Региональная экономика Ю́жного Федера́льного Округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 19:29, реферат

Краткое описание

В настоящее время многие структуры пытаются разрабатывать различные программы социально-экономического развития регионов, основанные на региональном бюджетном финансовом планировании, программном и инвестиционном подходе при обеспечении целевых региональных и межрегиональных программ реальными источниками финансирования (в том числе и внебюджетными) и механизмами их практической реализации. Существенным минусом подобных попыток, который перечеркивает все благие начинания, является оторванность подобных программ и их разработчиков от самих регионов. Попытки абстрагироваться и предложить универсальную модель, которую с восторгом примут субъекты РФ, обречена на провал.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ………………………………………….....3
Экономико-географическое положение…………………………..…3
Инновации……………………………………………………………10
Республика Калмыкия……………………………………………………11
Экономико-географическое положение………………………….…11
Инновации………………………………………………………….…12
Республика Адыгея……………………………………………………….14
Экономико-географическое положение………………………….…14
Инновации………………………………………………………….…20
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ…………………………….21
Экономико-географическое положение………………………….…21
Инновации………………………………………………………….…27
Калининградская область………………………………………………...29
Экономико-географическое положение………………………….…29
Инновации………………………………………………………….…33
Ненецкий автономный округ………………………………………….….34
Экономико-географическое положение………………………….…34
Инновации………………………………………………………….…37
Онежский район…………………………………………………………..39
Экономико-географическое положение………………………….…39
Инновации………………………………………………………….…40
Архангельская область…………………………………………………....42
Экономико-географическое положение…………………………….42
Лесопромышленный комплекс……………………………………....45
Машиностроение……………………………………………………...46
ТЭК………………………………………………………………….…49
Инновации…………………………………………………………..…53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..56

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Региональная экономика.docx

— 207.78 Кб (Скачать файл)

 

Инновационное развитие.

 

В Калининградской области  есть интересные инновационные проекты  такие , например, как «Методика оптимального управления электропотреблением». Методика является результатом исследований, проводимых научной школой профессора В.И. Гнатюка, отражает передовые рубежи мировой науки в данной области и представляет собой «ноу-хау». Она позволяет в процессе энергосбережения задействовать системный уровень оперативного и структурного управления, который ранее не использовался. При этом в реальном масштабе времени осуществляются процедуры формирования базы данных по электропотреблению, выявления аномальных объектов, прогнозирования, нормирования и динамического моделирования. Это дает возможность организациям и предприятиям извлекать из процесса энергосбережения дополнительные конкурентные преимущества и ресурсы бюджетной экономии, создает предпосылки оптимального расходования средств на проведение энергоаудита и внедрение энергосберегающих технологий. Уже первый (организационный) этап реализации предлагаемой методики позволит экономить до 10 – 15% от объемов ежегодных выплат за потребляемую электроэнергию без капитальных вложений. Последующее (на втором этапе) оптимальное внедрение энергосберегающих технологий и технических решений еще больше увеличит экономию. В свою очередь, менеджмент предприятия получит инструментарий, позволяющий эффективно управлять электротехническим комплексом в условиях динамично развивающейся промышленности и планируемых серьезных инфраструктурных изменений. Автором данного инновационного проекта является  Гнатюк Виктор Иванович.

Еще один проект «Турбопоршневый двигатель» .Его автор - Литвин М.М. Камеры сгорания расположены по окружности вокруг ведущего вала. Механизм преобразования вращательного движения в возвратно - поступательное, выполнен в виде маховика, находящегося на ведущем валу и кинематически связан с шатунами поршней, которые расположены в цилиндрах по окружности и оборудованы гидрокомпенсаторами.. экономичность, большая агрегатная мощность, малые габариты и вес. Разработка «Турбопоршневой двигатель» награждена серебряной медалью на Международном салоне промышленной собственности «Архимед» г. Москва.

 

 

Ненецкий автономный округ

 

Не́нецкий автоно́мный о́круг (нен. Ненёцие автономной окрук) — субъект Российской Федерации (в составе Архангельской области), входит в состав Северо-Западного федерального округа.

Ненецкий автономный округ расположен на севере Восточно-Европейской равнины, бо́льшая часть расположена за Полярным кругом. Включает острова Колгуев и Вайгач, полуостров Канин. Омывается Белым, Баренцевым, Печорским и Карским морями Северного Ледовитого океана.

На юге округ  граничит с Республикой Коми, на юго-западе — с Архангельской областью, на северо-востоке — с Ямало-Ненецким автономным округом.

Административным  центром округа является город Нарьян-Мар (19 820 чел.). Округ был образован 15 июля 1929 года.

На территории округа встречаются более 600 видов  цветковых растений, несколько сот  видов мхов и лишайников. В прибрежных морских водах из макрофитов, которые представлены здесь водорослями (около 80 видов), преобладают бурые водоросли, в реках и проточных озерах — осока, хвощи и арктофила. В речном фитопланктоне доминируют диатомовые и сине-зелёные, а в озерах — зелёные и диатомовые водоросли.

Экономико-географическое положение.

Во флоре  широко распространены виды северных групп, достаточно широко — таёжные (бореальные) виды. Среди цветковых преобладают злаковые, крестоцветные, осоковые, ивовые. При антропогенных воздействиях на растительный покров тундры происходит замещение кустарников, мхов и лишайников травами, формирующими вторичный растительный покров. Наибольшие площади с вторичной растительностью встречаются в Большеземельской тундре, в районах геологоразведочных и нефтегазодобычных работ.

Флора богата разнообразными пищевыми растениями: ягодами, съедобными травами. Наибольшее значение имеют морошка, голубика, брусника, черника, вороника. В лесотундровой зоне по долинам рек и в таежной зоне растут смородина красная и чёрная, жимолость, встречаются малина, земляника, шиповник. В тёплые годы вызревают черемуха и рябина, а на юге Малоземельной тундры и в Канино-Тиманье — клюква. Используются в пищу щавель, дикий лук и другие луговые растения.

Богаты ресурсы  кормовых растений пойменных лугов — злаков, бобовых, разнотравья, осок; значительны запасы лишайников на оленьих пастбищах — кладония, цетрария; повсеместно произрастают лекарственные растения.

На территории округа встречается более 100 видов  шляпочных грибов. Видовой состав их увеличивается в направлении  с севера на юг. В северных тундрах из съедобных растут сыроежки, моховики, подберезовики, сухие грузди, южнее появляются подосиновики, в лесотундре и тайге — грузди, рыжики, волнушки, белые и другие.

Животный мир  представлен обитателями тундры, тайги, арктических пустынь. Многочисленны водные беспозвоночные: инфузории, фитомонады, олигохеты, нематоды, коловратки, низшие ракообразные, моллюски и др. Разнообразен видовой состав насекомых, огромное количество кровососущих: комаров, мошек, оводов. Из круглоротых встречается минога. В реках и озерах водится более 30 видов рыб. Из проходных — сёмга, омуль и другие; из полупроходных — нельма, сиг, ряпушка; из туводных (местных) — щука, язь, сорога, окунь, налим, пелядь, хариус и другие. В прибрежных морях — сельдь, навага, камбала, сайка, корюшка и другие (около 50 видов морских рыб).

Из земноводных  встречаются лягушка травяная, сибирский углозуб, обыкновенная жаба, из рептилий — ящерица живородящая. Разнообразен видовой состав птиц — около 160 видов, в том числе птицы 110 видов гнездятся в округе. Зимует около 20 видов. Промысловое значение имеют гуси, утки, а также белая куропатка — один из фоновых видов тундры и лесотундры.

Встречается 31 вид наземных млекопитающих. Наиболее многочисленны грызуны — лемминги и полёвки, в тайге встречается белка. Из других групп млекопитающих обычны арктическая бурозубка и заяц-беляк; среди хищников — песец, волк, лисица, росомаха, бурый и белый медведь, куница, выдра, горностай, ласка; из парнокопытных — дикий северный олень и лось.

В прибрежных морях  встречаются морские млекопитающие: белуха, североатлантическая морская свинья, нарвал, кольчатая нерпа, морской заяц, серый тюлень, атлантический морж. Среди наземных млекопитающих основными объектами промысла служат песец, лисица, бурый медведь, куница, выдра и лось. Из морских млекопитающих продолжается промысел только кольчатой нерпы и морского зайца. Ряд видов акклиматизирован в округе. Из грызунов это ондатра, которая широко распространилась по территории и была объектом промысла; из рыб — стерлядь, но ее популяция осталась очень малочисленной. Заходят на нерест единичные экземпляры горбуши, акклиматизированной в бассейне Баренцева моря.

Однако несмотря на все выше перечисленное из всех заполярных территорий России округ имеет наиболее выгодное географическое положение, т.к. находится ближе всех к европейской части страны, характеризующейся высоким человеческим потенциалом, инфраструктурной обеспеченностью, динамично развивающимся промышленным комплексом.

Ненецкий автономный округ располагает богатейшими  запасами полезных ископаемых, имеющих  огромное стратегическое значение для  страны. В первую очередь – это  нефтяные месторождения. Потенциал  шельфа Баренцева моря составляет с  Тимано-Печорской провинцией единую супер провинцию, являющуюся уникальной базой углеводородного сырья. Немаловажное значение для развития региона имеет высокая степень изученности нефтегазоносных площадей и в то же время низкая степень их выработанности, их достаточно компактное размещение и близость к европейским рынкам сбыта, а также хорошие физико-химические свойства нефти. Все вышеуказанное существенно повышает конкурентоспособность округа.

Основными отраслями промышленности округа являются топливная (96,5%) и пищевая (2,3%) (рыбная, молочная, мясоконсервная). Также в регионе развито сельское хозяйство - растениеводство: картофель  и турнепс, животноводство: оленеводство, охотничий промысел: рыболовство, охота  и морской зверобойный промысел.

На территории округа на базе освоения месторождений нефти, газа и каменного угля формируется Тимано-Печорский топливно-энергетический комплекс. В данный момент ведется разработка 12 месторождений углеводородного сырья. В течение последних лет округ приобрел значение важного энергетического региона, что связано с открытием на территории округа значительных запасов углеводородного сырья. Также в регионе открыто 81 месторождение нефти и газа.

ГУП «Нарьян-Марская электростанция» является крупнейшим предприятием электроэнергетической отрасли округа. На его долю приходится около 80% всей вырабатываемой в округе электроэнергии. Остальные населенные пункты обеспечиваются электроэнергией от локальных дизельных электростанций.

Биологические ресурсы

Среди водных биологических ресурсов наибольшее хозяйственное значение имеют рыбные запасы. В округе зарегистрировано 32 вида водоплавающих птиц. Основным объектом личного промысла является белая куропатка, которая обитает в кустарниковой тундре, ее численность в этих местах достигает 30–60 гнездовых пар на 1 квадратный километр.

Основные промысловые млекопитающие в НАО представлены песцом, зайцем-беляком и горностаем. Гораздо реже встречаются бурый медведь, лисица, волк, куница, ласка, выдра, ондатра. На Новой Земле и в материковых тундрах округа обитает дикий северный олень (от 7 до 12 тысяч голов). Белый медведь встречается вдоль побережья Баренцева моря до Чешской губы. Основным хозяйственно ценным охотничьим видом является песец. Основные районы его промысла находятся на севере Большеземельской тундры и Югорского полуострова.

Развитие транспорта.

Автодорожная сеть Ненецкого  автономного округа включает в себя дороги общего пользования (федерального и территориального значения) и ведомственные  дороги, построенные за счет средств  различных министерств и ведомств. С 1960-х гг. для перевозки грузов в зимнее время строятся временные  и постоянно действующие дороги – так называемые, зимники. Протяженность  автомобильных дорог общего пользования  составляет 229 км, из которых протяженность  федеральных дорог – 4 км (1,7%), территориальных  – 225 км (98,3%). Протяженность дорог  с твердым покрытием – 179 км (76,7%). Для перевозки грузов в зимнее время используются так называемые «зимники». Протяженность ведомственных  дорог и зимников округа составляет более 1000 км.

Перспективы развития автомобильного транспорта связаны с завершением  строительства дороги Нарьян-Мар  – Усинск. Она свяжет центры добычи углеводородного сырья с окружным центром, а также округ получит  возможность наземного транспортного  выхода в Республику Коми и общероссийскую транспортную систему.

Авиатранспорт

Важнейшую роль в транспортной сети округа играет авиационный транспорт. Два основных предприятия – ОАО  «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» и ФГУП «Аэропорт Амдерма». Посредством авиации окружной центр г. Нарьян-Мар связан со всеми населенными пунктами округа, и через Архангельск, Москву и Санкт-Петербург практически со всеми регионами России.

Аэродром г. Нарьян-Мар относится к классу «В» и отвечает современным требованиям, что позволяет принимать самолеты АН-24, АН-26, ТУ-134, ТУ-152, ИЛ-76 и БОИНГ-737. Собственный парк машин авиаотряда состоит из самолетов АН-2, вертолетов МИ-8Т, МИ-8 МТВ-1 и используется для местных авиаперевозок.

Водный транспорт

Протяженность судоходных речных путей – свыше 240 км. Основные морские  порты – Нарьян-Мар, Амдерма, а также 16 портопунктов, расположенных в устьях рек, впадающих в Белое, Баренцево и Карское моря.

Порт Нарьян-Мар одновременно принимает суда морского и речного  сообщения. Порт – замерзающий, продолжительность  морской навигации составляет 135 – 150 дней в году. Основные перевозчики  по морю – ОАО «Ненецкая международная  транспортно-экспедиторская компания ТРАНС-НАО» и ОАО «Северное речное пароходство».

Амдерминский морской порт НАО находится на трассе Северного морского пути и является арктическим рейдовым портом, где выгрузка производится на открытом рейде.

Речное регулярное пассажирское сообщение между населенными  пунктами, расположенными по реке Печора осуществляется теплоходами компании ГУП НАО «Нарьян-Марская транспортная компания». Грузовые перевозки осуществляют ОАО «СК «Печорское речное пароходство» и ОАО «Печорский речной порт». В 2005 году за счет средств окружного бюджета построен речной вокзал.

Трубопроводный  транспорт

Начало развития трубопроводного  транспорта в Ненецком автономном округе было положено в 1978 году с вводом в  эксплуатацию локального газопровода  Василковское месторождение – Нарьян-Мар протяженностью 63 км.

В настоящее время вывоз  нефти с территории округа в южном  направлении осуществляется от крупнейшего  из разрабатываемых Харьягинского месторождения по нефтепроводу Харьяга – Усинск, протяженностью 149 км, диаметром 530 мм, и далее по нефтепроводу Усинск – Ухта, протяженностью 406 км, диаметром 720 мм. Внутри Ненецкого автономного округа наиболее значительный нефтепровод соединяет Ардалинское и Харьягинское месторождения (протяженность 64 км, диаметр 325 мм).

В северном направлении поставки нефти осуществляются компанией  ОАО «Лукойл» через морской терминал в районе пос. Варандей.

Информация о работе Региональная экономика Ю́жного Федера́льного Округа