |
16,0 |
3,8 |
Сентябрь 1999 |
464,0 |
53,0 |
11,4 |
34,3 |
7,4 |
13,7 |
3,0 |
Октябрь 1999 |
460,5 |
58,3 |
12,7 |
39,0 |
8,5 |
16,5 |
3,6 |
Ноябрь 1999 |
440,0 |
69,3 |
15,7 |
44,3 |
10,1 |
19,9 |
4,5 |
Январь-ноябрь 1999 |
4 054,6 |
514,9 |
12,7 |
322,4 |
8,0 |
162,1 |
4,0 |
Январь 2000 |
419,0 |
64,9 |
15,5 |
41,0 |
9,8 |
19,6 |
4,7 |
Февраль 2000 |
458,0 |
73,4 |
16,0 |
45,0 |
9,8 |
25,8 |
5,6 |
Март 2000 |
512,0 |
83,5 |
16,3 |
50,2 |
9,8 |
28,7 |
5,6 |
Апрель 2000 |
500,0 |
92,2 |
18,4 |
58,7 |
11,7 |
29,5 |
5,9 |
Май 2000 |
512,6 |
101,3 |
19,8 |
69,0 |
13,5 |
27,3 |
5,3 |
Июнь 2000 |
544,8 |
92,2 |
16,9 |
55,2 |
10,1 |
29,7 |
5,4 |
Июль 2000 |
556,8 |
88,4 |
15,9 |
54,9 |
9,9 |
29,2 |
5,2 |
Август 2000 |
616,2 |
96,9 |
15,7 |
61,2 |
9,9 |
30,5 |
4,9 |
Сентябрь 2000 |
653,0 |
90,1 |
13,8 |
54,6 |
8,4 |
31,3 |
4,8 |
Октябрь 2000 |
650,0 |
97,2 |
14,4 |
59,3 |
8,7 |
33,4 |
5,1 |
Ноябрь 2000 |
616,2 |
109,4 |
17,6 |
67,6 |
11,0 |
35,7 |
5,8 |
Январь-ноябрь 2000 |
5 422,4 |
989,8 |
18,3 |
616,9 |
11,4 |
320,6 |
5,3 |
Таблица 5
Доходы федерального бюджета в ноябре 2000 года.19
млн. рублей
Уточненный лимит |
Исполнение |
Отклонение от лимита |
% выполнения | |
Доходы, всего |
85 157,4 |
109 436,9 |
24 279,5 |
128,5 |
Налоги и другие платежи, сбор которых контролируется Министерство налогов и сборов России |
52 952,5 |
67 644,5 |
14 692,0 |
127,7 |
Налоги и платежи, сбор которых контролируется ГТК России |
27 743,7 |
35 702,1 |
7 958,4 |
128,7 |
Поступления, контролируемые Минимуществом России * |
1 350,0 |
1 347,2 |
- 2,8 |
99,8 |
Поступления, контролируемые Минфином России и др. федеральными органами |
1 333,9 |
1 017,6 |
- 316,3 |
76,3 |
Поступления, контролируемые Минатомом России, включая Фонд Минатома России |
1 457,0 |
3 453,4 |
1 996,4 |
237,0 |
Поступления, контролируемые Госкомитетом России по рыболовству |
270,0 |
217,5 |
- 52,5 |
80,6 |
Таблица 6
*С учетом средств
в валюте, поступающих на счет
04 Минфина России во
Как видно из приведенной таблицы, доходы, сбор которых контролируется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, составляют наибольший удельный вес в сумме всех поступивших доходов - 61,8 %, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации - 32,6%, поступления сумм неналоговых платежей, контролируемых Минимуществом России - 1,2%, Министерством финансов Российской Федерации - 0,9%, Минатомом Российской Федерации - 3,2%, Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству - 0,2% в общей сумме всех доходов.
В Российской Федерации следствием экономических реформ стала либерализация всех факторов производства, кроме заработной платы. При установившихся частных и смешанных формах собственности в экономике степень прямого государственного вмешательства в формирование трудовых доходов заметно снизилась. В результате заработная плата перестала выполнять все свои вышеуказанные функции. А ведь именно уровень заработной платы выступает стимулом к высокопроизводительной трудовой деятельности. Таким образом, в России наблюдается одна из главных диспропорций: слишком низкий уровень оплаты труда наемных работников по отношению к приросту производительности труда. Доля заработной платы в ВВП экономики России в 2 - 2,5 раза меньше, чем в странах с развитой рыночной системой.
Другой проблемой в системе оплаты труда, являющейся объектом государственного воздействия, можно назвать высокую степень дифференциации по уровню зарплаты отраслей, регионов и предприятий в России.
В соответствии с Федеральным законом от 1 июня 2000 года №89 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда Российской Федерации с 1.07.2000 г. - 132 рубля в месяц, с 1.01.2001 г. - 200 руб. в месяц, с 1.07.2001 г. - 300 рублей в месяц. Таким образом, отношение минимальной заработной платы к прожиточному минимуму выросло с 10 до 20%.
По мере осуществления
экономических реформ в России система
подоходного налогообложения
Применение прогрессивной
шкалы налогов считается
Предоставление налоговой декларации обязательно, в соответствии с законодательством, для предпринимателей и частнопрактикующих лиц, а также тех налогоплательщиков, которые не уплатили или уплатили не полностью налоговые платежи. Стоит сказать, что в настоящее время в Российской Федерации наиболее приемлемым было бы использование налогового регулирования доходов. Однако с принятием части второй Налогового Кодекса оно перестало ориентироваться на переход к демократической системе распределения доходов.
Происходит дифференциация населения по доходам, причем выделяются не только высокодоходные и низкодоходные группы, но одновременно развивается межотраслевая и региональная дифференциация, а также дифференциация внутри предприятий (между работниками и администрацией). Это явление неизбежно порождает усиление социальной напряженности в обществе.
В обществе увеличивается количество беднейшего населения. Нарастает массовое обнищание людей. У большинства населения страны рост доходов существенно отстает от роста прожиточного минимума.
Проблема бедности находится в центре внимания политики правительств всех стран, ибо везде существует неравномерность в распределении доходов и дифференциация населения.
Мировой опыт показывает,
что эффективная социально-
В целом, общепринятым является
мнение, что в соответствии со спецификой
Российской Федерации целесообразно
проведение политики доходов исходя
из сочетания экономической
Главной проблемой в условиях острой необходимости социальной поддержки граждан Российской Федерации является недостаточность финансирования трансфертных программ. Заслуживают внимание предложения по усилению контроля над их целевым и рациональным использованием. Следует подчеркнуть важную роль регионального регулирования доходов граждан, которое является дополнением и конкретизацией федеральных программ. В сфере распределительных отношений именно государство должно стать социальным гарантом, согласующим экономические интересы всех социальных групп общества.
Политики во
всем мире стремились к равномерному
распределению доходов
Высокую значимость имеет обеспечение комплексного подхода к осуществлению политики доходов граждан: в частности, в сложившихся условиях при сокращении государственного перераспределения через налоговые методы было бы приемлемо усиление социальной защиты населения. Одновременно с совершенствованием используемых методов имеет смысл создание благоприятных условий для реализации политики перераспределения. Речь идет об обеспечении общей экономической и политической стабильности в государстве.
Главными целями при
перераспределении доходов
Список использованной литературы: