Республика Беларусь как пример открытой рыночной экономики (анализ основных параметров)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Многие потребляемые нами товары и услуги произведены за границей. Свободный импорт и экспорт выгоден гражданам всех стран. Торговля позволяет каждой стране специализироваться на производстве того, в чем она достигла лучших показателей, и предоставляет каждому человеку более богатый выбор товаров и услуг.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и виды открытой экономики.
Глава 2. Анализ открытой экономики на современном этапе.
Глава 3. Перспективы включения Республики Беларусь в международные экономические организации.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Открытая экономика РБ.rtf

— 687.29 Кб (Скачать файл)

6 марта 1995 г. в Брюсселе, во время визита белорусского президента А. Лукашенко в Бельгию было подписано подготовленное к началу 1995 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Республикой Беларусь, которое 12 апреля 1995 г. было единогласно ратифицировано белорусским парламентом - Верховным Советом 13 созыва. Соглашение создавало необходимую договорно-правовую базу для интенсификации сотрудничества по всем направлениям.

Соглашение, состоящее из 109 статей в десяти разделах, регламентировало ключевые вопросы сотрудничества, такие как:

  1. торговля товарами (раздел 3);
  2. положения, влияющие на коммерческую деятельность и инвестиции      (раздел 4);
  3. текущие платежи и капитал (раздел 5);
  4. конкуренция, защита интеллектуальной собственности и сотрудничество в законодательстве (раздел 6);
  5. экономическое сотрудничество (раздел 7);
  6. финансовое сотрудничество (раздел 9).
  7. Соглашение также формировало рамки политической кооперации.

В течение 1995 и первой половины 1996 годов Соглашение прошло процедуру ратификации в парламентах 6 европейских государств, входящих в ЕС. Однако конституционный кризис, разразившийся в Беларуси к началу осени 1996 г. и последовавший затем ноябрьский референдум были оценены как существенный отход политических властей Беларуси от базовых принципов, изложенных в преамбуле Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, что привело к приостановлению процесса дальнейшей ратификации. Более того, по развитию политической ситуации в Беларуси в конце 1996г. и в течение 1997г. был принят целый ряд резолюций специальной делегации Европарламента по сотрудничеству с Беларусью, Молдовой и Украиной, Европарламента в целом, решений Совета министров ЕС, суть которых сводилась к непризнанию результатов референдума ноября 1996г. и необходимости политических перемен в Беларуси как базового условия для развития сотрудничества.

На политическом уровне, ЕС неоднократно пытался оказать содействие преодолению политического кризиса в Беларуси. В 1997 году именно ЕС инициировал создание так называемой европейской тройки по Беларуси (Европейский Союз, ОБСЕ, Совет Европы), а также выступил в качестве модератора и в значительной степени организатора внутриполитического диалога в Беларуси. Такая инициатива первоначально воспринималась белорусскими властями вполне нейтрально, однако в сентябре 1997г. министр иностранных дел Беларуси И. Антонович направил довольно жесткое письмо в адрес ЕС по вопросу дальнейшего внутриполитического диалога, которое привело к еще большему охлаждению отношений и свертыванию программ TEMPUS И TACIS в Беларуси, начиная с 1998г. Таким образом, Беларусь является единственной восточноевропейской страной, не имеющей Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Бесспорно, что это не только замораживает политические отношения, но и носит  существенный ущерб торговой политике страны в Европе и ее экономическому развитию в целом.

Надо признать, что несмотря на полное расхождение взглядов на политическую ситуацию в Беларуси, официально Минск никогда не заявлял о вторичности отношений с ЕС. При всей остроте политических расхождений, тем не менее, на протяжении двух последних лет белорусская сторона предпринимала значительные усилия для улучшения положения дел. Суть этих инициатив к 2002 году была сформулирована в виде концепции «ответственного соседства с ЕС». Эта концепция, реализуемая во внешней политике Республики Беларусь, проявилась в следующих подходах:

  1. Выработка общегосударственной комплексной стратегии взаимодействия Республики Беларусь с Евросоюзом.
  2. Республика Беларусь признает, что ее «интересам, как и интересам членов ЕС, соответствует создание самодостаточной системы общеевропейской безопасности.
  3. Стимулирование перехода ЕС от политики ограничений к Беларуси к политике вовлечения Беларуси в конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество и процессы, связанные с европейской интеграцией.
  4. Развитие программы партнерства Республики Беларусь с Евросоюзом. Речь идет о размораживании процесса ратификации «Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Республикой Беларусь».
  5. Развитие сотрудничества Республики Беларусь в рамках инициативы Европейского союза «Северное измерение».
  6. Развитие торговых отношений Республики Беларусь с ЕС.

Европа является основным торговым партнером Беларуси вне СНГ. Доля европейских стран в общем товарообороте Республики Беларусь с дальним зарубежьем в 2000 году составила более двух третей (4106,9 млн долларов США). В страны региона экспортировано 74% (2166,6 млн долларов США) общего экспорта Беларуси вне СНГ, импортировано из региона 78,4% (1940,6 млн долларов США).

Торговля со странами-членами Евросоюза имеет важное значение для Беларуси, так как служит стабильным источником поступлений твердое валюты, а также продукции производственно-технического назначения, необходимой для развития белорусской промышленности.

В настоящее время ЕС является вторым после Российской Федерации торговым партнерем Республики Беларусь. Доля ЕС вовнешнеторговом обороте нашего государства составляет около 13%, в товарообороте со странами СНГ - 37%.

Понимая важность развития торгового сотрудничества с ЕС, белорусское правительство приняло решение о предоставлении более благоприятных условий для доступа на белорусский рынок текстильных товаров, импортируемых из стран-членов ЕС, несмотря на то, что это затрудняет выполнение обязательств, принятых Беларусью в рамках международных договоров с третьими государствами, предусматривающих установление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле, формирование Таможенного союза и Союза Беларуси и России, а также проведение переговоров состранами-членами Всемирной торговой организации по присоединению Беларуси к ВТО (в соответствии с Соглашением о торговле текстилем и текстильными изделиями между Республикой Беларусь и ЕС, пролонгированным на период до 2004 г., правительством Республики Беларусь временно установлены пониженные ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды текстильных товаров, происходящих из стран-членов ЕС).

В настоящее время ЕС применяются антидемпинговые меры в отношении импорта четырех товаров, происходящих из Республики Беларусь: хлористого калия, полиэфирных штапельных волокон, полиэфирного филаментного жгута и карбамидно-аммиачной смеси.

Тем не менее, несмотря на определенный прогресс, достигнутый в области торгово-экономического сотрудничества, применяемые Европейским Союзом нетарифные меры (количественные ограничения и антидемпинговые санкции) в отношении ряда белорусских товаров - важнейших составляющих внешней торговли Республики Беларусь - по-прежнему являются главным сдерживающим фактором для развития экспорта Республики Беларусь в страны-члены ЕС для полной загрузки имеющихся производственных мощностей предприятий Беларуси.

Расширение ЕС на Восток моделирует для Беларуси новую геополитическую ситуацию, которую еще предстоит оценить.

Фактор «убежавших вперед соседей», конечно, накладывает отпечаток на развитие Беларусь-ЕС уже сегодня, а в будущем будет приобретать все большее значение в качестве фона, на котором будут приниматься внутриполитические и внешнеполитические решения в Беларуси.

Нынешнее белорусское руководство основную сложность адаптации Беларуси к расширению и укреплению ЕС видит в «сохранении индустриального характера белорусской экономики в условиях, когда ЕС установил и наращивает отношения неэквивалентного обмена с Россией и другими странами бывшего СССР». Очевидно, что по мере расширения ЕС будет усиливаться экономическое неравенство Беларуси и соседних стран, ставших членами ЕС и получивших значительную экономическую поддержку из нового союзного центра.

Экономические позиции Беларуси на рынках России и иных стран оказываются под всевозрастающим давлением европейских конкурентов, а формирование независимого от ЕС экономического пространства вокруг Российской Федерации становится невозможным в ходе установления отношений стратегического партнерства ЕС и России.

С другой стороны, очевидно и то. Что уже в ближайшей перспективе начнут сказываться и возможные позитивные эффекты расширения ЕС для Беларуси. Европа перестает быть биполярной, а значит, Беларусь перестает быть пограничным государством между Западом и Россией. Вырастает геополитическое значение территории Республики Беларусь как основного транспортного коридора между Россией и Европой, и это транзитное значениепозволит привлечь накопления, достаточные для модернизации значительной части белорусской промышленности собственными силами.

Суммируя позицию нынешнего политического руководства Беларуси по проблеме развития сотрудничества с ЕС, можно выделить следующие основные моменты, которые, хотя и выглядят не бесспорными, имеют свою логику:

  1. Максимально способствовать прохождению через территорию Республики Беларусь трансевропейских коммуникационных проектов.
  2. Сохранить режим привилегий в отношениях Республики Беларусь с Россией и усилить прямой доступ к эксплуатации российских природных ресурсов. Стремиться сохранить роль одного из ведущих индустриальных регионов на российском экономическом пространстве.
  3. Развивать двусторонние экономические и политические связи с ЕС, стремясь при этом к установлению отношений стратегического партнерства между крупными промышленными предприятиями Республики Беларусь и крупными корпорациями ЕС, а также формируя собственную идеологическую, культурную, политическую ниши в процессе европейской интеграции.

В какой степени будет реализована эта политика и насколько эффективной она окажется, покажет время, однако очевидной поправкой к ней является необходимость реального укрепления и развития демократических основ белорусского общества как  важнейшего условия нормализации и интенсификации отношений Беларусь-ЕС.[13]

 

 

Заключение

 

Многие потребляемые нами товары и услуги произведены за границей. Свободный импорт и экспорт выгоден гражданам всех стран. Торговля позволяет каждой стране специализироваться на производстве того, в чем она достигла лучших показателей, и предоставляет каждому человеку более богатый выбор товаров и услуг.

Под малой открытой экономикой понимается экономика страны, которая осуществляет внешнеэкономические связи. В качестве макросубъекта помимо домашних хозяйств, фирм, государства выступает заграница (остальной мир). Экономическое развитие страны определяется не только состоянием макрорынков, но и мировых рынков. В условиях глобализации внешняя торговля и развитие финансовых и технических контактов с зарубежными странами, а также связи в области образования и культуры оказывают растущее влияние на состояние национальных экоомик отдельных стран. Открытая экономика представляет собой хозяйство, направление развития которого определяется тенденциями, существующими в мировой экономике.

Малая открытая экономика принимает такую ставку процента, какая установлена на мировых финансовых рынках. Под малой открытой экономикой понимается экономика, которая представляет собой небольшую долю мирового рынка. При доступе на мировые финансовые рынки подразумевается, что правительство не препятствует международному заимствованию и кредитованию.

Большая открытая экономика-- открытая экономика, в которой благодаря ее масштабам ставка процента формируется под воздействием внутренних экономических процессов; экономика, способная оказывать значительное влияние на состояние международного рынка и на уровень мировой ставки процента.

Степень открытости экономики зависит и от отраслевой структуры национального производства. Чем больше удельный вес базовых отраслей (добывающая промышленность, металлургия, энергетика), тем меньше относительное участие страны в международном разделении труда, то есть тем меньше степень открытости ее экономики. Напротив, обрабатывающая промышленность, машиностроение, электроника, химия предполагают более глубокую специализацию, благодаря чему происходит рост технологической взаимозависимости стран и соответственно усиление открытости.

Таким образом, степень открытости национальной экономики тем выше, чем более развиты ее производительные силы, чем больше в ее структуре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше ее экономический потенциал и обеспеченность собственными природными ресурсами.

Факторы, определяющие открытость экономики, можно подразделить на основные, развитые, общие и специализированные.

Самым распространенным  и наиболее часто используемым количественным индикатором открытости служит показатель отношения внешнеторгового оборота к ВВП. По этому показателю Беларусь действительно можно отнести к числу стран-лидеров открытой экономики. 

В пользу открытости экономики говорит и большая доля импорта и даже отрицательное на протяжении восьми лет (с 2000г.) сальдо торгового баланса.

Высокий показатель экспортной квоты свидетельствует скорее о малом размере ВВП, чем о серьезной открытости экономики Республики Беларусь. Говорить об открытости белорусской экономики можно лишь по отношению к России.

Экспортную политику Беларуси можно характеризовать как агрессивную: продается все, что можно продать, иногда без учета экономической выгоды. На фоне количественного роста объема экспорта по-прежнему практикуется бартер.

По уровню наполнения бюджета удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности приближается к доле подоходных налогов с населения и даже акцизов. Следовательно, уровень протекционизма в РБ выше.

Известно, что концепция протекционизма, как способа поддержания отечественных производителей, весьма распространена в правительственных кругах Беларуси, о чем свидетельствует высокий уровень таможенных пошлин и нетарифных ограничений для товаров из других стран, в том числе из России, Украины и стран СНГ.

Информация о работе Республика Беларусь как пример открытой рыночной экономики (анализ основных параметров)