Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 19:29, реферат
В настоящее время многие структуры пытаются разрабатывать различные программы социально-экономического развития регионов, основанные на региональном бюджетном финансовом планировании, программном и инвестиционном подходе при обеспечении целевых региональных и межрегиональных программ реальными источниками финансирования (в том числе и внебюджетными) и механизмами их практической реализации. Существенным минусом подобных попыток, который перечеркивает все благие начинания, является оторванность подобных программ и их разработчиков от самих регионов. Попытки абстрагироваться и предложить универсальную модель, которую с восторгом примут субъекты РФ, обречена на провал.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ………………………………………….....3
Экономико-географическое положение…………………………..…3
Инновации……………………………………………………………10
Республика Калмыкия……………………………………………………11
Экономико-географическое положение………………………….…11
Инновации………………………………………………………….…12
Республика Адыгея……………………………………………………….14
Экономико-географическое положение………………………….…14
Инновации………………………………………………………….…20
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ…………………………….21
Экономико-географическое положение………………………….…21
Инновации………………………………………………………….…27
Калининградская область………………………………………………...29
Экономико-географическое положение………………………….…29
Инновации………………………………………………………….…33
Ненецкий автономный округ………………………………………….….34
Экономико-географическое положение………………………….…34
Инновации………………………………………………………….…37
Онежский район…………………………………………………………..39
Экономико-географическое положение………………………….…39
Инновации………………………………………………………….…40
Архангельская область…………………………………………………....42
Экономико-географическое положение…………………………….42
Лесопромышленный комплекс……………………………………....45
Машиностроение……………………………………………………...46
ТЭК………………………………………………………………….…49
Инновации…………………………………………………………..…53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..56
Инновационное развитие.
В Калининградской области есть интересные инновационные проекты такие , например, как «Методика оптимального управления электропотреблением». Методика является результатом исследований, проводимых научной школой профессора В.И. Гнатюка, отражает передовые рубежи мировой науки в данной области и представляет собой «ноу-хау». Она позволяет в процессе энергосбережения задействовать системный уровень оперативного и структурного управления, который ранее не использовался. При этом в реальном масштабе времени осуществляются процедуры формирования базы данных по электропотреблению, выявления аномальных объектов, прогнозирования, нормирования и динамического моделирования. Это дает возможность организациям и предприятиям извлекать из процесса энергосбережения дополнительные конкурентные преимущества и ресурсы бюджетной экономии, создает предпосылки оптимального расходования средств на проведение энергоаудита и внедрение энергосберегающих технологий. Уже первый (организационный) этап реализации предлагаемой методики позволит экономить до 10 – 15% от объемов ежегодных выплат за потребляемую электроэнергию без капитальных вложений. Последующее (на втором этапе) оптимальное внедрение энергосберегающих технологий и технических решений еще больше увеличит экономию. В свою очередь, менеджмент предприятия получит инструментарий, позволяющий эффективно управлять электротехническим комплексом в условиях динамично развивающейся промышленности и планируемых серьезных инфраструктурных изменений. Автором данного инновационного проекта является Гнатюк Виктор Иванович.
Еще один проект «Турбопоршневый двигатель» .Его автор - Литвин М.М. Камеры сгорания расположены по окружности вокруг ведущего вала. Механизм преобразования вращательного движения в возвратно - поступательное, выполнен в виде маховика, находящегося на ведущем валу и кинематически связан с шатунами поршней, которые расположены в цилиндрах по окружности и оборудованы гидрокомпенсаторами.. экономичность, большая агрегатная мощность, малые габариты и вес. Разработка «Турбопоршневой двигатель» награждена серебряной медалью на Международном салоне промышленной собственности «Архимед» г. Москва.
Ненецкий автономный округ
Не́нецкий автоно́мный о́круг (нен. Ненёцие автономной окрук) — субъект Российской Федерации (в составе Архангельской области), входит в состав Северо-Западного федерального округа.
Ненецкий автономный округ расположен на севере Восточно-Европейской равнины, бо́льшая часть расположена за Полярным кругом. Включает острова Колгуев и Вайгач, полуостров Канин. Омывается Белым, Баренцевым, Печорским и Карским морями Северного Ледовитого океана.
На юге округ граничит с Республикой Коми, на юго-западе — с Архангельской областью, на северо-востоке — с Ямало-Ненецким автономным округом.
Административным центром округа является город Нарьян-Мар (19 820 чел.). Округ был образован 15 июля 1929 года.
На территории округа встречаются более 600 видов цветковых растений, несколько сот видов мхов и лишайников. В прибрежных морских водах из макрофитов, которые представлены здесь водорослями (около 80 видов), преобладают бурые водоросли, в реках и проточных озерах — осока, хвощи и арктофила. В речном фитопланктоне доминируют диатомовые и сине-зелёные, а в озерах — зелёные и диатомовые водоросли.
Экономико-географическое положение.
Во флоре широко распространены виды северных групп, достаточно широко — таёжные (бореальные) виды. Среди цветковых преобладают злаковые, крестоцветные, осоковые, ивовые. При антропогенных воздействиях на растительный покров тундры происходит замещение кустарников, мхов и лишайников травами, формирующими вторичный растительный покров. Наибольшие площади с вторичной растительностью встречаются в Большеземельской тундре, в районах геологоразведочных и нефтегазодобычных работ.
Флора богата разнообразными пищевыми растениями: ягодами, съедобными травами. Наибольшее значение имеют морошка, голубика, брусника, черника, вороника. В лесотундровой зоне по долинам рек и в таежной зоне растут смородина красная и чёрная, жимолость, встречаются малина, земляника, шиповник. В тёплые годы вызревают черемуха и рябина, а на юге Малоземельной тундры и в Канино-Тиманье — клюква. Используются в пищу щавель, дикий лук и другие луговые растения.
Богаты ресурсы кормовых растений пойменных лугов — злаков, бобовых, разнотравья, осок; значительны запасы лишайников на оленьих пастбищах — кладония, цетрария; повсеместно произрастают лекарственные растения.
На территории округа встречается более 100 видов шляпочных грибов. Видовой состав их увеличивается в направлении с севера на юг. В северных тундрах из съедобных растут сыроежки, моховики, подберезовики, сухие грузди, южнее появляются подосиновики, в лесотундре и тайге — грузди, рыжики, волнушки, белые и другие.
Животный мир
представлен обитателями
Из земноводных встречаются лягушка травяная, сибирский углозуб, обыкновенная жаба, из рептилий — ящерица живородящая. Разнообразен видовой состав птиц — около 160 видов, в том числе птицы 110 видов гнездятся в округе. Зимует около 20 видов. Промысловое значение имеют гуси, утки, а также белая куропатка — один из фоновых видов тундры и лесотундры.
Встречается 31 вид наземных млекопитающих. Наиболее многочисленны грызуны — лемминги и полёвки, в тайге встречается белка. Из других групп млекопитающих обычны арктическая бурозубка и заяц-беляк; среди хищников — песец, волк, лисица, росомаха, бурый и белый медведь, куница, выдра, горностай, ласка; из парнокопытных — дикий северный олень и лось.
В прибрежных морях
встречаются морские
Однако несмотря на все выше перечисленное из всех заполярных территорий России округ имеет наиболее выгодное географическое положение, т.к. находится ближе всех к европейской части страны, характеризующейся высоким человеческим потенциалом, инфраструктурной обеспеченностью, динамично развивающимся промышленным комплексом.
Ненецкий автономный округ располагает богатейшими запасами полезных ископаемых, имеющих огромное стратегическое значение для страны. В первую очередь – это нефтяные месторождения. Потенциал шельфа Баренцева моря составляет с Тимано-Печорской провинцией единую супер провинцию, являющуюся уникальной базой углеводородного сырья. Немаловажное значение для развития региона имеет высокая степень изученности нефтегазоносных площадей и в то же время низкая степень их выработанности, их достаточно компактное размещение и близость к европейским рынкам сбыта, а также хорошие физико-химические свойства нефти. Все вышеуказанное существенно повышает конкурентоспособность округа.
Основными отраслями промышленности
округа являются топливная (96,5%) и пищевая
(2,3%) (рыбная, молочная, мясоконсервная).
Также в регионе развито
На территории округа на базе освоения месторождений нефти, газа и каменного угля формируется Тимано-Печорский топливно-энергетический комплекс. В данный момент ведется разработка 12 месторождений углеводородного сырья. В течение последних лет округ приобрел значение важного энергетического региона, что связано с открытием на территории округа значительных запасов углеводородного сырья. Также в регионе открыто 81 месторождение нефти и газа.
ГУП «Нарьян-Марская электростанция» является крупнейшим предприятием электроэнергетической отрасли округа. На его долю приходится около 80% всей вырабатываемой в округе электроэнергии. Остальные населенные пункты обеспечиваются электроэнергией от локальных дизельных электростанций.
Биологические ресурсы
Среди водных биологических ресурсов наибольшее хозяйственное значение имеют рыбные запасы. В округе зарегистрировано 32 вида водоплавающих птиц. Основным объектом личного промысла является белая куропатка, которая обитает в кустарниковой тундре, ее численность в этих местах достигает 30–60 гнездовых пар на 1 квадратный километр.
Основные промысловые млекопитающие в НАО представлены песцом, зайцем-беляком и горностаем. Гораздо реже встречаются бурый медведь, лисица, волк, куница, ласка, выдра, ондатра. На Новой Земле и в материковых тундрах округа обитает дикий северный олень (от 7 до 12 тысяч голов). Белый медведь встречается вдоль побережья Баренцева моря до Чешской губы. Основным хозяйственно ценным охотничьим видом является песец. Основные районы его промысла находятся на севере Большеземельской тундры и Югорского полуострова.
Развитие транспорта.
Автодорожная сеть Ненецкого
автономного округа включает в себя
дороги общего пользования (федерального
и территориального значения) и ведомственные
дороги, построенные за счет средств
различных министерств и
Перспективы развития автомобильного
транспорта связаны с завершением
строительства дороги Нарьян-Мар
– Усинск. Она свяжет центры добычи
углеводородного сырья с
Авиатранспорт
Важнейшую роль в транспортной сети округа играет авиационный транспорт. Два основных предприятия – ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» и ФГУП «Аэропорт Амдерма». Посредством авиации окружной центр г. Нарьян-Мар связан со всеми населенными пунктами округа, и через Архангельск, Москву и Санкт-Петербург практически со всеми регионами России.
Аэродром г. Нарьян-Мар относится к классу «В» и отвечает современным требованиям, что позволяет принимать самолеты АН-24, АН-26, ТУ-134, ТУ-152, ИЛ-76 и БОИНГ-737. Собственный парк машин авиаотряда состоит из самолетов АН-2, вертолетов МИ-8Т, МИ-8 МТВ-1 и используется для местных авиаперевозок.
Водный транспорт
Протяженность судоходных речных путей – свыше 240 км. Основные морские порты – Нарьян-Мар, Амдерма, а также 16 портопунктов, расположенных в устьях рек, впадающих в Белое, Баренцево и Карское моря.
Порт Нарьян-Мар одновременно принимает суда морского и речного сообщения. Порт – замерзающий, продолжительность морской навигации составляет 135 – 150 дней в году. Основные перевозчики по морю – ОАО «Ненецкая международная транспортно-экспедиторская компания ТРАНС-НАО» и ОАО «Северное речное пароходство».
Амдерминский морской порт НАО находится на трассе Северного морского пути и является арктическим рейдовым портом, где выгрузка производится на открытом рейде.
Речное регулярное пассажирское сообщение между населенными пунктами, расположенными по реке Печора осуществляется теплоходами компании ГУП НАО «Нарьян-Марская транспортная компания». Грузовые перевозки осуществляют ОАО «СК «Печорское речное пароходство» и ОАО «Печорский речной порт». В 2005 году за счет средств окружного бюджета построен речной вокзал.
Трубопроводный транспорт
Начало развития трубопроводного транспорта в Ненецком автономном округе было положено в 1978 году с вводом в эксплуатацию локального газопровода Василковское месторождение – Нарьян-Мар протяженностью 63 км.
В настоящее время вывоз нефти с территории округа в южном направлении осуществляется от крупнейшего из разрабатываемых Харьягинского месторождения по нефтепроводу Харьяга – Усинск, протяженностью 149 км, диаметром 530 мм, и далее по нефтепроводу Усинск – Ухта, протяженностью 406 км, диаметром 720 мм. Внутри Ненецкого автономного округа наиболее значительный нефтепровод соединяет Ардалинское и Харьягинское месторождения (протяженность 64 км, диаметр 325 мм).
В северном направлении поставки нефти осуществляются компанией ОАО «Лукойл» через морской терминал в районе пос. Варандей.
Информация о работе Региональная экономика Ю́жного Федера́льного Округа