Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 23:40, контрольная работа
Цель работы – раскрыть сущность современной региональной политики России.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие региональной экономической политики государ-ства
2. Рассмотреть зарубежный опыт
3. Определить основные направления Российской региональной экономической политики.
Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Региональная экономическая политика ….........................................5
1.1 Основные понятия, цели и задачи региональной политики............................5
1.2. Исторические аспекты.......................................................................................7
Глава 2. Особенности региональной экономической политики России.....11
2.1 Сущность и приоритетные направления региональной экономической политики...................................................................................................................11
2.2 Зарубежный опыт региональной экономической политики..........................13
Заключение.............................................................................................................19
Список литературы...............................................................................................21
Министерство науки и образования Российской Федерации
.
Контрольная
работа
По дисциплине региональная экономика и управление
На
тему «Региональная политика России»
Москва.
2010
Содержание
Введение......................
Глава
1. Региональная экономическая
политика ….............................
1.1 Основные
понятия, цели и задачи
1.2. Исторические
аспекты.......................
Глава 2. Особенности региональной экономической политики России.....11
2.1 Сущность
и приоритетные направления
2.2 Зарубежный
опыт региональной экономической политики......................
Заключение....................
Список
литературы....................
Введение
Для
России, страны с огромной территорией
и чрезвычайно разнообраз-ными условиями
производства и жизни в различных
регионах, региональная тематика всегда
была актуальной. Проводимые в стране
экономические преоб-разования привели
к регионализации экономической жизни,
росту роли регио-нов во всех сферах экономической
жизни.
К основным целям региональной политики можно отнести: - обеспечение
экономических, социальных, правовых
и организационных основ - обеспечение
единых минимальных социальных
стандартов и равной со- - охрана
окружающей среды, а также - максимальное
использование природно- Выбранная
тема контрольной работы актуальна
тем, что без определенного Цель работы – раскрыть сущность современной региональной политики России. Задачи работы: 1. Раскрыть понятие региональной экономической политики государ-ства 2. Рассмотреть зарубежный опыт 3. Определить основные направления Российской региональной экономической политики. |
Глава 1. Региональная экономическая политика государства
1.1. Основные понятия, цели и задачи региональной политики
Регион сегодня становится главным субъектом экономических и политических отношений. Очень важно в этой ситуации определить специфику и приоритеты осуществления региональной политики с учетом сравнительных преимуществах того или иного региона, особенностях его исторического и культурного развития.
Региональная (социально-экономическая) политика– сфера деятельности государства по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.
К основным объектам региональной политики относят: производственные (прежде всего предприятие), социальные (прежде всего – человек как представитель социума, семьи, этноса), денежно-финансовые и т. д. В качестве субъектов регионального управления могут выступать как конкретные представители государственной и региональной власти, так и отдельные учреждения, организации и предприятия. Региональная политика тесно связана с региональным развитием - изменением внутренней социально-экономической структуры региона.
Пространственные различия в обеспечении ресурсами, уровне экономического развития и качестве жизни населения, инфраструктурной оснащенности, в экологическом состоянии среды, остроте национальных и социальных конфликтов присущи практически всем странам независимо от их положения в мире. Цели и задачи региональной политики различных государств могут не совпадать и варьировать в различных пределах. Однако существуют общие цели, присущие региональной политике всех стран. К ним следует отнести: создание и упрочение единого экономического пространства и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности; относительное выравнивание условий социально-экономического развития регионов; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства; максимальное использование природных, в т.ч. ресурсных особенностей регионов; предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов и др. Иными словами, современная региональная политика пытается объединить интересы федерализма и регионализма.
Федерализм– принцип разделения политических и экономических полномочий между федеральной, субфедеральной и местной властями.
Регионализм– подход к рассмотрению и решению экономических, социальных, политических и других проблем под углом зрения интересов региона.
Как показывает мировая практика, в условиях кризисной экономики между сторонниками федерализма и регионализма в региональной политике могут возникать противоречия, выражающиеся через взаимоотношения «центр-периферия» (развитие «сверху») и посредством «внутри-периферийных диффузий» (развития «снизу»).
В основе региональной политики России лежит учет специфики регионов в общероссийской структуре, перенос основных направлений экономических реформ на региональный уровень, всемерная поддержка местного самоуправления и предпринимательства, решение региональных социально-экономических проблем, рациональное использование природных ресурсов. Главная цель региональной политики в соответствии с указом президента от 3 июня 1996 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» заключается в укреплении государственности РФ, совершенствовании федерализма, формировании условий для более эффективного и гармоничного развития регионов, а также обеспечении благосостояния населения страны.
Для достижения этой цели региональная политика призвана выполнять следующие основные задачи:
- сохранение единого внутреннего рынка России, единства инфраструктуры систем энергетики, транспорта, связей, общей денежно-кредитной системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции при наличии свободы экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями по всей территории России, свободной конкуренции производителей разных форм собственности, свободного движения товаров и капиталов;
- повышение благосостояния населения в каждом регионе, постепенное выравнивание уровня жизни, исключение чрезмерных контрастов в социальных условиях;
- расширение горизонтальных связей между регионами, формирование рынка труда и межрегионального регулирования занятости, создание рынков капиталов путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков и др.;
- преодоление общего кризиса и реформирование экономики;
- преодоление нестабильности в политическом отношении, межэтнической напряженности и противоречивости национально-государственного устройства России и др.
1.2. Историко-географические аспекты в контексте современных проблем
Историческое
развитие региональной политики и государственного
управления в России рассматривалось
многими российскими историками на примере
различных исторических эпох и регионов
России. Но историко-географические особенности
и аспекты региональной политики и государственного
управления в России в целом пока не изучались
в качестве самостоятельного объекта
(предмета) исследований. Актуальность
и необходимость исследования этой темы
обусловлены тремя важными обстоятельствами.
Первое – это уникальное географическое
разнообразие территории Российского
государства и различие исторических
судеб его отдельных регионов, которые
"обеспечивают" богатый набор возможных
отношений центра и регионов. Второе –
практическое значение изучения подобных
аспектов в современных условиях усиления
внимания к выработке перспективной региональной
российской политики и региональных вариантов
государственного управления. Третье,
весьма немаловажное обстоятельство –
это очевидный подъем отечественной региональной
науки (регионалистики) в последние 2-3
года, в структуре которой проблемы регионального
управления занимают одно из главных мест.
Основная проблема и одновременно цель
историко-географического исследования
региональной политики и государственного
управления в России — поиск, выделение,
описание и объяснение различных вариантов
взаимодействияструктур освоения территории
(то есть целенаправленных действий, которые
должны оптимизировать взаимные процессы
адаптации человека и территории), вновь
формирующихся территориальных систем
населения и хозяйства (ТСНХ) и возникающих
параллельно и достаточно автономно по
отношению к ним структур управления включаемых
в состав государства новых территорий;
формирования на базе этого взаимодействия
нескольких главных, фундаментальных
архетипов региональной политики государства
по отношению ко вновь присоединяемым
территориям. Изучение именно первоначальных
этапов присоединения и освоения новых
регионов, в условиях пока относительно
несложных формирующихся хозяйственных,
социальных, политических и управленческих
структур, позволяет выделить и проследить
основные черты и закономерности функционирования
механизма исследуемого взаимодействия.
При таком подходе можно представить территорию
не как пассивный элемент системы, реципиент
или конкретное географическое поле возникновения
и развития новых типов и вариантов региональной
политики и государственного управления
(РПиГУ), но как равноправный, активный
элемент, который формирует совместно
с центром, во взаимодействии с ним определенные
территориальные паттерны РПиГУ, -- становящиеся
своеобразным золотым фондом отечественной
государственно-региональной мысли. Особенность
этого взаимодействия — изменение самой
территории, адаптация стержневых структур
ее освоения и качественная трансформация
самого процесса освоения, видоизменяющегося
в ходе выработки территориального паттерна,
специфического фрейма,[3] который входит
автономно в целостную структуру общегосударственного
управления.
Этап освоения новых территорий сразу
после их включения в состав государства
связан с формированием ряда пробных,
поисковых стратегий центра по отношению
к новому региону; при этом центральные
властные структуры еще как бы не чувствуют
своеобразия территории и осуществляют
управленческий нажим на базе старых вариантов
и архетипов региональной политики. Так,
очень характерными были первые шаги российского
правительства по освоению Дальнего Востока
в 1850-1860-х гг. —учреждение нового казачьего
войска, попытка насаждения земледелия
на левобережье Амура, учреждение ряда
льгот для переселенцев из староосвоенных
районов, —которые были первоначально
большей частью малоэффективны. Разработка
нового, достаточно дробного административного
деления Дальнего Востока, усиление внимания
к геополитическим аспектам присутствия
России на Дальнем Востоке, основание
Владивостока и создание крупной тихоокеанской
военно-морской базы, образование коммуникативного
ритма хозяйственных и политических связей
Дальнего Востока с Европейской Россией
позволили схематично разработать принципиально
новый территориальный паттерн РПиГУ,
который характеризовался большой ролью
военно-нормативных способов и методов
государственного управления и пока еще
слабой связью с формированием самобытного,
специфического образа самого региона.
Образование зазора, щели между конкретной
РПиГУ центра по отношению ко вновь присоединенному
и целевым образом осваиваемому району
и несоответствующим этой силовой политике
уровню освоения и реактивной способности
территории —это основное противоречие,
коллизия и двигатель развития ситуации
в сторону создания адекватного, оптимального
варианта территориального паттерна РпиГУ.
Глава 2. Особенности региональной экономической политики России
2.1. Сущность и приоритетные направления региональной экономической политики
Федеративное устройство российского государства, а также природно-географические, демографические, национально-культурные, хозяйственные различия регионов России определяют ведущую роль региональной политики в обеспечении экономической интеграции российских территорий и создании оптимальной системы экономиче ского федерализма.
Под региональной экономической политикой в РФ понимается система целей и задач по управлению экономическим и социальным развитием регионов, а также механизм их реализации. Отсюда следует, что РЭП является органической частью общей социально-экономической политики государства, синтезирующей ее региональные аспекты. Она направлена на всемерное использование благоприятных факторов и ограничение действия негативных региональных факторов для достижения общих стратегических целей и задач социально-экономического развития страны. Вместе с тем это часть общей региональной политики, создающая экономические основы целостности российского государства, всех жизненно важных направлений развития российского общества.
Общей тенденцией в РЭП как на национальном, так и на надна циональном уровнях является ее либерализация, а также стимулиро вание более полного использования научно-технического и производ ственного потенциала самих районов и регионов.
Приоритетными направлениями в региональной политике являются: социальные, экономические, экологические, национальные и межэтнические отношения. Все они, безусловно, взаимосвязаны, но в центре этих приоритетов находится экономическое направление.
В экономическом
блоке приоритетными, безусловно, являются:
социально-экономические
Эффективная
реализация экономического направления
требует решения следующих
- Обеспечение эффективной специализации региональных экономик в едином экономическом пространстве России.