Расчет эффективности экономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в конструктивном расчете эффективности предприятия общественного питания.
В связи с поставленной целью, сформировались основные задачи:
провести анализ теории понятий продукции и товарооборота на предприятия общественного питания с экономической точки зрения;
проанализировать ассортимент и показатели формирующие продуктовую номенклатуру кафе;
провести комплексный анализ товарооборота в зависимости от факторов влияния.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая (восстановлен).doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

На сегодняшний день, рынок общественного питания, является одним из самых быстрорастущих рынков России. Уход российского общества от системы плановой экономики и вступление в рыночные отношения коренным образом изменили условия функционирования коммерческих предприятий. Предприятия, для того, чтобы выжить, должны проявить инициативу, предприимчивость и бережливость с тем, чтобы повысить эффективность производства. В противном случае они могут оказаться на грани банкротства. В рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его возможность рационально использовать и рассчитывать сырье, продукцию, материалы и трудовые ресурсы.

Подобный эффективный  подход к формированию и распределению  ресурсов отражает состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие имеет возможность, свободно маневрировать распределением продукции, четко просчитывать товарный оборот и средства производства, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению.

Определение границ формирования и распределения продукции, также  анализ и учет товарооборота предприятий  относится к числу наиболее важных экономических проблем в условиях стабилизации рыночных отношений. Поскольку недостаточное формирование и использование продуктового ассортимента может привести к отсутствию у предприятия конкурентоспособности, что, в конечном счете, ведет к вытеснению с рынка слабого предприятия и к банкротству. Соответственно рациональное отношение к использованию продукции и эффективному исчислению товарооборота будет формировать положительное отношение к предприятию у потребителей продукции, также обеспечит устойчивое финансовое положение, в том числе даст возможность конкуренции высокого уровня с другими предприятиями отрасли, и не будет препятствовать дальнейшему развитию. Для оценки и анализа использования продуктового перечня, эффективность и рациональность распределения товарооборота, предприятию общественного питания необходимо руководствоваться научным подходом к исчислению этих показателей.

Вместе с тем, анализ продукции и товарооборота - это важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия во внешней среде. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям. При развитии рыночных отношений количество пользователей информации в ряде формирования и распределения ресурсов предприятия значительно возрастает.

Товарооборот относится к числу  важнейших показателей плана  экономического и социального развития. Он оказывает влияние, как на производство, так и на потребление. Продукция и товарооборот в общепите по своему составу не является однородным. В его состав входит сумма продажи товара населению через розничную торговую сеть и предприятия общественного питания, а так же продажи товаров предприятиям, учреждениям и организациям. Большая часть формирования и распределения продукции и розничного товарооборота непосредственно связана с личным потреблением и покупательными фондами населения.

Актуальность данной темы заключается в анализе динамики рыночного товарооборота, где основные составляющие находят отражение в систематическом росте производства, с одной стороны, непрерывный подъём, благосостояние культуры населения – с другой. Так же оказание большого влияния на все количественные и качественные показатели работы торговых и общепитовских предприятий и организаций. От объёма и структуры товарооборота зависят также такие показатели, как доходы, прибыль, рентабельность, сумма и уровень издержек обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятий и др. Большое значение в выполнении и перевыполнении планов товарооборота, изыскании резервов по его увеличению, улучшению обслуживания населения имеет систематический контроль и тщательный анализ этих планов.

Цель данной курсовой работы заключается в конструктивном расчете эффективности предприятия общественного питания.

В связи с поставленной целью, сформировались основные задачи:

  1. провести анализ теории понятий продукции и товарооборота на предприятия общественного питания с экономической точки зрения;
  2. рассмотреть объем, динамику и скорость продукции в структуре товарооборота коммерческого предприятия общественного питания;
  3. охарактеризовать ряд показателей товарооборота и выпуска продукции в отрасли общественного питания;
  4. определить основные направления в планировании товарного оборота и выпуска продукции на предприятиях общепита;
  5. на примере реального предприятия общественного питания рассмотреть производственно-экономическую характеристика продукции и товарооборота;
  6. проанализировать ассортимент и показатели формирующие продуктовую номенклатуру кафе;
  7. провести комплексный анализ товарооборота в зависимости от факторов влияния.

Система общественного  питания представляет собой совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления продукции общепита. Под предприятием общественного питания понимается место оказания услуг, предназначенное для производства продукции общественного питания, мучных кондитерских и булочных изделий, а также их реализации и (или) организации потребления. В зависимости от различных факторов все предприятия общественного питания подразделяются по типам и классам. Тип предприятия определяется характерными особенностями обслуживания, ассортиментом реализуемой продукции, номенклатурой предоставляемых посетителям услуг. Класс предприятия зависит от совокупности отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующей качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания.

Современная экономика, с ее постоянно ужесточающейся конкуренцией, требует от руководителей и менеджеров предприятий, фирм и ассоциаций постоянного повышения эффективности использования экономического потенциала, оптимальных форм хозяйствования, достижения наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств. Следовательно, необходимо развитие теории и практика анализа хозяйственной деятельности как одного из основных методов научного управления экономикой. В условиях рыночного механизма хозяйствования анализ должен не только давать объективную оценку выполнению планов и динамике производственно-торговой, финансово-хозяйственной и другой деятельности предприятий, но и выявлять, изучать и мобилизовывать резервы (особенно прогнозные) экономического и социального развития, помогать принимать оптимальные тактические и стратегические управленческие решения.

Необходимость дальнейшего  совершенствования теории и практики анализа экономической эффективности деятельности предприятий обуславливает актуальность данной выпускной квалификационной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные положения

 

    1. Понятия «общественное питание», «услуга предприятия

общественного питания»

 

В системе общественного питания  рыночные отношения получили наибольшее развитие и способствуют формированию эффективного механизма удовлетворения потребностей населения в услугах по организации внедомашнего питания и досуга. В условиях дореформенного периода развития экономики общественное питание рассматривалось как отрасль, основной целью которой являлось удовлетворение потребности населения в услугах по организации питания. Определенной спецификой советской системы общественного питания являлось одномоментное массовое обслуживание населения как в общедоступных предприятиях общественного питания, так и при промышленных предприятиях.

В настоящее время  миссия предприятий общественного  питания заключается в удовлетворении персонифицированных потребностей населения не только в услугах по организации питания, но и по организации досуга и отдыха населения. Меняется содержание функций, выполняемых общественным питанием. Наряду с производственной, торговой функциями и функцией организации питания необходимо выделить такую функцию общественного питания как «организация досуга и социальных мероприятий населения», так как эффективность, конкурентоспособность предприятий напрямую зависит от выполнения этой функции. 

В связи с рыночными  преобразованиями в стране изменилась сущность общественного питания.  Термин «общественное питание» нами рассматривается как «отрасль национального хозяйства, специфический вид экономической деятельности по удовлетворению потребностей населения в сфере внедомашнего питания и организации досуга путем производства, реализации и организации потребления продукции собственного производства и покупных товаров, оказания разнообразных услуг населению с целью получения прибыли».

Услуги общественного  питания занимают все большую  долю в деятельности предприятий. Выделение услуг общественного питания обусловлено их значимостью в современной жизни потребителей. Помимо организации питания, реализации продукции, все большую долю в структуре функций занимают разнообразные услуги, которые являются основополагающими при выборе населением предприятий питания. Сущность услуги общественного питания, по нашему мнению,  следует понимать как «совокупность действий и/или результат деятельности предприятий и граждан предпринимателей, связанных или не связанных с продукцией общественного питания, направленных на удовлетворение потребностей населения в питании и проведении досуга и являющихся объектом купли-продажи».

 

 

1.2 Классификация услуг предприятий общественного питания

и основные и специфические свойства данного вида услуг

 

Анализ теоритико-методологических положений по сущности классификации услуг и собственные исследования позволили дать авторскую классификацию услуг предприятий общественного питания, учитывающую современные тенденции развития отрасли. Классификация услуг позволяет выделить отличительные черты каждого вида услуг, определить их место и значимость  в системе организации питания и досуга населения. По мнению автора, ранее приведенные классификации услуг не в полной мере отражают сущность услуг предприятий общественного питания, не в достаточной степени учитывают их специфику в развитии рыночных процессов.

Целью проведения классификации  услуг предприятий общественного питания явилась необходимость их систематизации в соответствии с рыночными условиями хозяйствования, изменившимся содержанием понятия «услуга предприятия общественного питания», повышением спроса населения на услуги предприятий общественного питания. Предприятия общественного питания классифицируют:

  1. по степени централизации производства (с законченным производственным циклом – работающие на сырье, на полуфабрикатах, заготовочные и не имеющие производства – раздаточные);
  2. по характеру обслуживаемого контингента (с изменяющимся контингентом – общедоступные, с постоянным контингентом – пищеблоки при школах заводах и т.п.);
  3. по признаку специализации (комплексные, общего типа, специализированные по выпуску определенных видов продукции);
  4. по методу обслуживания (обслуживание официантами, самообслуживание);
  5. по наценочной категории и уровню обслуживания (люкс – рестораны; высшей – рестораны, кафе, бары; первой – рестораны, кафе, специализированные предприятия; второй – общедоступные столовые, кафе, специализированные предприятия, буфеты; третьей – столовые и буфеты, обслуживающие рабочих, служащих, студентов и учащихся).
  6. В зависимости от времени функционирования предприятия общественного питания могут быть постоянно действующими и сезонными.
  7. Предприятия подразделяются также на стационарные и передвижные.

Предлагаемая классификация  услуг предприятий общественного  питания основана на систематизации различных признаков с учетом современных требований к услугам, направлена на повышение их качества и интенсивного развития (рисунок 1).

 

 

 

 



 










 



 




 



 



 

 

Рисунок 1 – Классификация  услуг предприятий общественного питания

Информация о работе Расчет эффективности экономической деятельности предприятия