Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 13:02, дипломная работа
В первой главе рассматривается правовая база региональной политики, разработки и реализации целевых программ. Во второй главе исследуются основные направления региональной политики и методы ее проведения в условиях перехода к рыночной системе хозяйствования; определяются основные задачи региональной политики на современном этапе, обосновывается необходимость применения программно-целевого метода в решении задач региональной политики.
В третьей главе показывается использование программно-целевого метода на современном этапе социально-экономического развития страны, преимущества и современные проблемы использования данного метода; освещаются особенности и условия применения программно-целевого метода; анализируется объективная основа программного управления в регионе.
В четвертой главе рассматривается практика разработки, финансирования и реализации целевых программ Нижегородской области.
В заключении на основе выводов даются конкретные предложения по совершенствованию разработки, финансирования и реализации целевых программ.
Введение 4
Глава 1. Правовая база региональной политики, разработки и реализации целевых программ
1.1. Федеральное законодательство 7
1.2.Региональное и муниципальное законодательство 10
Глава 2.Реализация региональной политики
2.1.Основные направления региональной политики 13
2.2 .Основные задачи региональной политики 14
2.3. Методы проведения региональной политики 17
Глава 3. Федеральные программы поддержки
регионов
3.1. Использование программно-целевого метода 19 3.2. Особенности и условия применения
программно-целевого метода 20
3.3.Объективная основа программного управления
в регионах 22
3.4.Преимущества и современные проблемы
использования программно-целевого подхода
в региональной политике 25
Глава 4. Целевые программы в Нижегородской
области
4.1.Практика разработки, финансирования и
реализации целевых программ 29
4.2.Программа развития свободных
экономических зон в Нижегородской области 34
4.3. Программа поддержки малого предпринимательства
в Нижегородской области 43
Заключение 52
Список литературы 59
Приложения 62
-потенциальной возможностью
обеспечения общественного
В настоящее время наблюдается
снижение роли региональных программ
в политике Российской Федерации. Следует
отметить, что отдельные отечественные
экономисты все еще продолжают рассматривать
административно-правовые и рыночные
механизмы развития экономики и
социальной сферы как несовместимые
между собой. Данное противопоставление
искусственно, о чем свидетельствует
опыт программного регулирования в
странах рыночной экономикой. Отсюда
одним из основных условий преодоления
кризиса и дальнейшего перехода
к устойчивому развитию является
использование программно-
-в либеральной экономической
теории аспект эффективности
однозначно связывается с
-государственное управление
экономикой отождествляется по
инерции с советской системой
отраслевого управления. Другие
его формы (как реализованные
в истории СССЗ – НЕП, военная
экономика времен Великой
-цели федеральных и региональных программ, как правило шире, чем получение максимума прибыли; поэтому любая из них может быть как не удовлетворяющая критерию коммерческой эффективности отвергнута;
-в реальной жизни
Глава 4. Целевые программы Нижегородской области
4.1. Практика разработки, финансирования и реализации целевых программ
Характеризуя состояние разработки и реализации региональных программ на уровне субъектов Федерации, необходимо отметить принявшую повсеместных характер практику их создания– разрабатываются программы как комплексные , охватывающие все сферы территориального хозяйства, так и отраслевые , посвященные какой– либо одной отрасли; кроме того , встречаются программы, посвященные проблемам группы отраслей (например; отраслям социальной инфраструктуры), а также программы, направленные на решение проблем внутри региональных поселений. Однако повсеместный характер попыток использования программного подхода сочетается с почти повсеместным его неверным толкованием. Корни данного явления уходят в практику использования программного метода в административно-командной экономике, когда разработка программы рассматривалась как средство привлечения бюджетных ресурсов вышестоящего уровня, а также связаны с подменой понятий– под «программой» может пониматься любой план мероприятий администрации или ее подразделений, как текущий, так и перспективный. В связи с этим представляется целесообразным вкратце остановиться на практике разработки региональных программ в Нижегородской области. Основными моментами практики использования программного подхода в области являются следующие:
-важными факторами,
-в процессе разработки
и реализации областных
-головной исполнитель
программы направляет
-комитет по экономике
направляет проект программы
на экспертизу и, кроме того
подготавливает свое
-после получения экспертизы
и комитета по экономике.
-взносы участников реализации
программ, включая предприятия и
организации государственного
-целевые отчисления от
прибыли предприятий,
-для осуществления целевых
программ могут создаться
Эффективность практики использования
программного метода в Нижегородской
области обуславливается также
четкой системой контроля за реализацией
программ: головные исполнители программ
направляют ежемесячно в комитет
по экономике Администрации
В процессе использования
программно-целевого подхода в практике
работы администрации г. Н. Новгорода
был пройден ряд этапов. Первоначально
(до 1998 года) программа социально-
-содействие занятости населения и охрана труда;
-улучшение среды обитания,
включающее охрану окружающей
среды, охрану общественного
-улучшение состояние
здоровья населения,
-создание условий для повышения культурного уровня населения;
-оказание социальной
поддержки отдельным
Следующий блок отражает меры по развитию городского хозяйства и сферы услуг, включая жилищно-коммунальное хозяйство, городской транспорт, торговлю и бытовое обслуживание. В этом же блоке рассматриваются вопросы лицензионной деятельности и защиты прав потребителей.
Заключительный блок посвящен
вопросам организационного, ресурсного
и нормативного обеспечения программы,
а также корректировке
Отсюда следует, что документ, отражающий задачи социально-экономического развития территориального образования, должен включать не все поле деятельности под названием “программа, а состоять из следующих частей : концептуальной, в составе которой должны быть названы проблемы, требующие решения программным способом; программной, содержащей программные решения данных проблем, а также не программный раздел – план (прогноз) деятельности администрации на предстоящий год, увязанный с бюджетными ресурсами.
Информация о работе Региональная политика и региональные программы социально-экономического развития