Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:00, контрольная работа
1. Цели и принципы государственного регулирования
Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предприятий включает:
– законодательно-правовую базу регулирования;
– институционно-организационную структуру регулирования;
– государственное программирование ВЭД;
Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права
Контрольная работа
По дисциплине: «Внешнеэкономическая деятельность предприятия»
На тему: «Регулирование внешнеэкономической деятельности государством»
Работу принял:________________
Работу выполнил:
Студент 5 курса
Заочной формы обучения
По специальности
Менеджмент организации
Трушкин А.С.
Санкт-Петербург
2013
1. Цели и принципы государственного регулирования
Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предприятий включает:
– законодательно-правовую базу регулирования;
– институционно-организационную структуру регулирования;
– государственное
– квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок;
– сертификацию импортных товаров;
– регистрацию некоторых экспортных контрактов;
– обязательную экспортную оценку количества, качества и цены экспортируемых товаров;
– таможенное регулирование;
– валютное и кредитно-денежное регулирование ВЭД.
Основные цели госрегулирования ВЭД состоят в следующем:
– использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;
– содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;
– создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
– защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;
– создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.
Государственное регулирование ВЭД в России в условиях переходной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:
– единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;
– единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;
– перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
– четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;
– обеспечение равенства всех участников ВЭД.
Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:
– определение основных принципов осуществления ВЭД и внешне экономической политики России в целом;
– разработка соответствующих федеральных программ;
– защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;
– разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;
– подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;
– организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;
– определение и реализация валютной политики страны;
– формирование и использование золотовалютных резервов РФ;
– контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);
– разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики правомочны:
– осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;
– контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;
– предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);
– заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);
– иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации. Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:
– координация действий участников ВЭД;
– выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);
– разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;
– регулирование приграничной торговли;
– информационное обеспечение ВЭД.
2. Органы, регулирующие ВЭД в РФ
В соответствии с законодательством Президент РФ наделен следующими функциями:
– осуществлять общее руководство государственной внешне экономической политикой (в частности, подписывать законы и издавать указы по ключевым ее направлениям);
– подписывать международные соглашения, представлять Россию на соответствующих международных форумах;
– регулировать военно-техническое сотрудничество;
– определять условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющихся материалов.
Государственная Дума и Совет Федерации разрабатывают и принимают законы, регламентирующие ВЭД, через соответствующие комитеты и комиссии участвуют в руководстве ВЭД на государственном уровне, заслушивают отчеты руководителей ведомств.
Правительство РФ выполняет следующие функции:
– проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, осуществляет разработку соответствующих программ;
– участвует в организации и проведении международных переговоров;
– участвует в формировании экспортного и импортного режимов;
– осуществляет управление федеральной российской собственностью за рубежом;
– регулирует величины ставок таможенного тарифа;
– принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от массированного импорта;
– разрабатывает и осуществляет мероприятия по реализации указов Президента РФ.
Специальным государственным
органом регулирования ВЭД
– государственное регулирование ВЭД (разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы ВЭД; тарифное и нетарифное регулирование деятельности участников ВЭД; защита внутреннего рынка и интересов отечественных экспортеров; участие в валютном и экспортном контроле РФ; организация импортных поставок для федеральных государственных нужд; контроль за обеспечением государственных интересов и т.д.);
– координация действий российских участников ВЭД (разработка мер по совершенствованию внешнеэкономической политики; координация действий федеральных властей и регионов в сфере ВЭД; совершенствование институциональной организационной структуры управления ВЭД; координация действий российских экспортеров и т.д.);
– оценка перспектив и текущего состояния внешнеэкономических связей РФ (анализ и прогноз мировой экономической конъюнктуры; участие в разработке платежного баланса, ведение внешнеэкономической статистики; анализ эффективности ВЭД и разработка мер по повышению ее уровня);
– кадровое и информационное обеспечение ВЭД (подготовка и повышение квалификации специалистов по ВЭД; формирование единой информационной системы, выпуск соответствующих специальных изданий; консультирование участников ВЭД; содействие проведению выставок, ярмарок, презентаций);
– создание благоприятного режима внешнеэкономического сотрудничества с иностранными государствами (подписание двусторонних межправительственных договоров и протоколов; участие в деятельности соответствующих международных организаций; борьба против дискриминации российских экспортеров, обеспечение равноправной интеграции РФ в мировое хозяйство, участие в разрешении спорных ситуаций на межправительственном уровне и т.д.);
– участие в экспортно-импортных операциях по ряду товарных групп через внешнеэкономические объединения, входящие в систему МВЭС («Продинторг», «Росвнешторг» и др.);
– руководство деятельностью торговых представительств РФ и аппаратов торгового советника при посольствах РФ за рубежом, аппаратов уполномоченных МВЭС в субъектах РФ.
В систему МВЭС входят:
1. Центральный аппарат (департаменты: поддержки промышленного экспорта; координации ВЭД; многостороннего экономического сотрудничества; регулирования ВЭД; экономики и информации; валютно финансовый и др. Центральный аппарат имеет также ряд отделов и управлений).
2. Внешнеэкономические объединения, осуществляющие внешнеторговую деятельность по определенной номенклатуре товаров.
3. Всероссийская академия внешней торговли, осуществляющая подготовку руководящих работников и специалистов в сфере ВЭД для работы в международных экономических организациях. На обучение принимаются, как правило, лица с высшим образованием, имеющие практический опыт работы в народном хозяйстве. При Академии имеется аспирантура, ее преподаватели активно занимаются консультационной деятельностью.
4. Всероссийский научно-исследова
5. Объединение информационного обеспечения и автоматизированной обработки данных (ИнформВЭС). Оно является генеральным подрядчиком при разработке и внедрении информационных систем, обеспечивающих выполнение функций регулирования, координации ВЭД, внедрении автоматизированной системы валютного и экспортного контроля. Оно обеспечивает информационное обслуживание центрального аппарата МВЭС и его уполномоченных на местах, снабжает информацией торгпредства РФ за рубежом, а также собственно участников ВЭД. ИнформВЭС имеет доступ к глобальным компьютерным сетям, располагает сервисным центром.
6. В условиях децентрализации управления ВЭД особую роль играет институт уполномоченных МВЭС в регионах. К их важнейшим функциям относятся:
– проведение общегосударственной политики в сфере ВЭД на всей территории России, общий государственный надзор;
– обеспечение разграничения прав и ответственности в сфере ВЭД между федерацией и регионами;
– оказание возможного содействия региональным участникам ВЭД в налаживании деловых контактов и выходе на внешние рынки;
– помощь региональным властям в подготовке и осуществлении государственных и региональных программ международного сотрудничества;
– регистрация экспортных контрактов для стратегически важных сырьевых товаров.
7. В структуре МВЭС важное место занимают торговые представительства РФ за рубежом. Их задачи:
– защита и представительство интересов российских участников ВЭД в стране пребывания, снабжение их необходимой информацией, оказание консультационных услуг;
– контроль за соблюдением резидентами страны размещения торгпредств и российских участников ВЭД межгосударственных соглашений;
– содействие в установлении и расширении деловых контактов между фирмами соответствующих государств;
– сбор и анализ конъюнктурной информации в стране пребывания.
Министерство экономики, помимо разработки и проведения единой государственной социально-экономической политики в целом, также играет важную роль в управлении ВЭД России. Согласно утвержденному 26 августа 1995 г. Положению о Министерстве экономики Российской Федерации оно участвует в разработке предложений по экономической политике в сфере международного сотрудничества, совершенствованию механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей, осуществлению совместных проектов и программ, участвует в составлении платежного баланса страны. Министерством разрабатываются и осуществляются меры по привлечению иностранных инвестиций, размещению российского капитала за рубежом. Оно координирует взаимодействие с международными финансовыми институтами. Этими вопросами заняты: департаменты международного инвестиционного сотрудничества; внешнеэкономической деятельности; экономического сотрудничества с государствами — участниками СНГ; инвестиционной политики.
Министерство финансов регулирует кредитно-денежную сферу, по соглашению с другими ведомствами вносит в правительство предложения об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Оно регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД, определяет методические основы разработки платежного баланса.
Информация о работе Регулирование внешнеэкономической деятельности государством