Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 04:09, контрольная работа
Еще совсем недавно в экономике нашей страны рабочая сила не рассматривалась в
качестве товара, главным образом в связи с ее плановым распределением и
отсутствием свободной системы найма, обусловленной наличием административных,
правовых и экономических ограничений. Переход экономики России на рыночные
условия хозяйствования и проводимые в ходе этого процесса реформы сильно
отразились на состоянии рынка труда.
1. Введение …………………………………………..2
2. Структура трудовых ресурсов ……….. …………3
3. Проблемы занятости ....................................................9
3.1.Виды и формы безработицы………......................9
3.2.Уровень безработицы ...........................................13
4. Регулирование рынка труда .................................16
5. Заключение ..................................................................21
Список используемой литературы.............................23
В разработанной
среднесрочной программе
говориться о том, что «.основной целью политики занятости России на предстоящий
период является обеспечение рациональной структуры занятости населения, основы
получения устойчивых доходов и роста благосостояния граждан, достижение
сбалансированности спроса и предложения рабочей силы путем активизации политики
на рынке труда».
Совокупность рынка рабочих мест и рынка рабочей силы образует в стране
национальный рынок труда, который нуждается в действенной системе
регулирования. Создание такой системы – одна из основных социальных задач
проводимых в России реформ. Методы по проведению повышения занятости можно
разделить на две группы.
1. Методы
регулирования, направленные
безработицы, который оказывает негативное воздействие на
социально-экономическую ситуацию в стране. Следует заметить, что эти методы не
должны препятствовать
прогрессивным структурным
свободу личности. К таким методам относятся:
- создание
гибкой системы
кадров, способной быстро приспособиться к структурным изменениям в спросе на
рабочую силу;
- создание
качественной и доступной
наличии свободных рабочих мест;
- создание
системы материальной
подготовку, вынужденных менять место жительства в связи с получением новой
работы и пр.;
2. Методы, направленные
на снижение уровня
Как отмечалось,
причиной циклической
ниже потенциального объема ВНП. Поэтому все методы стимулирования деловой
активности в периоды экономических спадов одновременно являются и методами
сокращения циклической безработицы. Здесь главная роль принадлежит методам
стимулирующим бюджетную, фискальную и кредитно-денежную политику.
Кроме перечисленных методов воздействия государства на рынок труда,
существует комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы:
налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Важное
значение в регулировании рынка труда отводится и законодательным органам,
влияющим посредством законов о трудовых отношениях, гражданских правах и
социальном обеспечении. Конкретные шаги в этом направлении уже сделаны.
Законом о труде Российской
Федерации гражданам
- свобода выбора вида занятости, в том
числе работы с различными режимами труда;
-
бесплатное содействие в
подходящей работы и трудоустройстве со стороны федеральной службы занятости;
-
бесплатное обучение новой проф
(специальности), повышение квалификации в системе службы занятости или по ее
направлению в иных учебных заведениях;
-
компенсацию материальных
связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы
занятости;
-
правовую защиту от
-
обеспечение социальной
виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат.
К. Микульским, директором Института проблем занятости РАН, была предложена
новая модель занятости, ориентированная на формирование развитого и социально
корректируемого рынка труда, где он выдвинул два основных требования к политике
занятости.
1.
Регулирующее влияние
препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые
предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников.
Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не
сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест,
снижением потребности населения в рабочих местах и т.д.
2.
Должны создаваться условия
к необходимым затратам на воспроизводство рабочей силы. Причем исключительно
важно, чтобы это происходило на основе распределительных механизмов,
обеспечивающих стимулирование работников к повышению эффективности труда.
1
Одно из главных мест в структуре рыночного хозяйственного механизма отводится
бирже труда. Выполняя посреднические функции, биржа труда оказывает большое
влияние на регулирование рынка рабочей силы. Основными направлениями
деятельности бирж являются: 1) регистрация безработных; 2) регистрация
вакантных мест; 3) трудоустройство безработных; 4) изучение конъюнктуры рынка
труда и предоставление информации о ней; 5) тестирование лиц, желающих
получить работу; 6) профессиональная ориентация и профессиональная
переподготовка безработных; 7) выплата пособий.
В период
формирования рыночного
приобретает зарубежный опыт, где наряду с биржами труда, которые являются
государственными, функционирует большое число посреднических фирм и создан так
называемый банк рабочих мест. В компьютерном центре такого банка собирается и
пополняется информация о вакансиях на рабочие места и о предложении рабочей
силы. Собранные сведения представляются как предпринимателям, так и
безработным.
Таким образом, проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда
может решаться путем комбинации различных средств – стимулирования роста
экономики и роста занятости, создания эффективной системы подготовки и
переподготовки работников,
введения системы социального
содействие найму рабочей силы.
Заключение.
Формирование рыночного механизма хозяйствования неизбежно ведет и к
необходимости формирования рыночно обоснованной системы распределения рабочей
силы. В настоящее время российский рынок труда не сбалансирован, о чем
свидетельствуют серьезные структурные перекосы как со стороны спроса, так и
со стороны предложения. Кризис в экономике, закрытие крупных промышленных
предприятий ведут к безработице и одновременно к необходимости
широкомасштабной
трудно идут эти процессы из-за слабой мобильности рабочей силы – переезд из
города в город остается крупной проблемой. С другой стороны, наблюдается
увеличение доли занятости в тех отраслях, деловая активность в которых
выросла в связи с рыночными преобразованиями. К таковым относится, главным
образом, сфера услуг - сфера торговли и общественного питания, материально-
технического снабжения и торгового посредничества, а также кредитно-
финансовая и страховая сфера.
По мнению
большинства экономистов,
с идеей развитого рыночного хозяйства. Однако все же безработица должна быть
поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигаются режим
эффективного роста и состояние экономической стабильности. В Росси идет
формирование конкретных механизмов государственного регулирования рынка
трудовых ресурсов. Определенные шаги здесь уже сделаны: принят Закон о
занятости, создана государственная служба занятости, развертывается система
переподготовки кадров, официально
устанавливаются прожиточный
минимальная заработная плата. Впрочем пока два последних индикатора являются в
России (в отличие от высокоразвитых стран с рыночной экономикой) лишь условными
показателями. Дело в том, что минимальная заработная плата установлена на столь
низком уровне, что любая – даже откровенно грабительская ставка – легко
укладывается в этот норматив.
Список используемой литературы.
1. Кодекс законов о труде. – М., «Дело», 1998г.
2. Бункина М.К. Национальная экономика., М., «Дело», 1997г.
3. РофеА.И., Збышко
Б.Г., Ишин В.В. Рынок труда,
экономика ресурсов труда: Учебное пособие. – М., «МИК», 1998г.
4. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. Микроэкономика. Теория и российская
практика. – М.: ИТД «КноРус», 1999г.
5. Безгребальная И.Ю., О тенденциях занятости в переходной российской
экономике. «Российский экономический журнал» №11, 1995г.
6. Микульский К. Формирование новой модели занятости. «Экономист» №3, 1997г.
1 К. Микульский, Формирование новой
модели занятости, «Экономист» №3, 1997г., стр46