Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 17:53, реферат
Внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором
развития народного хозяйства и экономической стабилизации республики.
Сейчас нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых странах,
которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности.
На всех исторических этапах развития государства внешнеэкономическая
деятельность оказали влияние на решение экономических проблем на различных
уровнях: народного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений,
предприятий. Как часть общей структуры народного хозяйства
внешнеэкономическая деятельность воздействуют на совершенствование
внутрихозяйственных пропорций, размещение и развитие производственных сил.
таможенную территорию РБ товаров, при производстве или вывозе которых прямо
или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угорожает
нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров
либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров
в РБ.
Применению особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых,
компенсационных) предшествует расследование, проводимое в соответствии с
законодательством РБ по инициативе органов государственного управления РБ.
Решения в ходе расследования должны основываться на количественно
определяемых данных. Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Советом
Министров РБ по итогам проведенного расследования для каждого отдельного
случая, и их размер должен быть соотносим с величиной установленного
расследованием занижения цены, субсидий и выявленного ущерба.
Говоря об импортных пошлинах, следует иметь в виду, что
все страны защищают национальное производство с помощью таможенного
обложения импортных товаров. Таможенные пошлины формируются на основе
разницы между мировыми и национальными ценами. В развитых странах уровень
импортных таможенных пошлин относительно низок, в менее развитых и
развивающихся - при высоких национальных издержках - таможенные пошлины на
импортные товары достаточно высоки. В РБ, в условиях экономической
нестабильности, в последние годы внутренние цены росли, в то время как
мировые цены оставались стабильными либо снижались. В этих условиях не было
предпосылок для снижения импортных пошлин, напротив, их повышение вполне
оправдано состоянием отечественного производства. У нас сейчас довольно
высокие ставки импортных пошлин, хотя по многим товаров они недостаточны
для защиты национальных производителей.
В
Беларуси импортный тариф
шестизначной Товарной номенклатуре ВЭД. Тарифная структура включает 11
уровней ставок (от 0 до 100%), причем для большинства товаров (49,2%),
действуют тарифы от 10 до 15%; для 10,8% товаров - от 0 до 5%; для 22,2% -
от 5- до 10%; для 14,5 - 15-20%; для 3,3% - от 25 до 100%. На 25 товарных
позиций установлены пошлины в ЭКЮ за единицу товара в пределах от 0,12 до
100 ЭКЮ за единицу (л, кг, шт.).
Необходимо отметить, что в ближайшем будущем будет превалировать
тенденция к понижению ставок пошлины, поскольку формально этого требует
участие РБ в международной торговой системе, а также успехи в развитии
национальной экономики. Однако, следует подчеркнуть, что это не должно
ущемлять интересы национальной экономики. При вступлении во Всемирную
торговую организацию (ВТО) необходимо оговорить условия, которые позволяли
бы Республике Беларусь защищать в случае необходимости отечественное
производство. Кроме того, снижение уровня пошлин в РБ должно встречать
ответные уступки со стороны других государств.
Одним из основных видов таможенных платежей являются сборы за
таможенное оформление, взимаемые на основании ст. 114 Таможенного кодекса
РБ.
Таможенные
сборы за таможенное
размере 0,15% таможенной стоимости товаров и транспортных средств. Кроме
того, взимаются таможенные сборы за оказание таможенных услуг.
Таможенные сборы взимаются до или в момент принятия таможенной
декларации к оформлению. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных сборов за
таможенное оформление и оказание таможенных услуг не предоставляется.
3.2. НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ
Мировая
практика рыночной экономики
выработала достаточно
принципиальные подходы и механизмы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности, хотя в этой сфере до сих пор сталкиваются
две противоречивые тенденции: протекционизма (защита собственного
производства от иностранной конкуренции) и либерализма (предоставление
возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний
рынок). Государства стремятся к поиску компромисса между протекционистскими
мерами и либерализацией внешнеэкономической деятельности резидентов и
нерезидентов. За последние годы тенденция к либерализации внешней торговли
несколько ослабла; число новых и более высоких устанавливаемых
государствами барьеров в торговле между странами превысило количество
отмененных и сниженных ограничений.
При использовании административных (нетарифных) средств нарушается
рыночный механизм, сокращается ассортимент товаров, возможности доступа к
ресурсам и фактически насильственным путем предрешается выбор продукции или
ресурсов потребителем в пользу отечественных.
Нетарифные методы включает в себя широкий круг инструментов
современной экономической и торговой политики государств, различные
ограничительные правила и процедуры — до запрета торговли с определенными
странами, вывоза и ввоза конкретных товаров и т.д.
По классификации ООН
следующие группы:
прямое ограничение импорта и экспорта посредством лицензирования и квот на
импорт; введение системы минимального предельного уровня цен на
импортируемые товары на внутреннем рынке;
антидемпинговые меры; так называемые добровольные ограничения экспорта
определенных товаров в конкретную страну и т.п.
Эта группа
охватывает более половины
ней относятся и ограничительные меры Консультационного комитета по
экспортному контролю (КОКОМ) по вывозу из развитых западных стран в
государства бывшего Варшавского договора и некоторые другие “государства с
тоталитарными режимами” (Ливия, Ирак) военной техники и техники двойного
назначения. В последнее время КОКОМ сократил запретительные записки по
отношению к странам Восточной Европы, включая СНГ, и обещает вообще снять
ограничения на поставки новейшей технологии, когда эти страны обеспечат
надлежащий контроль за реэкспортом такой технологии в другие страны. Вряде
случаев государства могут вводить полный или частичный запрет (эмборго на
торговлю с данной страной как по собственной инициативе (США - Куба), так и
главным образом по решению Совета Безопасности ООН (Ирак, Югославия).
Указанные выше группы являются самыми многочисленными и охватывают
более половины всех:
8. таможенные формальности;
9. технические стандарты и нормы (по безопасности товаров для
потребителей);
10. санитарные и ветеринарные требования;
11. стандарты упаковки и маркировки разливу напитков;
12. сведения о стране происхождения ввозимых товаров и др.
Названные методы, непосредственно не направлены на ограничение
внешней торговли и относятся больше к административным бюрократическим
процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю:
валютные ограничения, в частности, по переводу прибылей, дивидендов,
налоговых и других платежей;
регулирование притока капиталов (максимальный процент иностранного капитала
и местного персонала в иностранных предприятиях; льготные условия для
участвующих в международных торгах на сооружение объектов местных фирм и
т.д.).
Последние две группы методов непосредственно не направлены на
ограничение импорта или стимулирование экспорта, но их действие зачастую
ведет именно к этому результату.
Нетарифные методы требуют больших затрат, дают больше
возможностей для бюрократизма и волокиты, для злоупотреблений, чем более
простые по механизму их осуществления экономические методы.
К числу наиболее распространенных инструментов прямого
регулирования импорта (а иногда и экспорта) относятся лицензии и квоты.
Практически все промышленно развитые страны применяют эти нетарифные
методы.
В настоящее время мировая практика идет по пути устранения
административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности.
Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных
случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях
выполнения международных обязательств.
Особое место в ряду
устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний
продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной
продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти
стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья
местного населения.
Среди методов нетарифного регулирования следует упомянуть
административно-
неопределенность и расходы на содержание товарно-материальных запасов.
Специфическим методом
импортные депозиты, представляющие собой форму залога, который импортер
должен внести в банк на определенный срок, — беспроцентный вклад в сумме,
равной всей или части стоимости ввозимого товара. Тем самым омертвляется
его капитал и ограничивается платежеспособность.
Определяющим моментом в
международных экономических отношений является международное движение
капитала. Высокий динамизм движения капитала, превращение его в объект
острой международной конкуренции сделали настоятельно важным выработку
международных стандартов и правил в этой области.
На национальном уровне
капитала осуществляется в основном в рамках двухсторонних соглашений,
которые включают в себя четкое определение правового режима, порядок
допуска инвестиций и инвесторов, определяется режим (справедливый и
недискриминационный, национальный, наиболее благоприятствуемой нации),
порядок национализации и компенсации, перевод прибылей и репатриация
капитала и порядок урегулирования споров.
“Добровольное ограничение” экспорта — это установление
минимальных импортных цен. Специфика этих ограничений состоит в
нетрадиционной технике их установления. Торговый барьер устанавливается на
границе экспортной страны. Соглашение о добровольном ограничении экспорта
представляет собой навязанную экспортеру под угрозой санкций, обязательство
по ограничению экспорта определенных товаров в импортирующую страну.
Формы стимулирования и
торговой политики, к ним относятся:
Субсидии — Это денежная выплата направленная на поддержку национальных
производителей и косвенная дискриминацию импорта.
По характеру выплат они
Косвенные - это скрытое датирование экспортеров через
предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования,
возврат импортных пошлин, займов по ставке ниже рыночных.
Прямые - это непосредственные выплаты экспортера после
совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и
полученного им дохода.
Кредитование — это скрытое субсидирование экспортера, финансовое
стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.
Демпинг — этот метод заключается в продвижении товаров на внешний рынок за
счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен существующих в
этих странах.
. Технические барьеры — это скрытый метод торговой политики возникшие в
силу того, что национальные
технически-административные и
правила построены
так чтобы препятствовать
Экспорт и импорт обычно лицензируются.
Лицензирование
— регулирование
разрешения, вызываемые государственными органами на экспорт или импорт
товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.
Основными видами лицензий являются разовая и генеральная.
Разовая
лицензия — письменное
или вывоз, выдаваемое уполномоченным
органом госуправления