Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 19:10, курсовая работа
Распределение национального дохода – главный вопрос при формировании модели социальной политики любой страны. Это связано с тем, что распределительные механизмы определяют уровень и качество жизни населения, наполняют реальным содержанием социальные взаимоотношения в обществе. Я изложила сущность, критерии распределения, структуру доходов, а так же рассмотрела особенности распределения доходов в России.
Введение……………………………………………………………………….3
Основная часть:
1.Понятие и виды доходов…………………………………………………..4
2.Распределение доходов: сущность, критерии…………………………..8
2.1. Неравномерность распределения доходов………………………….8
2.2.Проблема справедливого распределения доходов в современной России и пути его решения……………………………………………………12
3. Понятие и сущность социальной справедливости…………………..17
3.1.Уровень доходов в России. Статистика……………………….....17
3.2.Критерии социальной справедливости в рыночной экономике..20
3.3.Способы достижения социальной справедливости……………..23
Заключение…………………………………………………………………...29
Список используемых источников………………………………………...30
Причинами этого являются:
Разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера способен принести больший доход, чем капитал в форме лопаты);
Разная успешность использования факторов производства (работник фирмы, производящей дефицитный товар, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающей в фирме, товары которой продаются с трудом);
Разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).
Существенное влияние на распределение доходов населения оказывает налогообложение. С целью воздействия на формирование доходов устанавливается принцип вертикального и горизонтального равенства. То есть граждане должны платить налоги в соответствии с их платежеспособностью. Налогами обычно облагаются доходы населения, а не потребление, которое не охватывает сбережений. Оптимальная структура налогообложения – та, которая максимизирует общественное благосостояние. В ней выбор между справедливостью и эффективностью адекватно отражает отношение общества к этим целям. Для смягчения неравенства в распределении доходов предусмотрены налоговые льготы.
Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства. Но разработка этих мер возможна лишь при умении точно измерять степень дифференциации доходов и богатства, а также результаты воздействия на нее с помощью государственной политики.
Более точное измерение уровней неравенства в распределении доходов осуществляется с помощью кривой Лоренца. Она выявляет долю суммированных за год доходов, которая приходится на различные доли населения страны, начиная с беднейших слоев населения и кончая богатейшими.
График показывает сдвиг кривой Лоренца в сторону усиления дифференциации доходов. Причем, чем сильнее изогнута кривая Лоренца, тем менее равномерным является распределение доходов в стране.
2
2.2. Проблема справедливого распределения доходов в современной России и пути ее решения.
Распределение доходов имеет свои особенности на каждом этапе общественного развития. В период становления рыночной экономики в России, к сожалению, такие особенности носят негативный характер. Распределение доходов в рыночной экономики не гарантирует каждому человеку приемлемый уровень дохода независимо от наличия у него фактора производства и итогов экономической деятельности. Любая ломка сложившихся экономических стереотипов, переход на новые принципы хозяйствования связаны с усилением социальной принадлежности, ухудшением условий жизни населения.
Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции.
Подходы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными. В рамках одного (условно можно назвать "социальный подход") считается, что общество должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже "черты бедности". При этом государству отводится значительная роль в формировании различных социальных программ помощи малоимущим, лицам, потерявшим работу, и т.п.
Другой подход (условно его можно назвать рыночным) основывается на том, что задачей государства является не гарантирование какого-либо уровня доходов, а создание условий для того, чтобы каждый человек мог повысить свои доходы за счет собственной экономической активности.
Если первый подход опирается на так называемый принцип социальной справедливости, то второй - на экономическую рациональность, поскольку гарантирование доходов снижает экономическую активность, что, в свою очередь, приводит к ухудшению экономической конъюнктуры и потерям для всего населения невозможно однозначно отдать преимущество какому-либо из названных подходов к политике доходов.
Данные по распределению доходов в России на 2011 год:
По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, проведшей в 2011 г. исследования распределения доходов среди различных слоев населения России, мы имеем следующую картину:
В крайней нищете живут 13,4% населения с доходом ниже 3422 рубля в месяц.
- В нищете живут 27,8% населения с доходом от 3422 рублей до 7400 рублей в месяц.
- В бедности живут 38,8% населения с доходом от 7400 рублей до 17000 рублей в месяц.
- «Богатыми среди бедных» являются 10,9% населения с доходом от 17000 рублей до 25000 рублей в месяц.
- На уровне среднего достатка живут 7,3% населения с доходом от 25000 рублей до 50000 рублей в месяц.
- К числу состоятельных относятся граждане с доходом от 50000 рублей до 75000 рублей в месяц. Их число составляет 1,1% населения России.
- Так называемые богатые составляют 0,7% населения. Их доходы оцениваются свыше 75000 рублей в месяц.
Из приведенных данных видно, что первые три группы (нищие, в том числе живущие в крайней нищете, и бедные) составляют ровно 80% населения современной России.
80% бедняков России – это почти 113 миллионов человек. Вместе с тем, по данным депутата Госдумы В.И. Илюхина, состояние 100 валютных миллиардеров нашего государства оценивается в 520 миллиардов долларов, что равняется всем золотовалютным запасам Центробанка страны.
«Часть населения, бесспорно, является аутсайдерами, а часть – не просто лидерами, а лидерами на фоне архибогатых стран » – заявил глава Росстата Александр Суринов. Так, по подсчетам чиновников, доходы самых бедных и самых богатых жителей нашей страны могут различаться в 800 раз!
Исходя из данных, можно сделать простой вывод, который напрашивается сам по себе. В нашей стране доходы распределяются крайне неравномерно. Естественно государство вмешивается в распределительные процессы, но одно соображение – теоретическое. В распределение тех доходов, которые являются официальными, государство хоть как-то вмешивается. К сожалению, не очень сильно: низкие персональные налоги, мизерные пенсии и пособия, но все же. На распределение «ненаблюдаемых дополнительных» доходов государство вообще не как влияет.
Следовательно, современная Россия нуждается в новой, более эффективной политике по распределению доходов.
Система государственного управления во многом функционирует в ручном режиме, требует постоянной подстройки. Зачастую принимаемые меры недостаточно эффективны, поскольку в силу оперативных изменений не до конца прорабатываются механизмы их применения.
В ближайшие годы в России должна быть сформирована новая модель распределения доходов, основанная в значительной степени на постоянных инновациях, качественной финансовой и производственной инфраструктуре.
Важной предпосылкой и условием для формирования новой модели распределения доходов является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы. Умеренная налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения долгосрочных кредитных ресурсов могут и должны стать важнейшими преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию экономики и, соответственно, расширение возможностей для решения социальных задач.
Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются вопросы справедливого распределения доходов населения, повышения уровня и качества жизни граждан.
Известный русский экономист Алексей Миллер в своей статье предложил пути решения проблемы социальной несправедливости :
1. Должны быть снижены ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощённую систему налогообложения, – до 20 процентов. Необходимо подготовить комплексные предложения по развитию пенсионной системы и системы социальных льгот.
2. Российская налоговая система должна отвечать современным вызовам в условиях глобализации экономики, обеспечивать справедливое налогообложение доходов экономических агентов и способствовать устойчивому развитию России как федеративного государства.
Требуется повысить роль налогов, взимаемых с компаний, работающих в нефтегазовом секторе, а также в алкогольной и табачной отраслях. За счет этого повысить уровень социальных выплат.
3. Распределительная политика должна быть нацелена на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем.
4.Должно быть предусмотрено необходимое финансирование для повышения пенсий и социальных пособий.
В качестве одного из основных источников для обеспечения решения поставленных задач следует рассматривать увеличение доходов от распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности.
5. Правительство Российской Федерации должно утвердить Концепцию создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет), направленную на повышение открытости, прозрачности и подотчётности финансовой деятельности публично-правовых образований, обеспечение доступности и достоверности информации для всех заинтересованных пользователей.
3. Понятие и сущность социальной справедливости.
3.1. Уровень доходов России.
Несмотря на растущие цены на нефть и газ, уровень доходов населения, согласно данным Росстата, в марте пошёл на снижение. Так, реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в марте 2011г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года снизились на 3,4%, а в целом за I квартал 2011г. - на 2,9%.
Росстат утверждает, что нынешней весной среднестатистический россиянин живёт примерно на уровне разгара кризиса – зимы 2008/2009 года. За предыдущие 2,5 года такое резкое падение было зафиксировано ещё один раз – в январе 2010 года.
В марте 2011 года упала и средняя зарплата в соотношении год к году, с учётом инфляции – на 0,4 процентных пункта. Кстати, её уровень составляет 22 тысячи 127 рублей.
Основным виновником ухудшения жизни россиян стало не падение зарплаты, а продолжающийся рост стоимости жизни. Так, по сравнению с III кварталом 2010 года величина прожиточного минимума возросла на 3,4%. При этом стоимость продуктов питания потребительской корзины увеличилась на 6,1%, непродовольственных товаров и услуг возросла на 2,7%, и 0,9% соответственно. При этом следует помнить, что рост зарплат не поспевает и за увеличением инфляции. За 3 года наблюдения, по данным Росстата, снижение затрат на продовольствие в среднестатистической семье было зафиксировано лишь однажды – в IV квартале 2009 года.
Индекс произошедших изменений в экономике России также снизился - на 5 процентных пунктов и в I квартале 2011 года составил -12% против -7% в IV квартале 2010 года.
Интересно сравнить, какие ожидания превалируют в странах Европейского Союза. Россия на фоне Греции и Португалии выглядит «счастливой страной» - в этих двух странах индекс потребительской уверенности составляет -67,3% и -45,1% (против -13% в России). Однако в обоих государствах пессимизма становится меньше: за 3 месяца индекс в Португалии вырос на 5,7 процентных пункта, а в Греции – на 1,7 процентных пункта (в России, напомним, за это время он упал на 3 процентных пункта).
Падение уровня доходов россиян, скорее всего, коррелирует с ухудшением состояния российской экономики в целом. Так, в феврале месячный ВВП снизился (с учетом сезонного и календарного сглаживания) на 0,3%, спад продолжился и в марте, когда ВВП упал ещё на 0,6%. Размеры инвестиций падают четвертый месяц подряд, их снижение относительно ноября 2010 года достигло 11,9 %
При этом незначительный рост экономики, который мы наблюдали в прошедший год (на уровне около 4%) практически никак не сказывается на уровне доходов большинства простых россиян. Так, согласно данным института Социально-экономических проблем народонаселения, при условном росте ВВП на 100 рублей уровень доходов в целом у всего населения вырастает на 65 рублей. Но у самых богатых 10% россиян рост составит уже 200 рублей, у следующих 10% - 150 рублей. А вот доходы самых бедных (нижняя 10-процентная группа) увеличатся всего на 5 рублей – т.е. с динамикой в 40 раз меньшей, чем у самых богатых и в 13 раз меньше, чем в целом по стране.
Исходная задача национального масштаба в России — повышение в течение нескольких лет минимальной заработной платы до прожиточного минимума. Это связано с тем, что минимальная заработная плата в России даже после ее существенного повышения с 1 мая 2002 г. вчетверо меньше прожиточного минимума работающего и составляет около 10% средней заработной платы по стране (для сравнения: по данным МОТ, минимальная заработная плата в большинстве стран мира составляет 40—60% средней заработной платы, что в несколько раз превышает физиологический прожиточный минимум).
Вот что по этому поводу говорит Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики:
«Даже при росте цен на нефть уровень доходов населения не увеличивается. Сами по себе граждане нефть не едят: они питаются другими продуктами, которые подвержены инфляции. Цены на бензин тоже растут, и поскольку относительно большая часть населения живет в зоне низких доходов, получается так, что те, кто крутится возле нефти или финансов – богатеют. Показатели дифференциации доходов возрастают. А большинство – беднеет. Именно это и выражается в падении реальных располагаемых доходах населения. То обстоятельство, что инфляция высокая – весьма неприятное. Гораздо более неприятное, чем думает большинство населения.»
В настоящее время в Российской Федерации приоритетными стратегическими целями перераспределения доходов выступают:
1. долговременная стратегия - приближение уровня и качества жизни населения к «стандартам постиндустриального общества»
2. краткосрочные - обеспечение условий для социального и физического выживания людей, предотвращение социального взрыва.
В Российской Федерации увеличивается количество беднейшего населения. Нарастает массовое обнищание людей. У большинства населения страны рост доходов существенно отстает от роста прожиточного минимума. Проблема бедности находится в центре внимания политики правительств всех стран, так как везде существует неравномерность в распределении доходов, но в России она выражена наиболее остро.
Информация о работе Распределение доходов и социальная справедливость в условиях рыночной экономики