Регулирование рынка труда и занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 22:04, реферат

Краткое описание

Однозначного трактовки понятия «рынок труда», как и рынка вообще, невозможно найти в современной экономической литературе. Различные формулировки экономической категории рынка труда выделяют следующие основные аспекты: стадии процесса воспроизводства рабочей силы, согласование спроса и предложения, характер отношений между людьми и др.. Большинство авторов соглашается с тем, что рынок труда - это институт или механизм, с помощью которого покупатели и продавцы осуществляют процессы купли-продажи товара «рабочая сила», вступая в отношения товарного обмена. Итак, рынок труда - это социально-экономическая категория, характеризующая отношения людей, проявляющиеся в процессе найма, оценки, увольнения работников и установления размеров компенсации за использованную рабочую силу.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему.docx

— 26.12 Кб (Скачать файл)

усиление территориальной  и профессиональной мобильности  рабочей силы;

субсидирование  части затрат предприятий на заработную плату, переподготовку и повышение  квалификации работников, применения гибких форм занятости;

оказание помощи в трудоустройстве;

оказания помощи в случае трудовой миграции.

К пассивным мерам  регулирования занятости относят  ассигнования средств на частичное  возмещение безработным потери доходов, на обеспечение досрочного выхода на пенсию и другие денежные пособия. Эти  меры не влияют на регулирование спроса и предложения рабочей силы.

Научные мероприятия. К научных мероприятий по регулированию занятости и рынка труда можно отнести:

научное обоснование  государственной политики занятости  населения;

научное обеспечение  анализа проблем занятости населения  и рынка труда;

оценка состояния  и перспектив развития и формирования рынка труда Украины, определение  приоритетных исследований в этой сфере, координация с другими научно-исследовательскими учреждениями.

Научно-исследовательский  центр по проблемам занятости  населения и рынка труда подавляющее  большинство текущих научных  исследований завершил, некоторые из них уже одобрено в органах  государственной власти. К ним  относятся: «Формирование модели управления рынком труда Украины в переходный период (теория и практика)», «Концепция профессиональной ориентации населения», «Концепция профессиональной подготовки и переквалификации», «Методические  рекомендации по расчету баланса  национального рынка труда».

Итак, основные принципы научного обоснования разработки и  реализации государственной политики в области занятости населения  и формирования рынка труда как  на макро-, так и на микроуровне в переходный период уже создан.

Поэтому государство  обладает достаточно широким диапазоном различных методов и инструментов воздействия на рынок труда и  занятость населения, а потому основным проблемным вопросом является следующее: какую позицию она займет? Пассивного наблюдения, полагаясь на то, что  рынок сам является регулятором  распределения трудовых ресурсов (американский подход), или активного вмешательства  в процессы на рынке труда (опыт Японии, Корее, некоторых европейских стран)? Отечественные экономисты и исследователи  убеждены, что на данном этапе становления  новой экономической системы  ситуация на рынке труда Украины  требует активного государственного регулирования, иначе неизбежно  «обвальное» рост безработицы и  осложнения ситуации на рынке труда  в целом.

В переходный период с целью защиты населения от роста  цен для гарантированного обеспечения  прожиточного минимума осуществляется государственное регулирование  оплаты труда.

Оплата труда  состоит из двух частей - основной заработной платы и дополнительной оплаты.

Основная заработная плата работника зависит от результатов  его труда и определяется тарифными  ставками, должностными окладами, а  также надбавками и доплатами  в размерах, не превышающих установленные действующим законодательством.

Дополнительная  оплата труда зависит от результатов  деятельности предприятия и устанавливается  в виде премий, вознаграждений, других выплат, не предусмотренных законодательством, или сверх размеров, установленных  действующим законодательством.

В современных условиях применяется государственное и  договорное регулирование оплаты труда. К методам прямого государственного регулирования относится регулирование  оплаты труда за счет установления минимальной заработной платы, других государственных норм и гарантий межотраслевых соотношений в  оплате труда, условий и размеров оплаты труда

в бюджетных организациях и учреждениях, максимальных размеров должностных окладов руководителей  государственных предприятий. Государство  применяет и методы косвенного государственного регулирования, в частности через  регулирование дохода, направляемой на оплату труда (регулирование фонда  потребления), через налогообложение  предприятий и доходов работников и др..

Договорное регулирование  оплаты труда наемных работников предприятий осуществляется на основе системы тарифных соглашений, заключаемых  на межотраслевом (генеральное тарифное соглашение), отраслевом (отраслевое тарифное соглашение), производственном (тарифное соглашение как составная часть коллективного договора) уровнях.

Основным элементом  государственного регулирования труда  является регулирование минимальной  заработной платы, установленной с 1 января 1999 г. в размере 74 грн. в месяц и будет постепенно приближаться к величине стоимости границы малообеспеченности - 118,32 грн.

Минимальная заработная плата - это установленная государством величина заработной платы, ниже которого не может проводиться оплата за фактически выполненную наемным работником полную месячную норму времени. Минимальная  заработная плата регулируется с  учетом уровней экономического развития, производительности труда, средней  заработной платы и величины стоимости  границы малообеспеченности.

Государство вводит тарифную систему, формы и системы  оплаты труда, единые тарифные условия  оплаты труда. Тарифная система оплаты труда включает следующие элементы: тарифные сетки, тарифные ставки, схемы  должностных окладов и тарифно-квалификационных характеристик, которые являются основой  для формирования и регулирования  заработной платы.

Для регулирования  фонда потребления и фонда  оплаты труда определяется показатель средней заработной платы. Средняя  заработная плата - это размер заработной платы работника, определенный за определенный период времени.

Кабинет Министров  Украины регулирует межотраслевые  соотношения относительно оплаты труда  работников государственных учреждений установлением коэффициентов соотношения  с минимальной заработной платой и минимальным тарифным ставкам  для их дифференциации по видам производства, работ и сложности труда в  отраслях народного хозяйства.

Регулирование оплаты труда работников социальной сферы, финансируемой из бюджета, осуществляется постановлением Кабинета Министров  Украины «Об оплате труда работников бюджетных учреждений и организаций  на основе единой тарифной сетки».

Министерство труда  и социальной политики, региональные управления (отделы) труда и социальных проблем местных органов администрации  обеспечивают реализацию государственной  политики оплаты труда.

Литература

Украина: продвижение  в XXI век. Стратегия экономической  и социальной политики на 2000-2004 гг Послание Президента Украины в Верховную Раду Украины. 2000 / / Правительственный курьер. - 2000. - № 34. - С. 5-12.

Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. - М.: итем, 1995.

Гальчинский А. Теория денег. - К.: Основы, 1998.

Государственное регулирование  экономики и социальный комплекс: Учеб. пособие / Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькин. - М.: Финстатинформ, 1997.

Государственное управление: теория и практика / Под ред. В.Б. Аверьянова. - М.: Юридическая литература, 1998.

Епифанов А. А., Сало И.В., Дьяконова И. Бюджет и финансовая политика Украины. - М.:. мысль, 1999.

Курс переходной экономики / Под ред. Л. И. Абалкина. - М.: Финстатинформ, 1997.

Лесли А. П. Анализ государственной политики. - К.: Основы, 1999.

Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. - М.: Прогресс-Универс, 1994.

Мельник О. Инфляция: теория и практика регулирования. - М.:, 1999.

Михасюк И., Мельник А., Крупко М., Залога С. Государственное регулирование экономики. - М.: Рус. технологии, 1999.

Панасюк Б. Я. Прогнозирование  и регулирование развития экономики. - М.: Полиграфкнига, 1998.

Розпутенко И. Управление государственными расходами в переходных экономиках. - К.: Основы, 1993.

Симоненко В.К. Регионы  Украины: проблемы развития. - М.:. мысль, 1997.


Информация о работе Регулирование рынка труда и занятости населения