Региональная экономическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в определении совершенствования экономической политики регионов.
Цель курсовой работы предопределила решение следующих задач:
1. изучить теоретические основы экономической политики регионов РФ;
2. проанализировать систему экономической политики регионов РФ;
3. выявить проблемы и найти пути их решения.

Содержание

Введение 3
1. Теория региональной экономической политики 4
2. Концепция региональной политики России 7
2.1 Методы проведения региональной политики 7
2.2 Разработка концепции федерального регулирования экономического развития регионов в России 10
3. Экономическая политика Республики Бурятия 17
3.1 Проблемы и пути экономического развития Республики Бурятия 17
3.2 Прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия
на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов 19
Заключение 34
Список использованных источников 35

Вложенные файлы: 1 файл

курситог.docx

— 73.85 Кб (Скачать файл)

За счет наиболее высоких темпов роста (124,4 - 127,0 % к уровню 2012 года) в прогнозный период увеличится вклад деревообрабатывающей промышленности.

Оценка прогнозируемых результатов деятельности предприятий деревообрабатывающей промышленности зависит от степени реализации крупных инвестиционных проектов:

- создание лесной и лесоперерабатывающей  инфраструктуры в Северо-Байкальском районе республики (ООО «Форестинвест»);

- строительство завода по производству  ориентированно-стружечных плит (OSB) (ООО «Лесная биржа»);

- организация производства гранулированного  биотоплива (топливных пеллет) на Ильинском лесоперерабатывающем комбинате (ОАО «Байкальская лесная компания»);

- строительство деревообрабатывающего  завода (ООО ЛПК «Байкал-Нордик).

Развитие инвестиционных производств может позволить в среднесрочном периоде достичь роста объемов производства на уровне 107,0 – 108,0 %.

В целлюлозно-бумажном производстве продолжится реализация инвестиционного проекта по внедрению нового оборудования и модернизации основных фондов ОАО «Селенгинский целлюлозно-бумажный комбинат». Среднегодовые темпы прироста производства составят в пределах 2,0 - 4,0 %. За прогнозный период объем отгруженной продукции увеличится в сопоставимых ценах на 35,8 – 42,1 % к уровню 2012 года.

Прогнозные показатели в сфере производства прочих неметаллических продуктов имеют положительную тенденцию роста с приростом на 1,0 - 4,0 % ежегодно. Развитие промышленности строительных материалов в среднесрочный период будет определяться реализацией проектов по модернизации действующих производств с переходом на более высокий уровень технической оснащенности и использованием энерго- и ресурсосберегающих технологий, вовлечению в производство техногенных отходов различных отраслей промышленности. За прогнозный период объем отгруженной продукции увеличится в сопоставимых ценах на 16,9 – 17,6 % к уровню 2012 года.

В металлургическом производстве в 2013 - 2014 годах ожидается снижение производства, что обусловлено сокращением объемов выпуска мостовых металлоконструкций на ЗАО «Улан-Удэстальмост» в связи с окончанием работ по крупным инфраструктурным объектам в г. Сочи и    г. Владивосток. В дальнейшем выравнивание ситуации возможно за счет  открытия производства типовых малых мостов для дорог местного значения и легковозводимых металлических строительных конструкций. Также на предприятии предусмотрена дальнейшая модернизация и техническое перевооружение  производства, в том числе внедрение новых технологий при производстве мостовых конструкций на всех этапах производства. За прогнозный период объем отгруженной продукции увеличится в сопоставимых ценах на 11,7 - 13,1 % к уровню 2012 года.

Ежегодный рост объема производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования составит в среднем 5,8 - 6,0 %. За прогнозный период ожидается рост на 22,5 % по первому варианту и       24,8 % - по второму к уровню 2012 года.

Рост будет связан с расширением поставок авионики ОАО «Улан - Удэнское приборостроительное производственное объединение» по государственному оборонному заказу для нужд Министерства обороны России. К 2016 году объем отгруженной продукции  увеличится в 1,5 раза к уровню 2012 года.

Ежегодный прирост производства в транспортном машиностроении в прогнозируемом периоде составит в среднем 7,9 - 8,1 %. За период 2013 - 2016 годы ожидается увеличение объемов производства до 135,3 – 136,5 % к уровню 2012 года.

На ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» продолжится реализация Программы технического и технологического развития до 2020 года с освоением программно-технических комплексов, направленной на увеличение выпуска вертолетов и создание предпосылок освоения новых перспективных изделий, планируется начало серийного производства вертолета Ми-171А в пассажирском и грузовом вариантах.

На Улан-Удэнском ЛВРЗ - филиале ОАО «Желдорреммаш» запланирована реализация Программы обновления и модернизации основных фондов, в том числе по замене оборудования и модернизации электромашинного производства и литейно-механического производства. Ожидается модернизация более 900 высокопроизводительных рабочих мест, наращивание объемов ремонта электровозов, расширения поставок запасных частей для ОАО «РЖД».

В энергетике в среднесрочный период прирост производства ожидается на уровне 4,0 - 11,8 % к уровню 2012 года. Выработка электроэнергии будет составлять ежегодно 4800 - 5100 млн. кВт.ч. Увеличение объема выработки электроэнергии планируется системным оператором и обусловлено вводом турбогенератора № 7 на ТЭЦ-1, энергоблока № 4 на Гусиноозерской ГРЭС. 

Одним из приоритетов государственной политики является развитие малого и среднего предпринимательства, вклад которых в экономику республики с каждым годом становится более весомым. В прогнозный период продолжится реализация мероприятий по стимулированию создания малых предприятий и развитию действующих, развитию инфраструктуры поддержки предпринимательства (строительство республиканского промышленного парка), массовому вовлечению молодых людей в предпринимательскую деятельность, государственной поддержке малых инновационных компаний, а также стимулированию развития малых и средних предприятий до масштабов крупного предпринимательства.

По прогнозным оценкам в 2016 году общее количество малых и средних предприятий в республике составит 11,4 - 12,4 тыс. единиц и увеличится по сравнению с 2012 годом на 10,4 - 20,4 %.

Темп роста оборота малых и средних предприятий в прогнозный период составит в среднем 104,0 %. Прирост оборота малых и средних предприятий произойдет как за счет увеличения количества малых и средних предприятий, так и за счет роста производительности труда. Более высокими темпами будет расти оборот малых предприятий в обрабатывающей промышленности, строительстве и торговле.

                                               Инвестиции

 

Темп роста инвестиций в основной капитал в 2016 году по отношению к 2012 году прогнозируется на уровне 100,8  - 106,9 %, к уровню     2007 года – на уровне 136,5 - 144,7 % [28].

В 2013 году ожидается снижение инвестиций в основной капитал до 95,0 % к уровню 2012 года.

В 2014 - 2016 годах ожидается позитивная динамика инвестиций в основной капитал с умеренными темпами роста инвестиций на уровне      1,0 – 3,0 % по первому варианту и на 3,0 – 5,0 % – по второму.

Рост при умеренно-оптимистичном варианте рассматривается при условии улучшения инвестиционного климата, стабильности на рынке кредитных ресурсов, роста инвестиционного спроса, что будет способствовать реализации капиталоемких инвестиционных проектов в области добычи полезных ископаемых, туризма, жилищного строительства, модернизации обрабатывающих производств, транспорта и других отраслей.

В отраслевой структуре инвестиций в основной капитал наибольшую долю к 2016 году составят инвестиции в транспорт и связь (20,7 %), энергетику (17,9 %), добывающую промышленность (12,4 %, при этом за счет опережающего роста увеличится доля инвестиций в добычу нетопливных полезных ископаемых до 12,5 %, доля добычи топливно-энергетических полезных ископаемых снизится до 7,1 %), государственное управление (13,7 %), здравоохранение (8,3 %) [28].

По источникам финансирования к 2016 году возрастет доля частных инвестиций до 40 % (в 2013 году – 34 %), доля привлеченных средств постепенно будет снижаться с 66 до 60 %, в том числе за счет постепенного снижения доли бюджетных инвестиций с 35 до 30 %.

Прогнозируемая динамика инвестиций в 2013 - 2016 годах будет обеспечиваться за счет реализации следующих крупных инвестиционных проектов:

- в добывающей промышленности: строительство предприятия по  отработке месторождений Хиагдинского рудного поля методом подземного выщелачивания ОАО «Хиагда», модернизация производства ОАО «Бурятзолото» и ОАО «Разрез Тугнуйский»; разработка и эксплуатация золоторудного месторождения «Коневинское (ООО «Хужир Энтерпрайз»), строительство горно-обогатительных комбинатов на базе Жарчихинского месторождения молибдена, Ермаковского месторождения бериллия, Инкурского и Холтосонского месторождений вольфрама;

- в агропромышленном комплексе: в 2013 году планируется завершить  строительство современного свиноводческого  комплекса ЗАО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский», по умеренно-оптимистичному варианту возможно строительство 2-й очереди комплекса, строительство тепличного овощного комплекса ООО «Сибирь-Агро», строительство птицефабрики яичного и бройлерного направления в Иволгинском районе (южнокорейская компания «Чунчеон Дакгалби»), строительство откормочного комплекса на 3000 голов в Джидинском районе (ООО «Хамнихан»), строительство молочно-товарных ферм в Джидинском, Кабанском и Кяхтинском районах [28];

- в обрабатывающей промышленности  все крупные предприятия продолжат реализацию программ модернизации: ОАО «Улан-Удэстальмост», ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод; планируется создание текстильного комбината для производства крашенной полушерстяной пряжи, строительство комплексного завода по производству железобетонных изделий (ООО «Завод бетонных и фасадных изделий «Новатор»);

- в лесопромышленном комплексе  продолжится реализация 5 крупных  инвестиционных проектов:

строительство комбината по производству ориентировано-стружечных плит в Заиграевской районе республики (ООО «Лесная биржа») с годовым объемом выпуска готовой продукции  120 тыс. куб. м;

создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в Еравнинском районе республики (ОАО «Байкальская лесная компания»), направленной на увеличение производства экспортного пиломатериала, технологической щепы путем внедрения автоматизированного оборудования, расширения лесосырьевой базы;

создание лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в Северо-Байкальском районе (ООО «Форестинвест), направленной на создание мощностей по производству пиломатериала, древесно-полимерного композита, технологической щепы, организацию лесозаготовительного производства;

комплексная переработка древесины и строительство инфраструктуры лесоперерабатывающего объекта в г. Улан-Удэ (ООО ЛПК «Байкал-Нордик»);

модернизация картоноделательной машины с увеличением объемов производства. Увеличение доли собственных заготовок и создание объектов лесной инфраструктуры в районах республики (ОАО «Селенгинский целлюлозно-бумажный комбинат»);

- в производстве и распределении  электроэнергии: завершение реконструкции  блока № 4 ОАО «Гузиноозерская ГРЭС», строительство      ВЛ 220 кВ «Татаурово - Горячинск - Баргузин» со строительством 2-х подстанций (ПС) 220 кВ «Горячинск» и 220 кВ «Баргузин» и реконструкцией открытого распределительного устройства 220 кВ на ПС 220 кВ «Татаурово», строительство и реконструкция объектов электросетевого хозяйства ПС 220/110 кВ «Районная» и ПС 110 кВ; строительство ВЛ 35 кВ «Оймур - Сухая», ВЛ 500 кВ «Усть-Кут - Нижнеангарск», проектирование и строительство ВЛ 220 кВ «Улан-Удэ - Хоринск - Еравна»;

- в сфере транспорта и связи:

реконструкция железной дороги участка Заудинский - Наушки, продолжение строительства второго пути на БАМе, железнодорожных вокзалов на станциях Заиграево, Мысовая и г. Улан-Удэ, строительство транспортно-пересадочного узла в г. Улан-Удэ;

реконструкция автодороги Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан - Новый Уоян, строительство мостового перехода через р. Баргузин, моста через р. Джида в с. Хулдат в Джидинском районе, строительство подъезда к с. Копчешка в Кяхтинском районе, строительство подъезда к с. Усть-Брянь в Заиграевском районе, реконструкция моста через р. Иркут в Тункинском районе;

строительство, реконструкция, капитальный ремонт за счет средств Дорожного фонда Республики Бурятия автодорог общего пользования регионального значения, а также строительство автодорог к населенным пунктам, не обеспеченных постоянной связью по автодорогам с твердым покрытием;

строительство государственной сети цифрового эфирного вещания, продолжится дальнейшая модернизация телефонных сетей в сельской местности и реконструкция межстанционных соединительных линий для расширения сети широкополосного доступа. К 2015 году сеть цифрового эфирного телевизионного вещания должна быть введена в полном объеме с последующим отключением аналогового вещания. В районах с неразвитой наземной телекоммуникационной инфраструктурой операторы связи продолжат развитие беспроводных сетей доступа к услугам связи;

- в туристической сфере: строительство  инфраструктурных объектов, лечебно-оздоровительных, туристско-рекреационных, гостиничных, административно-деловых комплексов  особой экономической зоны туристско-рекреационного  типа «Байкальская гавань», зон  экономического благоприятствования  туристско-рекреационного типа и  т. д.

За период 2013 - 2016 годы будет введено основных фондов на сумму 130,2 - 131,6 млрд. руб. Коэффициент обновления в 2016 году составит 6,4 %.

Доходы финансового баланса в целом на 2014 год прогнозируются в объеме 122,0 млрд. руб. с ростом 9,0 % к предыдущему году. По основным источникам формирования доходов финансового баланса прогнозируется следующая динамика:

1. Государственные финансы (консолидированный бюджет) –        51,8 млрд. руб. или 110,1 % к уровню 2012 года, в том числе:

- налоговые и неналоговые доходы  – 26,1 млрд. руб. (106,4 %);

- безвозмездные перечисления – 25,7 млрд. руб. (114,2 %).

2. Средства государственных внебюджетных фондов – 47,6 млрд. руб. с ростом к уровню 2012 года на 10 %.

3. Средства организаций – 22,6 млрд. руб. (106,0 %).

Расходы финансового баланса на 2014 год прогнозируются в объеме 124,4 млрд. руб. Затраты на государственные инвестиции составят                 9,1 млрд. руб. или 7,2 % в общей сумме расходов. Дефицит финансового баланса в 2014 году прогнозируется на уровне 2,3 млрд. руб[28].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Региональная политика - очень важная составляющая практически любой политики, как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства. Как мне кажется, федеральный центр в России должен выступать не только как управляющий и перераспределяющий финансовые ресурсы орган Федерации, но скорее как координирующий отношения между регионами и являющийся гарантом сохранения единого экономико-социально-политико-правового пространства. Регионы же не должны ограничиваться только своими сугубо региональными проблемами, но должны играть активную роль в политической и экономической жизни всего государства, а роль Совета Федерации как органа государственной власти должна быть повышена. Кроме того, равноправие субъектов Федерации из фактически, должно стать реальностью, а разделение страны по фактическим правам на «республики», «области», «округа»- анахронизм, место которому в истории. Федеральный центр не должен бояться передать некоторые права и свои функции в ведении субъектов Федерации (например, вопросы владения, распряжения и пользования и пользования землей).

Информация о работе Региональная экономическая политика