Республика Беларусь как пример открытой рыночной экономики (анализ основных параметров)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Многие потребляемые нами товары и услуги произведены за границей. Свободный импорт и экспорт выгоден гражданам всех стран. Торговля позволяет каждой стране специализироваться на производстве того, в чем она достигла лучших показателей, и предоставляет каждому человеку более богатый выбор товаров и услуг.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и виды открытой экономики.
Глава 2. Анализ открытой экономики на современном этапе.
Глава 3. Перспективы включения Республики Беларусь в международные экономические организации.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Открытая экономика РБ.rtf

— 687.29 Кб (Скачать файл)

На максимально возможном уровне обобщения платежный баланс  состоит из:

  • Потоков реальных ресурсов - экспорта и импорта товаров и услуг;
  • Соответствующих им потоков финансовых ресурсов, являющихся оплатой за приобретение или платежом за продажу соответствующих финансовых ресурсов.

Принципы построения платежного баланса:

  • Система двойной записи;
  • Экономическая территория страны;
  • Резиденты - нерезиденты;
  • Рыночная цена;
  • Время регистрации;
  • Расчетная единица.

Источниками информации о платежном балансе являются:

  • Таможенная статистика - сделка с товарами, зарегистрированные таможенными организациями;
  • Статистика денежного сектора - данные об иностранных активах и пассивах банковской системы (ЦБ и коммерческих банков);
  • Статистика внешнего долга - данные о запасах, потоках и выплатах по государственному и частному внешнему долгу резидентов нерезидентам;
  • Статистические обзоры - данные о международной торговле услугами, трудовых доходах, переводах мигрантов, носящие обычно оценочный характер, поскольку собираются через периодические опросы туристических компаний, гостиниц, миграционных бюро;
  • Статистика операций с иностранной валютой.

Стандартный платежный баланс состоит из двух разделов:

  • Счета текущих операций, показывающего международное движение реальных материальных ценностей (прежде всего товаров и услуг);
  • Счет текущих операций - ключевое понятие международной экономики, показывающее, с одной стороны, результат взаимодействия страны с остальным миром за определенный промежуток времени, а с другой стороны - баланс внутренних инвестиций и сбережений.
  • Текущие операции платежного баланса состоят из четырех основных групп: операций с товарами, услугами, движения дохода и текущих трансфертов.
  • Счета операций с капиталом.

Теория внешней торговли А. Смита основана на многочисленных допущениях. Он принимает как аксиому, что: единственным фактором производства является труд; имеет место полная занятость, то есть все имеющиеся в наличии трудовые ресурсы используются на производство товаров; в международной торговле участвуют только две страны, которые торгуют друг с другом только двумя товарами; издержки производства остаются постоянными, а их снижение увеличивает спрос на товар; цена одного товара выражена в количестве труда, затраченного на производство другого; транспортные расходы по перевозке товаров из одной страны в другую равны нулю; внешняя трговля свободна от ограничений и регламентаций.

В соответствии с воззрениями А. Смита:

  • Правительствам следует не вмешиваться во внешнюю торговлю, поддерживать режим открытых рынков и свободы торговли;
  • Нации, так же как и частные лица, должны специализироваться на производстве тех товаров, в производстве которых у них есть преимущества, и торговать ими в обмен на товары, преимуществом в производстве которых обладают другие нации;
  • Внешняя торговля стимулирует развитие производительности труда путем расширения рынка за пределы национальных границ;
  • Экспорт является положительным фактором для экономики страны, ибо обеспечивает сбыт излишка продуктов, которые не могут быть проданы на внутреннем рынке;
  • Субсидии на экспорт являются налогом на население и ведут к повышению внутренних цен и поэтому должны быть отменены.

Теория абсолютных преимуществ - страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками (в производстве которых они имеют абсолютное преимущество), и импортируют те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками (в производстве которых преимущество принадлежит их торговым партнерам).

В соответствии с теорией абсолютных преимуществ, разработанной А. Смитом, международная торговля является выгодной в том случае, если две страны торгуют такими товарами, которые каждая из них производит с меньшими издержками, чем страна-партнер.

Из теории А. Смита вытекало, что факторы производства обладают абсолютной мобильностью внутри страны, то есть перемещаются в те районы, где они получают наибольшее абсолютное преимущество. Рано или поздно вследствие передвижения факторов абсолютное преимущество одних регионов перед другими исчезнет и доходы от факторов выравниваются. Казалось бы, торговля должна прекратиться. Однако Давид Рикардо развил теорию абсолютных преимуществ и показал, что торговля выгодна каждой из двух стран, даже если ни одна из них не обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретных товаров.

Теория сравнительных преимуществ - если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран, независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно более эффективным, чем другой.

Рикардо использовал в качестве примера Англию и Португалию, сукно и вино. Теория сравнительных преимуществ справедлива для любого другого количества стран и любого количества товаров. Относительные издержки могут необязательно исчисляться в количестве труда, затраченного на производство того или иного товара.

 

Методы регулирования открытой экономики

 

Политика государства в области внешней торговли осуществляется с помощью тарифных и нетарифных методов регулирования.

Введение импортных пошлин выгодно национальным производителям и государству, получающему дополнительный доход в бюджет от роста цен. Потребители же вынуждены покупать импортные товары по более высоким ценам, следовательно, несут потери. Эти потери обычно оказываются больше выигрыша, получаемого производителями и государством, поэтому суммарный чистый эффект от проведения данных мер будет отрицательным.

Применение экспортных таможенных пошлин приводит к снижению внутренних цен, в результате чего национальные потребители оказываются в выигрыше, а производители несут потери. Суммарный выигрыш общества в результате введения экспортных пошлин оказывается меньше потерь производителей, так что чистые потери страны возрастают. Данный метод тарифного регулирования используется в основном слаборазвитыми странами.

Развитые страны обычно прибегают к субсидированию экспорта, осуществляемого в следующих формах:

    • предоставление низкопроцентных займов и налоговых льгот фирмам-экспортерам или иностранным клиентам;
    • стимулирование сбыта экспортной продукции за рубежом. Нетарифные методы регулирования внешней торговли включают в себя: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и др.

Импортные квоты (контингенты) - количественные ограничения объемов иностранной продукции, разрешенной к ввозу в страну. В результате введения импортных квот выигрывают производители, а потребители проигрывают. Чистый эффект для благосостояния страны оказывается отрицательным.

"Добровольные" ограничения экспорта означают, что страна-экспортер обязуется ограничивать экспорт в данную страну.

Основная причина их использования - выгода национальных производителей стран-импортеров, которым ограничение ввоза определенного товара в страну дает дополнительные возможности сбыта своей продукции на национальном рынке. Данный метод аналогичен импортным квотам, однако обходится стране-импортеру дороже, поскольку решения об ограничении торговли принимаются на правительственном уровне.

Демпинг означает продажу товара за границей по цене ниже, чем он продается на внутреннем рынке страны-экспортера, или ниже себестоимости данного товара. К данному методу прибегают в периоды экономических спадов, когда производитель не может полностью продать свой товар на внутреннем рынке, а сокращать производство не хочет. Использование демпинга в мировой торговле рассматривается как форма недобросовестной конкуренции и запрещено правилами ГАТТ/ВТО и национальным законодательством ряда стран.

Торговое эмбарго - запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны определенных видов продукции. В основе таких санкций лежат не экономические выгоды, а политические соображения. Эмбарго наносит ущерб всем участникам международной торговли и является крайней формой нетарифных ограничений во внешней торговле.

Экономика считается открытой, если государство применяет минимум экспортных и импортных ограничений. Открытость экономики характеризуют следующие показатели:

  • внешнеторговая квота в ВНП;
  • доля экспорта в производстве;
  • доля импорта в производстве;
  • удельный вес зарубежных инвестиций по отношению к внутренним.

Дополнительный стимул мировая торговля получила вследствие деятельности Всемирной торговой организации (ВТО) по либерализации экспортно-импортных операций и, в частности, по снижению и ликвидации тарифных и нетарифных барьеров.[2]

 

Глава 2

 

Анализ открытости экономики на современном этапе

 

Характерной чертой современного развития международных экономических отношений является тенденция к увеличению степени открытости национальных хозяйств. Участие страны в системе международного разделения труда во многом обусловлено степенью открытости ее национальной экономики по отношению к внешнему миру.

Традиционно теория международных отношений подразделяет национальное хозяйство на два типа: полностью замкнутое (автаркическое) и полностью открытое. Развитие замкнутой экономики определяется исключительно под воздействием внутренних факторов и не зависит от тенденций, имеющих место в мировом хозяйстве. Но влияние именно этих тенденций оказывается главнейшим в развитии экономики развитого типа.

Принцип открытой экономики - признание стандартов мирового рынка, действие по его законам. Открытая экономика предполагает значительное сокращение государственной монополии на внешнеэкономические связи (при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организацию зон свободной торговли.

Вместе с тем открытость отнюдь не является синонимом бесконтрольности и вседозволенности во внешнеэкономических связях государства, прозрачности границ. Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютно открытой экономики нет ни в одной стране.

Стихийная открытость не только не способствует экономическому развитию, но и, наоборот, является угрозой экономической безопасности страны. Поэтому экономика одних стран открыта в большей степени, а других - в меньшей. Причем экономика развитых стран, как правило, открыта в меньшей степени. Степень открытости экономики во многом зависит от обеспеченности страны природными ресурсами, численности населения (платежеспособного спроса), емкости внутреннего рынка, уровня развития производственных сил. Если производственные силы развиты в достаточной степени, то экономика может быть более открыта при меньшем экономическом потенциале.

Кроме того, степень открытости экономики зависит и от отраслевой структуры национального производства. Чем больше удельный вес базовых отраслей (добывающая промышленность, металлургия, энергетика), тем меньше относительное участие страны в международном разделении труда, то есть тем меньше степень открытости ее экономики. Напротив, обрабатывающая промышленность, машиностроение, электроника, химия предполагают более глубокую специализацию, благодаря чему происходит рост технологической взаимозависимости стран и соответственно усиление открытости.

Таким образом, степень открытости национальной экономики тем выше, чем более развиты ее производительные силы, чем больше в ее структуре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше ее экономический потенциал и обеспеченность собственными природными ресурсами.

Факторы, определяющие открытость экономики, можно подразделить на основные, развитые, общие и специализированные.

К основным относятся природные ресурсы, климатические условия. Географическое положение, трудовые ресурсы. Страна получает и автоматически или при незначительных капиталовложениях. Они не имеют особого значения для конкурентного преимущества страны, либо создаваемое ими преимущество неустойчиво.

Информация о работе Республика Беларусь как пример открытой рыночной экономики (анализ основных параметров)