Реализация денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:44, доклад

Краткое описание

В 2012 году Банк России проводит денежно-кредитную политику в условиях со¬хранения неопределенности развития внеш¬неэкономической ситуации, оказывающей влияние на российскую экономику, стремясь к обеспечению баланса между рисками уско¬рения инфляции и замедления экономиче¬ского роста.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад по проблемам современной рос. экономики.docx

— 56.77 Кб (Скачать файл)

Седьмая проблема, по мнению президента, кроется в том, что  практикуются постоянные фрагментарные  изменения налогового законодательства. В итоге бизнесу приходится постоянно  отслеживать изменения налоговой  политики, что даже ведет к дополнительным затратам.

Резерв на случай кризиса

Путин отметил важность создания резерва в бюджете на 2013 год  для реализации в случае необходимости  антикризисных мер. В случае кризиса в проекте федерального бюджета на 2013 год должна быть заложена возможность перераспределения расходов в пользу поддержки реального сектора экономики и социальной сферы, говорится в бюджетном послании президента. Резерв будет составлять 200 млрд рублей.

Президент также заявил о  необходимости повышать доходность от размещения средств Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния и потребовал решить вопрос о создании Российского финансового агентства. Росфинагентство, которое будет  осуществлять государственную политику в сфере управления суверенными  фондами и долговыми обязательствами, должно приступить к работе в начале 2013 года, заявил Путин.

«Правительство разрешило  использовать дополнительно 200 млрд рублей на антикризисные меры в 2012 году»

Вводится также еще  одно новое бюджетное правило. При жесткой бюджетной политике за основу будет браться цена на нефть за пять прошедших лет, а ежегодный расчетный период будет увеличиваться на один год. «Таким образом, через пять лет российский бюджет будет рассчитываться, уже исходя из средней цены на нефть за 10-летний период», – напомнил суть нового бюджетного правила президент.

По его словам, дефицит  федерального бюджета при введении бюджетного правила не должен превышать 1% ВВП, если фактическая цена на нефть  будет соответствовать базовой  цене.

Если фактическая цена на нефть окажется выше средней, то дополнительные доходы следует направлять в Резервный фонд. При этом надо законодательно установить максимальный размер Резервного фонда. «Средства  сверх этого объема предлагается направлять в Фонд национального  благосостояния. Как я уже говорил, следует продумать механизм использования  части средств ФНБ на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов. При этом финансирование проектов из ФНБ возможно только сверх объемов, необходимых для трансферта Пенсионному фонду», – отметил глава государства.

Социальная сфера

Новый порядок финансирования бюджетной сферы не отменяет бесплатное образование и здравоохранение, а также социальную помощь, сказал президент, потребовав прекратить спекуляции на эту тему.

При этом он высказался против механического наращивания бюджетных  расходов в сфере образования, здравоохранения  и культуры, что наблюдалось в  последние годы, так как «достигнутые результаты не удовлетворяют граждан». «Причина состоит в медленном  реформировании отраслей социальной сферы  и в неэффективной системе  материального и морального стимулирования работников», – считает Путин.

В частности, он указал на необходимость  повсеместно внедрить новую систему  оплаты труда, напомнив, что нормативно-правовая база для отказа от сметного финансирования учреждений уже создана. Учреждения социальной сферы должны перейти  на «эффективный контракт», который  должен четко определять условия  оплаты труда и «социальный пакет» работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы.

Этапы перехода к «эффективному  контракту» должны быть увязаны с  конкретными структурными и институциональными изменениями в отраслях социальной сферы, направленными на повышение  ее эффективности. Поэтому до конца 2012 года правительство должно утвердить  «дорожные карты» этих структурных  изменений вплоть до 2018 года. Все  это должно привести к росту зарплат  врачей, педагогов, научных и социальных сотрудников, считает он.

Налоговая политика

Владимир Путин пообещал, что если от налогов станут меньше уклоняться, то они могут быть снижены. «Правительство РФ должно принять конкретные меры противодействия уклонению  от уплаты налогов, исходя из того, что  при увеличении в результате осуществления  этих налоговых мер налоговых  доходов могут быть приняты решения  о снижении существующей налоговой  нагрузки», – говорится в бюджетном  послании президента.

По его словам, налоговая  система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного  климата, повышение предпринимательской  активности, совершенствование структуры  экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции.

«Процедуры налогового администрирования  должны стать максимально комфортными  для добросовестных налогоплательщиков», – отмечается в документе.

 

Инфляция В  РФ

Возникновению инфляции в  России послужили следующие причины: глубокие деформации и диспропорции общественного производства; структурные  перекосы экономики; монополизм производителей товарной продукции; милитаризованная экономика; нерациональное использование  денег государственного бюджета. Действие инфляционных механизмов в России стимулировалось  государственным финансированием  и льготным кредитованием. Либерализация  цен и последовавшее за этим повышение  зарплаты при сокращении производства привели к тому, что инфляция спроса переросла в инфляцию издержек производства. Следствием инфляции явилось расстройство денежной системы и создание финансовой напряженности в стране; натурализация  процессов обмена; реальные изменения  в распределении валового национального  продукта; усиление имущественного расслоения населения, и как следствие, возникновение  социальной напряженности в стране; сокращение инвестиций; неравномерный  рост цен на товары и услуги.

инфляция (от лат. inflation – вздутие) рассматривается как процесс обесценения денег и, соответственно, роста цен, который происходит в результате переполнения каналов обращения денежной массы сверх необходимой для товарооборота. Повышение цен – основное проявление и движущая сила инфляции.

Государственное / муниципальное  бюджетное финансирование. Включает в себя четыре основных канала, соответствующих уровням бюджетной системы РФ:

  1. Федеральный.
  2. Региональный.
  3. Бюджеты муниципальных районов и городских округов.
  4. Бюджеты сельских и городских поселений
  5. Государственное внебюджетное финансирование (система обязательного социального страхования за счет государственных внебюджетных фондов).
  6. Негосударственное (частное) финансирование. Преимущественно связано с оказанием платных социальных услуг населению. В рамках этого направления также можно выделить несколько каналов:
  7. Прямое частное финансирование из личных располагаемых доходов граждан и накопленных ими средств.
  8. Банковское кредитование, например, выдача банками образовательных кредитов.
  9. Добровольное     страхование     социальных     рисков:     медицинское, пенсионное.
  10. Финансирование в рамках социальной ответственности бизнеса.

Одним из необходимых условий перехода к инновационному развитию в отраслях социальной сферы и их дальнейшему функционированию на новом качественном уровне является формирование устойчивых экономических основ, представляющих собой финансовое обеспечение социальной сферы. Концептуальной основой финансирования в отраслях социальной сфере являются отношения собственности, а также теория о социально значимых благах. В настоящее время большинство стран в мире рассматриваются как модели смешанной экономики, в которой управление преимущественно частной собственностью дополняется необходимыми мерами государственного регулирования. В соответствии с основными положениями экономической теории, большинство социальных услуг и соответствующих отраслей представляют собой социально значимые блага, финансирование которых следует осуществлять с помощью бюджетно-налогового механизма ввиду высокого положительного эффекта для общества при их производстве и потреблении. В то же время государство может     гарантировать     только     определенный     уровень     производства социальных   услуг,   более   высокие   потребности   населения   в   услугах 
социальной сферы требуют дополнительного финансирования за счет негосударственных источников. При этом необходимо отметить, что и государственное, и негосударственное финансирование отраслей социальной сферы может осуществляться по разным каналам в рамках даже одного субъекта финансирования. Так, например, государственное финансирование может производиться посредством прямых бюджетных трансфертов тем или иным ведомствам, которые затем с помощью сметного порядка будут распределять средства между различными организациями или объектами социальной сферы. Кроме этого государство может распределять ресурсы при помощи обязательного страхования (медицинского, пенсионного). В свою очередь и частное финансирование также может принимать различные формы: непосредственная оплата социальных услуг гражданами, привлечение ими различных кредитов, например, образовательного, то есть банковское кредитование, благотворительная деятельность различных организаций как коммерческих, так и некоммерческих, например, в форме эндаумента, социальная ответственность бизнеса и т.д. Исходя из этого, следует сделать вывод, что в современной смешанной экономике производство социальных услуг и функционирование отраслей социальной сферы должно производиться на основе системы многоканального финансирования.

Многоканальное финансирование должно сочетать в себе финансовые возможности органов государственного управления, местного самоуправления, общественных организаций, бизнес-сообщества и частных лиц. И первая характерная  особенность механизма многоканального  финансирования в отраслях социальной сферы состоит в том, что по мере продолжения социально-экономических  реформ, направленных, в том числе, на повышение уровня доходов населения, будет расти доля частных каналов  в общем объеме финансирования. В  перспективе, более высокие доходы населения должны создать устойчивый спрос на социальные услуги более  высокого качества.

в соответствии с институциональными преобразованиями в сфере государственного регулирования деятельности организаций  социальной сферы, осуществленными  за последние пять лет, должна произойти  оптимизация бюджетного финансирования. Основная идея этих преобразований связана  с переходом от сметного принципа финансирования социальной инфраструктуры к методам, основанным на программном  финансировании и бюджетирование соответствующих  программ.  Однако бюджетное финансирование ещё долгие годы будет играть важную роль в качестве обязательной основы для финансового обеспечения деятельности отраслей социальной сферы.

Особенности и совершенствование  системы фискальной политики РФ в  современных условиях

 

Экономический рост в России в значительной степени зависит  от мировой экономической конъюнктуры  и ситуации на мировых сырьевых, товарных и финансовых рынках. При этом он напрямую зависит от состояния национального бюджета, гибкости и прозрачности налоговой системы страны, динамики и объемов инвестиций в экономику и социальных расходов, развития национальной банковской системы и реального сектора экономики и других определяющих факторов и неразрывно связан с качеством и уровнем жизни граждан. Все это, безусловно, влияет на выбор, использование и совершенствование государством механизма бюджетно-налогового регулирования национальной экономики.

Действующая система бюджетно-налогового регулирования национальной экономики  и применяемые государственные бюджетно-налоговые регуляторы экономики в условиях чрезмерно высоких нефтегазовых доходов бюджета страны не стали действенным механизмом экономической и социальной стабильности и гарантом выравнивания уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения единого стандарта качества жизни граждан России.

Нестабильность финансовых систем, обострение социальных проблем  и замедление экономического роста  вынуждают правительства многих стран принимать различные меры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики, в том числе и меры фискальной политики. Как показывает исторический опыт проведения стимулирующей  экономической политики в периоды  кризисов, в большинстве случаев  основную роль играли меры денежно-кредитной политики в силу их большей оперативности и сравнительно более высокой эффективности. Тем не менее может использоваться и дискреционная фискальная политика, но с некоторыми ограничениями, особенно в странах с развивающейся экономикой.

Отметим, что встроенные, автоматические стабилизаторы фискальной политики считаются относительно эффективными и, что немаловажно, адекватно работающими как в условиях спада, так и в случае перегрева экономики. В России они достаточно чувствительны к изменениям экономических условий, в том числе за границами страны, – так, в период замедления экономического роста в мире налоговая нагрузка на нефтяной сектор значительно уменьшается, поскольку снижаются цены на энергоносители, к которым привязаны основные сборы в нефтяном секторе.

В странах с развивающейся  экономикой стимулирующая фискальная политика ведет к росту дефицита и, следовательно, государственного долга. При этом обычно в периоды перегрева  сдерживающая фискальная политика осуществляется не так активно, т.е. оказывается  асимметричной, смещенной в сторону  стимулирования, что также приводит к постоянному наращиванию долга. Рост государственного долга в странах  с формирующимся рынком служит неблагоприятным  фактором и повышает риски для  данной страны в будущем. В частности, это может привести к тому, что  ставки по внешним заимствованиям для  таких стран оказываются завышенными, дополнительно усугубляя ситуацию. Еще одна серьезная проблема –  обеспечение «временности» стимулирующей фискальной политики. Если в кризисный период были снижены налоги или государство приняло на себя новые расходные обязательства, то даже при переходе к стадии подъема отменить такие изменения часто бывает политически сложно. Поэтому в случае принятия решения о тех или иных стимулирующих мерах фискальной политики правительству необходимо тщательно проанализировать возможности по их сворачиванию в будущем. Один из важнейших факторов эффективности антикризисной фискальной политики – адресность принимаемых мер, будь то меры социальной поддержки или стимулирования предприятий реального сектора.

Перед нашей страной стоят  следующие задачи, касающиеся фискальной политики и требующие достаточно быстрых решений.

Использование мер монетарной и фискальной политики для стабилизации ситуации на финансовом рынке страны. Решение данной задачи в основном обеспечивается мерами денежно-кредитной политики, однако и фискальные меры также могут использоваться, тем более при наличии значительных резервов (в том числе средств нефтегазовых фондов). Однако ключевой вопрос здесь: как определить оптимальные меры и объем бюджетных средств, которые оказали бы положительное влияние на финансовый сектор, но не привели бы к неблагоприятным средне- и долгосрочным последствиям – инфляции, резкому росту бюджетного дефицита и т.д.?

Информация о работе Реализация денежно-кредитной политики