Регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 04:09, контрольная работа

Краткое описание

Еще совсем недавно в экономике нашей страны рабочая сила не рассматривалась в
качестве товара, главным образом в связи с ее плановым распределением и
отсутствием свободной системы найма, обусловленной наличием административных,
правовых и экономических ограничений. Переход экономики России на рыночные
условия хозяйствования и проводимые в ходе этого процесса реформы сильно
отразились на состоянии рынка труда.

Содержание

1. Введение …………………………………………..2
2. Структура трудовых ресурсов ……….. …………3
3. Проблемы занятости ....................................................9
3.1.Виды и формы безработицы………......................9
3.2.Уровень безработицы ...........................................13
4. Регулирование рынка труда .................................16
5. Заключение ..................................................................21
Список используемой литературы.............................23

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа рынок труда.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

силы (экономически активного  населения) не занята в производстве товаров и

услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую  силу страны. По

определению Международной  организации труда, безработными признаются лица, не

имеющие на данный момент работы, ищущие работу и готовые  приступить к ней. По

российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные

граждане, не имеющие  работы и заработка и зарегистрированные в органах службы

занятости в целях  поиска подходящей работы, готовые  приступить к ней.

     В современной  экономике умеренная безработица  (до 5% занятых) считается

естественным и неотъемлемым спутником развития рыночной экономики. К основным

видам безработицы относят: фрикционную, структурную и циклическую.

     Среди совокупной  рабочей силы какая-то часть  работников постоянно находится  в

движении. Одни из них  добровольно меняют место работы, другие – впервые ищут

работу, третьи – закончили сезонную работу. При этом часть людей, ищущих

подходящую работу, трудоустраивается, другие – временно оставляют работу, но, в

целом, этот тип безработицы  остается. Подобный вид безработицы, отражающий

текучесть кадров, связанную  с переменой рабочих мест (а также переменой места

жительства), называют фрикционной.

     Структурная  безработица по существу является  углублением фрикционной

безработицы. Когда в  стране происходят изменения структуры  потребительского

спроса, меняется и структура общего спроса на работников. Глобальные

структурные перестройки  требуют внедрения новых прогрессивных  технологий,

сопровождающихся перестройкой производства с сокращением старых и развитием

новых хозяйственных  объектов. В этой связи осуществляется набор и обучение

кадров, повышение квалификации имеющихся работников, причем часть  сотрудников

может быть высвобождена. Высвобождаемые кадры не сразу могут  решить свои

проблемы на рынке  труда, и некоторые из них попадают в состав безработных.

Причиной этого, как правило, является медленная реакция людей на появление

новых профессий, в результате чего структура предложений труда  не отвечает

структуре рабочих мест, иначе говоря, у некоторых работников нет таких навыков,

которые нужны работодателям, и эти люди становятся безработными.

     Таким образом,  различие между фрикционной и  структурной безработицей состоит

в том, что «фрикционные»  безработные имеют все навыки для трудоустройства,

тогда как  «структурные»  нуждаются в обязательной дополнительной подготовке или

переобучении. Фрикционная  безработица – результат динамичности рынка труда,

структурная – следствие  профессионального несоответствия спроса и предложения

на рынке труда. По мнению большинства экономистов, совокупность структурной и

фрикционной безработицы определяет уровень естественной безработицы, ниже

которого невозможно опуститься и который соответствует  понятию полной

занятости. Т.е. полная занятость, при  которой возможен эффективный рост и

состояние экономической стабильности, не исключает определенного естественного

уровня безработицы.

     Циклическую безработицу  вызывает спад производства во  время промышленного

кризиса и депрессии, когда часть  производств уменьшает или даже прекращает

выпуск продукции, увольняя при  этом значительную часть рабочих  и создавая

серьезные проблемы на рынке труда. Для сглаживания негативных последствий

такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных  программ

обеспечения занятости населения. По оценкам западных специалистов, в периоды

экономических спадов величина циклической безработицы может достигать 8 –10% и

более, тем самым значительно  увеличивая общий уровень безработицы.

     Исходя из необходимости  учета безработных и принятия  соответствующих

государственных мер по обеспечению  работой всех желающих, различают следующие

виды безработицы:

-                   зарегистрированную безработицу,

отражающую количество незанятых  граждан, ищущих работу, готовых приступить к

ней и состоящих на учете в  государственной службе занятости;

-                   скрытую безработицу, к которой

относятся работники, занятые  на производстве, но в действительности являющиеся

«лишними»,

-                   безработицу по обследованию, которая

представляется как  оценочная величина, характеризующая  реальное положение на

рынке труда на основе специальных периодических опросов трудоспособного

населения.

Показатель уровня безработицы, в соответствии с методикой Федеральной  службы

занятости России, подготовленной с учетом международных норм,  определяется

как отношение официально зарегистрированных в государственной службе

занятости безработных  к численности экономически активного  населения,

выраженное в процентах. Данные о численности безработных  и уровне безработицы

в России за последние  годы приведены в таблице 1.

     Таблица 1.

Динамика численности  безработных и уровни официально зарегистрированной

безработицы в России.

    

На конец периода, годы

Численность безработных, тыс. чел.

Уровень безработицы, %

1991

61,4

0,08

1992

577,7

0,76

1993

835,5

1,11

1994

1635,7

2,21

1995

2326,9

3,15

1996

2506,0

3,4

янв. 1997

2515,5

3,4


 

     (Источник: А.И. Рофе, Б.г. Збышко, В.В. Ишин, Рынок труда, занятость

населения, экономика  ресурсов для труда, М., «МИК»,1998, гл4, стр92)

Как показывает таблица, скачек официально зарегистрированных безработных

произошел в 1992 году, в  течении следующих четырех лет  количество

зарегистрированных безработных  увеличилось еще в 4,4 раза, достигнув  к январю

1997 года – 2,5 млн.  человек.

     Но необходимо  заметить то, что официальные  данные не отражают истинного

положения в сфере  занятости в России, т.к. реальная безработица гораздо выше

официальной. Статистика не учитывает в составе безработных  лиц, отправленных в

неоплачиваемые отпуска, переведенных на график неполной рабочей  недели, не

учитывается и то, что большинство безработных предпочитают искать работу

самостоятельно.

2.Уровень безработицы.

Статистические данные, приведенные в таблице1, показывают довольно плавную

динамику роста масштабов  безработицы после 1992 года, которая, однако, не

согласуется с характером влияния на безработицу вызывающих ее факторов и

прежде всего основного  из них – изменений происходящих в сфере экономики. А

они, как известно, начиная  с 1992 года, были далеко не плавными и  оказывали

соответствующее давление на рынок труда. В связи с этим встает проблема

определения полной безработицы.

Способ исследования полной безработицы был предложен  И.Ю.Безгребальной.

Основу ее метода составляет предположение, что отношение числа  безработных

через органы службы занятости (РРТ), к числу лиц, прошедших за тот же период

через весь рынок труда (ПРТ), есть доля зарегистрированных безработных  в

общем числе безработных  в среднем за период.

             РРТ  = РБ(среднегодовое измерение)            

     ПРТ     Б(среднегодовое измерение)

     где, РБ – регистрируемая безработица, Б – полная безработица.

Численность лиц, прошедших  через весь рынок труда, устанавливается  в расчетах

по показанной выше формуле  не методом дифференциации потоков  лиц, выходящих

на рынок труда, а  путем определения каналов движения рабочей силы с рынка

труда. При этом регистрируемая часть данного рынка складывается из числа

безработных (см. табл.2, в  которой приведены исходные данные и результаты

расчетов масштабов  полной безработицы), снятых с учета  в органах службы

занятости за год (СУ), и  числа безработных, оставшихся на учете  на конец года

(РБ) – по среднегодовому  значению этого показателя. Полный  рынок в свою

очередь рассчитывается как суммарная численность лиц, принятых на работу в

течение года (Р); направленных с рынка труда досрочно на пенсию (П);

находящихся на конец  года на учебе с отрывом от производства по направлению

органов службы занятости (ПО); и оставшихся на рынке труда  на конец периода

(Б); при этом соответствующие  показатели измеряются в среднегодовой

численности.

Данный подход позволяет  приведенную выше формулу записать в следующем виде:

     СУ  +  РБ      =    РБ                      =   (Р+П+ПО)РБ

Р+П+ПО+Б          Б и искомое Б               СУ

     Источник: Российский экономический журнал  №11, 1995г., стр. 62.

Анализ уровня безработицы  по методу И.Ю. Безгребальной дает возможность

сделать следующие выводы:

-                   начиная с 1992 года безработица

находится на уровне выше 8млн. человек в среднегодовом  измерении, что

соответствует 10% трудоспособного и 11% экономически активного населения. В

условиях кризиса, сопутствующих  реформам, и нестабильности существенно

усилились перераспределительные  процессы в сфере занятости населения;

-                   увеличивается доля безработных,

регистрирующихся в органах государственной службы занятости, что обусловлено

все более и более  уменьшающимися возможностями трудоустройства. Спрос на

рабочую силу со стороны  предприятий сокращается более  быстрыми темпами, чем ее

предложение на рынке  труда;

-                   рост продолжительности безработицы

указывает на ее застойный  характер, опасный с точки зрения социальных

последствий, включая  потерю квалификации и общую деградацию определенной части

населения.

               III.      Регулирование рынка труда.               

Спад производства, переживаемый экономикой России в период формирования

рыночной системы хозяйствования, неизбежно должен сопровождаться обострением

использования трудовых ресурсов и увеличением роста  безработицы. Предприятия,

находящиеся в кризисных условиях, пытаются лавировать, сохраняя свой

коллектив путем длительных административных отпусков и использования

частичной занятости. Однако тем самым они только формируют  скрытую

безработицу, масштабы которой  возрастают по мере свертывания производства.

Для России все более  настоятельной необходимостью является целенаправленное и

эффективное государственное  регулирование рынка труда.

     Государственное  регулирование – это комплекс  мер, направленный на то, чтобы

максимально сблизить спрос на наемную рабочую силу (со стороны работодателей) и

предложение трудоспособного  населения.

Информация о работе Регулирование рынка труда