Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 13:53, курсовая работа
Многие потребляемые нами товары и услуги произведены за границей. Свободный импорт и экспорт выгоден гражданам всех стран. Торговля позволяет каждой стране специализироваться на производстве того, в чем она достигла лучших показателей, и предоставляет каждому человеку более богатый выбор товаров и услуг.
Введение
Глава 1. Понятие и виды открытой экономики.
Глава 2. Анализ открытой экономики на современном этапе.
Глава 3. Перспективы включения Республики Беларусь в международные экономические организации.
Заключение
Литература
В нашей стране экспорт реального капитала в форме создания совместных производств за границей остается незначительным, что характеризует закрытость белорусской экономики.
В отличие от Беларуси, Россия, не желая игнорировать положительный международный опыт и жить по меркам вчерашнего дня, активно интегрируется с зарубежными партнерами. Также активен в этом направлении Казахстан.
Инвестирование за пределы Республики Беларусь настолько мало, что не выдерживает сравнения даже с масштабами простого перемещения «капитала» эмигрантов, значительно уступая им по объему.
Однако малые размеры зафиксированного заграничного инвестирования не дают права утверждать, что в Беларуси отсутствует богатство (утечка) капитала в неучитываемых формах.
В платежном балансе страны нелегальный вывоз отражается в статье «Непоступление экспортной выручки», «Непоступление товаров в счет погашения импортных авансов», а также итоговой статье платежного баланса «Чистые ошибки и пропуски», называемой в Республике Беларусь «Статистическими расхождениями».
Последняя стадия по мнению А. Булатова «не менее чем на половину состоит из незарегистрированного вывоза капитала».
Эксперты к «бегству» капитала относят не только нелегальный его вывоз, но и часть легального, и, прежде всего, показатели таких статей платежного баланса, как «Капитальные секторы нефинансовых предприятий», «Прирост остатков на текущих счетах и депозитах за рубежом», «Прирост наличной иностранной валюты».
По мнению А. С. Булатова статья «Портфельные инвестиции» также отражает бегство капитала. С этим можно согласиться, но только в той части, которая не касается приобретения акций других предприятий. К «бегству» больше относятся данные таких разделов, как «Банковский сектор» и «Другие секторы».
Незначительность зарубежного партнерства Беларуси объясняется не только отсутствием средств, но и незнанием ситуации за границей, неумением рассчитать будущие доходы и риск, преувеличением риска, а также неприятием такой политики в целом как на государственном уровне, так и на уровне отдельных производств.
Причиной оттока капитала прежде всего остается неблагоприятный инвестиционный климат, неопределенные перспективы, недостаточная легитимность происхождения, пользования и распоряжения собственностью и др.
Банальный вывод данного анализа состоит в необходимости превращения нелегального вывоза капитала в легальный (и облагораживании его форм, как и всего экспорта) в рамках законодательства о хозяйственной деятельности белорусских субъектов за рубежом, а также введение правовых норм по разрешительному порядку для такого вывоза капитала и его страхования.
Характеризуя экономику Беларуси с вышеуказанных позиций и принимая во внимание низкий уровень ее международной конкурентоспособности (присущий закрытым системам), эту экономику можно назвать протекционистской. Будучи таковой, она слабо адаптируется к изменениям или возмущениям внешней финансовой и экономической среды, не реагируя адекватно на импульсы, исходящие от мирового рынка. Потакая интересам производителя, она несет убытки потребителям. По мере роста протекционизма убытки последних начинают превышать прибыли первых и наступает перепроизводство у фирм, предельные издержки которых превосходят мировые цены.
Ситуация в Беларуси это подтверждает, поскольку складские запасы продукции уже достигли объемов массового производства.
Главные недостатки протекционизма известны:
В отличие от протекционизма,
международная кооперация производителей
облагораживает экспорт и модернизирует
отраслевую (кластерную) структуру экономики.
Эксперты утверждают: чем в большее число
международных производственно-
Следовательно, Беларуси нужна новая доктрина, преодолевающая ее закрытость. Но не любой ценой, как это делается в бартерных операциях стран СНГ, а с ориентацией на экономический рост страны, с предварительной оценкой и предотвращением возможных негативных последствий.[9,c.45-49]
Глава 3
Перспективы включения Республики Беларусь в международные экономические организации
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 мая 1992 года №303 «О вступлении Республики Беларусь в Европейский банк реконструкции и развития»
В соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 24 апреля 1992 г. "О членстве Республики Беларусь в Европейском банке реконструкции и развития" Совет Министров Республики Беларусь постановляет:
1. Уполномочить Первого заместителя Председателя Совета Министров Республики Беларусь Мясниковича М.В.: подписать от имени Республики Беларусь оригинал Соглашения об учреждении Европейского банка реконструкции и развития, а также принять условия, которые содержатся в решении Совета руководителей о вступлении Республики Беларусь в члены этого банка; подписать и внести на хранение в банк Грамоту о принятии Республики Беларусь в члены банка.
2. В соответствии со статьей 34 Соглашения об учреждении Европейского банка реконструкции и развития назначить Министерство финансов официальным каналом связи для обслуживания всех операций и сделок с банком.[4]
Основные компоненты стратегии ЕБРР для Беларуси:
1.Одним из основных компонентов Стратегии ЕБРР для Беларуси на 2006 - 2008 годы является финансирование предприятий микро-, малого и среднего бизнеса в стране (без государственных гарантий) в рамках Программы поддержки микро-, малых и средних предприятий в размере 25 млн. долл. США.
2.Вторым основным компонентом Стратегии ЕБРР для Беларуси является создание банка микрофинансирования в Республике Беларусь.
3.Третьим компонентом Стратегии ЕБРР для Беларуси является прямое финансирование отдельных местных частных белорусских компаний, а также частных компаний с иностранным капиталом, в том числе по линии механизма прямого финансирования. [3]
В конце мая 2007 года ЕБРР, которым владеют правительства 61 стран, и две межправительственные организации, опубликовал доклад о своей деятельности в 2006 году. Европейский банк реконструкции и развития был активным, как никогда. На фоне беспрецедентно высоких темпов роста стран Восточной Европы (6,2% ВВП) и притока около 50млрд. долларов прямых иностранных инвестиций он проявил большую активность практически во всех секторах экономики. В 2006г. Банк получил 2,4млрд. евро чистой прибыли, что на 57% больше, чем годом раньше.
В 29 переходных странах в 2006г. ЕБРР выделил 4,9млрд. евро в 301 проект. Это рекордный уровень инвестиций, на 0,6 млрд. евро больше, чем в 2005г. В прошлом году Беларусь получила 10млн. евро (пивзавод «Оливария») и 13,7млн. евро на программу по поддержке региональной торговли. Таким образом, наша доля в общем объеме финансирования составила 0,5%. В период с 1991 по 2005 гг. она была 0,65%.
Желающих работать с такой престижной организацией, как ЕБРР, очень много. Балканские страны, Румыния и Болгария, Россия и Украина активно конкурируют за ресурсы Банка. В отличие от многих международных финансовых учреждений ЕБРР делает акцент на работу с малым и средним бизнесом. В 2006г. выросла доля проектов на сумму менее 5млн. евро. Их доля превысила одну треть от общего количества проектов. Поскольку ЕБРР делает ставку на работу только с переходными странами, то до 2010г. он планирует прекратить работу с восьмью государствами, которые уже вышли из этой категории. Они вступили в ЕС и создали полноценные рыночные экономики. Количество потенциальных реципиентов сокращается, но Беларусь пока не готова к получению качественных инвестиций и созданию репутации надежного делового партнера.
В 2006г. страны юго-восточной Европы, центральной Азии и западной части бывшего СССР получили 2,4млрд. евро или 48% от объема общего финансирования. Российские предприятия получили 1,9млрд. евро (38%), что на 26% больше, чем в 2005г. Динамичный частный сектор нашего восточного соседа стал важнейшим партнером ЕБРР, а Беларусь, оставаясь заказником государственной собственности, до сих пор не может представить конкурентных бизнес планов. Более того, наши власти своими действиями резко снижают возможности успешной системной трансформации. (Приложение 2)
В 2006г. 81% проектов Банка получили оценку «Хорошо» и «Отлично» с точки зрения влияния на ход рыночных реформ. На каждый евро своих собственных денег, которые ЕБРР вложил в проекты, он привлек 1,7 евро из других источников. Если бы Беларусь стала полноценным партнером Банка, т.е. выбрала демократический и рыночный путь развития, мы бы только в 2006г. могли получить в 15 раз больше ПИИ. Причем в совершенно разные сектора экономики.
Все больше популярности в ЕБРР набирают программы по поддержке региональной торговли. В 2006г. их объем составил 707млн. евро, что на 29% больше, чем в 2005г. Доля Беларуси в этих программах 1,8%. Это один из самых плохих показателей среди 29 стран.
Деятельность Банка распространялась на самые разные сектора. 45% ресурсов шло на финансовый сектор. В 2006г. сюда было вложено 2,2млрд. евро, что на 55% больше, чем годом раньше. Впервые портфель инвестиций Банка в данный сектор превысил 6 млрд. евро. В прошлом году наша страна из этих денег вообще ничего не получила (программа микрокредитования не в счет). Очевидно, инвестиционные и имущественные риски все еще остаются слишком высокими.
В настоящее время ЕБРР владеет акциями в 49 банках в 23 странах на сумму более 900 млн. евро. Работая внутри банковской системы, эксперты банка осуществляет трансферт управленческого ноу-хау, поднимают корпоративную культуру и делают операции более прозрачными. В 2006г. банки в 18 странах получили новые кредиты на сумму 568млн. евро. Наши кредитные учреждения тоже бы с удовольствием поработали с ЕБРР, но внутренние условия и политика правительства им это сделать не позволили.
17% финансовых ресурсов ЕБРР были направлены в инфраструктурные проекты, 8% - в энергетику. В 2006г. Банк подписал семь договоров с болгарскими компаниями на сумму 64млн. евро в сфере энергоэффективности. Первый договор такого рода был подписан в Украине. Такие же проекты работают в Грузии и Словакии. Беларусь пытается самостоятельно решать проблему энергетической безопасности, отвергая ту конкретную помощь, которую мы могли бы получить от наших европейских партнеров.
В 2006г. инвестиции Банка в устойчивые источники энергии составили 750млн. евро. Банк продолжает активно поддерживать реструктуризацию энергетического сектора в России (Мосэнерго и две гидроэлектростанции). Поддержка осуществлялась в форме кредитов, покупки акций компаний, гарантий по кредитам. Впервые в России ЕБРР привлек синдицированный кредит в российских рублях от 9 коммерческих банков на сумму, эквивалентную 120млн. евро. Такой интерес вызвала российская энергетика. Белорусских представителей данного сектора, несмотря на острую необходимость его модернизации, в списке приоритетов ЕБРР до сих пор нет.
Остальные 30% ресурсов ЕБРР в 2006г. было вложено в агробизнес, промышленность, недвижимость и туризм, телеком и даже новые СМИ. Банк поощряет развитие совместных предприятий, которые увеличивают объем внешней торговли. Например, 10млн. евро получила кондитерская фабрика из Сербии Soko Stark. В ней самым большим акционером являются словенцы. Так через цивилизованные рыночные отношения восстанавливаются добрые отношения на Балканах.
В телекоммуникационный сектор и новые СМИ было заинвестировано 149млн. евро. Синдицированные кредиты увеличили объем финансирования еще на 50млн. евро. Самый большой кредит в 2006г. получил российский МТС, 85млн. евро на расширение сети в регионах и соседних странах. 10 млн. евро получил болгарский Telelink, а наша государственная монополия «Белтелеком» опять осталась в гордом одиночестве.
Очередным успешным проектом ЕБРР является программа по финансированию микро и малого бизнеса. Она работает в 19 странах. Предприниматели получают кредиты через 76 местных банков. В прошлом году малый бизнес получил от Банка 945 тысяч кредитов на сумму 4,9млрд. евро. С начала реализации программы было выдано 2,5млн. кредитов на сумму более 12,7млрд. евро. Более 99% выданных кредитов полностью выплачивается клиентами. Банк активно открывает кредитные линии для поддержки МСБ. К концу 2006г. ЕБРР открыл более 100 линий для 39 банков, 37 лизинговых компаний в 11 странах на сумму 1,1млрд. евро. Средний размер кредита составил 22800 евро, лизинга - 18500 евро. Данные программы поддерживает ЕС, предоставив гранты на сумму 181млн. евро.
ЕБРР делает особый акцент не только на стимулирование свободной торговли, но, в первую очередь, на «продвижение демократии, улучшение инвестиционного климата, борьбе с коррупцией, установление качественных практик в управлении и обеспечение прозрачности». Банк вместе с другими международными организациями проводит многочисленные опросы, направленные на изучение делового климата и жизни людей. На основании полученных результатов он делает конкретные рекомендации правительствам. В 2006г. один из опросов ЕБРР был посвящен оценке работы финансового сектора. Другой позволил проанализировать влияние трансформационных процессов на жизнь людей.
К сожалению, наши власти продолжают игнорировать ценные уроки ЕБРР. Банк продолжает выражать озабоченность «медленным темпом демократических и экономических реформ». В Беларуси и Туркменистане «ЕБРР нашел мало доказательств приверженности властей принципам, изложенным в Статье 1. Ни одна из этих стран не добилась достаточного прогресса для достижения параметров, установленных в предыдущих стратегиях Банка. Следовательно ЕБРР исключает финансирование любых государственных проектов и делает акцент исключительно на проектах частного сектора. Их поддержка осуществляется, если можно доказать, что государственные служащие лично не получат выгоду от их реализации. Тем не менее, ЕБРР стремится поддерживать диалог с правительством и неправительственными организациями во имя улучшения инвестиционного климата для частных предпринимателей с надежной поощрения политической и экономической реформы».