Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:44, доклад
В 2012 году Банк России проводит денежно-кредитную политику в условиях со¬хранения неопределенности развития внеш¬неэкономической ситуации, оказывающей влияние на российскую экономику, стремясь к обеспечению баланса между рисками уско¬рения инфляции и замедления экономиче¬ского роста.
Реализация денежно-кредитной политики
В 2012 году Банк России проводит денежно-кредитную политику в условиях сохранения неопределенности развития внешнеэкономической ситуации, оказывающей влияние на российскую экономику, стремясь к обеспечению баланса между рисками ускорения инфляции и замедления экономического роста.
В условиях формирования бюджетного профицита и повышения гибкости курсообразования основным источником увеличения денежного предложения в 2012 году стал рост рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России, что способствовало усилению действенности процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Реализованные Банком России в текущем году меры по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики были направлены на снижение волатильности ставок денежного рынка в пределах процентного коридора по операциям Банка России и расширение доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования.
В целях развития и повышения ликвидности российского фондового рынка Банком России совместно с Минфином России в феврале 2012 года был осуществлен ряд мер по либерализации рынка государственных ценных бумаг и консолидации биржевой инфраструктуры. Указанные меры включали перевод вторичного обращения государственных ценных бумаг на фондовую биржу, а также на внебиржевой рынок. В результате объединения вторичных торгов по государственным и негосударственным ценным бумагам, а также унификации депозитарного учета упростился доступ и расширился круг инвесторов на рынке государственных ценных бумаг. Следующим шагом в направлении либерализации рынка государственных ценных бумаг станет планируемая до конца текущего года организация размещения ОФЗ на торгах фондовой биржи и допуск ОФЗ к обслуживанию в международных депозитариях (Euroclear и Clearstream).
Сценарии макроэкономического развития на 2013 год и период 2014 и 2015 годов и прогноз платежного баланса
Экономические процессы в мире развиваются в условиях нестабильной глобальной финансовой конъюнктуры, характеризующейся высоким уровнем неприятия рисков инвесторами, частыми перемещениями потоков капитала между более и менее рисковыми сегментами финансового рынка, значительной и периодически растущей волатильностью цен на активы и биржевые товары, курсов валют. Это вносит неопределенность в оценки перспектив развития внешних условий функционирования российской экономики и финансового рынка.
В рамках прогнозов МВФ и других международных организаций, предполагающих небольшое повышение темпов роста мировой экономики в 2013 году, возможно умеренное ускорение экономического роста в странах – основных торговых партнерах России с сохранением аналогичной тенденции в 2014 – 2015 годах. Согласно прогнозу МВФ, темп прироста производства товаров и услуг в мире увеличится с 3,3% в 2012 году до 3,6% в 2013 году. По прогнозам, в 2013 году продолжится снижение инфляции в зарубежных странах, включая основных торговых партнеров России. Не ожидается ее ускорение и в 2014 – 2015 годах.
Прогнозируемое повышение
деловой активности в мире поддержит
сложившийся уровень
Ключевые процентные ставки в ведущих экономиках в 2013 году останутся низкими, что будет способствовать формированию условий для притока капитала в российскую экономику. Движение трансграничных потоков капитала будет зависеть от состояния зарубежных финансовых систем и конъюнктуры мирового финансового рынка, настроений глобальных инвесторов. Сохранятся риски оттока капитала.
Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2013 – 2015 годах, один из которых соответствует прогнозу Правительства Российской Федерации. В основу сценариев положена различная динамика цен на нефть.
В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2013 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта «Юралс» на мировом рынке до 73 долларов США за баррель.
В этих условиях в 2013 году реальные располагаемые денежные доходы населения могут сократиться на 0,4%, инвестиции в основной капитал – на 2,1%. Снижение ВВП может составить 0,4%.
В рамках второго варианта рассматривается прогноз Правительства Российской Федерации, положенный в основу разработки параметров федерального бюджета на 2013 – 2015 годы. Предполагается, что в 2013 году цена на российскую нефть может составить 97 долларов США за баррель.
Данный вариант отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета. Согласно этому варианту, в 2013 году увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения прогнозируется на уровне 3,7%. Объем инвестиций в основной капитал может повыситься на 7,2%. В этих условиях объем ВВП может возрасти на 3,7%.
В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение в 2013 году цены на нефть сорта «Юралс» до 121 доллара США за баррель.
В условиях увеличения доходов от экспорта российских товаров в 2013 году ожидается повышение инвестиционной активности. Темп прироста инвестиций в основной капитал может ускориться до 7,6%, реальных располагаемых денежных доходов населения – до 4%. Увеличение объема ВВП предполагается на уровне 4%.
В 2014 – 2015 годах прирост объема ВВП в зависимости от варианта прогноза может составить 2 – 5%.
Прогноз платежного баланса на 2013 – 2015 годы по второму варианту составлен исходя из предположения о несущественном изменении цены на нефть сорта «Юралс» на мировом рынке (от 97 до 104 долларов США за баррель). В первом и третьем вариантах предполагаются отклонения нефтяных цен от указанного диапазона на четверть в меньшую и большую стороны.
Во всех вариантах прогноза учтено потенциальное влияние на платежный баланс вступления России в ВТО, которое в среднесрочной перспективе еще не проявится в заметном изменении экспорта товаров, дополнительный прирост импорта товаров в результате поэтапного изменения тарифной политики оценен в размере 2,5 – 5,0 млрд. долларов США.
Согласно первому варианту прогноза, при падении средней цены на российскую нефть в 2013 году ожидается резкое сокращение положительного сальдо баланса торговли товарами и услугами – до 72,5 млрд. долларов США и профицита счета текущих операций – до 11,9 млрд. долларов США. В соответствии со вторым вариантом прогноза некоторое ухудшение ценовой конъюнктуры топливно-энергетического рынка обусловит уменьшение активного сальдо торговли товарами и услугами до 101,9 млрд. долларов США и счета текущих операций до 31,0 млрд. долларов США. По третьему варианту при улучшении ценовой конъюнктуры основных товаров российского экспорта положительный итог как баланса торговли товарами и услугами, так и счета текущих операций (172,0 и 94,7 млрд. долларов США соответственно) будет выше показателей 2012 года.
Дефицит баланса первичных и вторичных доходов в зависимости от варианта может составить от 60,5 до 77,4 млрд. долларов США. В его величине отражено уменьшение сумм дивидендов, начисляемых в пользу нерезидентов, в результате объявленных сделок слияния и поглощения.
Отрицательное сальдо финансового счета в первом варианте оценивается в размере 22,2 млрд. долларов США. Во втором и третьем вариантах профицит финансового счета составит 2,8 и 13,2 млрд. долларов США соответственно.
Нетто-отток частного капитала, прогнозируемый в первом и втором вариантах, сократится до 35 и 10 млрд. долларов США соответственно. В третьем варианте трансграничное движение частного капитала будет сбалансированным. В этих условиях активизируется деятельность банков по привлечению внешних ресурсов и распределению их на внутреннем рынке.
Сектор государственного управления и центральный банк сократят чистые иностранные активы на 12,8 – 13,2 млрд. долларов США как за счет прощения задолженности по внешнему государственному долгу, так и за счет предполагаемого выпуска ценных бумаг.
В 2013 году в первом варианте в условиях заметно сократившегося сальдо счета текущих операций и дефицита финансового счета снижение международных резервов России может достичь 20,2 млрд. долларов США. Во втором и третьем вариантах прирост резервов на 23,8 и 97,9 млрд. долларов США соответственно будет следствием совокупного положительного сальдо счета текущих операций и финансового счета.
В среднесрочной перспективе (до 2015 года) баланс товаров и услуг будет складываться при опережающем росте импорта по сравнению с экспортом. Одним из факторов, сдерживающих динамику экспорта товаров во всех вариантах прогноза, станет отсутствие роста физического объема вывоза топливно-энергетических товаров. Наряду с этим ежегодный темп прироста импорта товаров замедлится относительно средней величины за последние десять лет в 2 – 5 раз. Наибольшее сокращение положительного сальдо торговли товарами и услугами прогнозируется в 2015 году по первому варианту, в рамках которого по сравнению с 2012 годом профицит уменьшится в 2,9 раза. По второму варианту положительный итог внешней торговли товарами и услугами снизится в 2015 году до 78,0 млрд. долларов США. Лишь в третьем варианте в 2015 году профицит баланса товаров и услуг сохранится на уровне 2012 года. Во всех вариантах прогнозируется постепенное расширение дефицита баланса первичных и вторичных доходов (до 93,4 млрд. долларов США в 2015 году). В этих условиях сальдо счета текущих операций в первом и втором вариантах перейдет от положительного значения в 2014 году к отрицательному значению в 2015 году и составит 13,2 и 3,8 млрд. долларов США соответственно. В третьем варианте профицит счета текущих операций сохранится, однако его величина в 2015 году уменьшится по сравнению с 2012 годом почти на треть.
Недостаток поступлений от текущих операций в 2014 – 2015 годах при возрастающей потребности экономики в ресурсах для финансирования внутренних инвестиций обусловит необходимость увеличения использования средств из внешних источников. Как предполагается, резиденты расширят их привлечение на фоне сохранения положительного спреда между ставками российского и международного рынков капитала. Однако устойчивый ввоз частного капитала на чистой основе прогнозируется лишь в третьем варианте в объеме до 20 млрд. долларов США. Во втором варианте потоки частных инвестиций в 2014 году будут сбалансированными и лишь в 2015 году сложатся в пользу нетто-ввоза в объеме 15 млрд. долларов США. В первом варианте вывоз капитала банками и прочими секторами продолжится, хотя в 2015 году его объем сократится до 10 млрд. долларов США.
Прогнозируемая динамика финансового счета и счета текущих операций определит устойчивый нетто-приток валютных ресурсов на внутренний рынок в третьем варианте прогноза. В этих условиях вероятный объем накопления резервных активов Банком России достигнет 91,9 млрд. долларов США в 2014 году и 78,4 млрд. долларов США в 2015 году. Значительные размеры наращивания международных резервов будут связаны в основном с планируемым пополнением Резервного фонда в соответствии с действием нового бюджетного правила в условиях цен на нефть, превышающих базовые уровни. Во втором варианте прирост резервов в 2014 и 2015 годах составит 22,1 и 13,7 млрд. долларов США соответственно. В первом варианте сокращение резервных активов на 7,1 млрд. долларов США в 2014 году и на 20,7 млрд. долларов США в 2015 году будет связано с уменьшением притока валютных ресурсов в экономику.
Бюджетное послание Президента РФ.
Президент Путин представил бюджетное послание на 2013–2015 годы. Бюджетное послание президента принимается правительством за основу при подготовке проекта федерального бюджета на этот период. С 2009 года президент лично представляет основные тезисы бюджетного послания правительству и парламенту.
«Надо стимулировать экономический рост, реализовывать масштабные социальные программы и застраховать российский бюджет от резких колебаний цен на энергоносители»
Дмитрий Медведев после выступления Путина пообещал, что правительство уже на следующем заседании рассмотрит основные характеристики федерального бюджета на 2013–2015 годы, в основу которого ляжет бюджетное послание Путина.
Экономика России к началу 2012 года полностью восстановилась после кризиса 2008 года, уверяет президент в послании. Правда, отдельные проблемы пока остаются – их насчиталось ровно семь, и Путин их перечислил.
Первой проблемой является значительный ненефтегазовый дефицит в условиях высокой степени зависимости бюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках. До кризиса ненефтегазовый дефицит федерального бюджета составлял порядка 2–3% ВВП, но в 2010 году этот показатель составил 12,6% ВВП, в 2011 году, правда, сократившись до 9,7% ВВП. Однако министр финансов Антон Силуанов говорит, что безопасным уровнем является дефицит в 5% ВВП. Поэтому правительство ставит задачу в ближайшее время сократить ненефтегазовый дефицит бюджета с 10,6% до 7–8% ВВП и в дальнейшем выйти на пятипроцентный уровень.
Вторая проблема, по мнению Путина, это неоптимальная структура бюджетных расходов. По его мнению, недостаточно средств направляется на инфраструктурные проекты, а также на проекты в сфере образования и науки.
Существует также проблема
низкого уровня финансово-экономического
обоснования решений, приводящих к
новым расходным
Пятая проблема заключается
в том, что межбюджетные отношения
пока не в полной мере настроены
на создание условий для
Кроме того, бюджетная политика во многом остается неясной для общества, «необходимость и суть конкретных решений и действий органов государственной власти в этой сфере должным образом не раскрываются».