Реформы ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:57, реферат

Краткое описание

Цель исследования - изложить взвешенную оценку нынешнего состояния системы ЖКХ, рассмотреть социально-экономические проблемы проводимой реформы.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- рассмотреть историю развития ЖКХ;
- изучить сущность системы ЖКХ;
- выявить основные социально-экономические проблемы системы ЖКХ;
- рассмотреть реформу системы ЖКХ и ее социально-экономические последствия;
- обосновать необходимость модернизации системы ЖКХ.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат РЭиУ.docx

— 64.78 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена.

Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, составляющими сложную социально-экономическую систему, от результативности, функционирования которой зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города.

ЖКХ города - это самостоятельная сфера в системе народного хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населения и предприятий в услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и работы.

Актуальность темы заключается в том, что жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) играет важнейшую роль в социально-экономическом развитии России, так как обеспечивает жизненно важные потребности населения в жилищно-коммунальных услугах и потребности промышленных предприятий в необходимых для производственных нужд ресурсах. Состояние жилищно-коммунальной отрасли, величина установленных тарифов и качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг оказывают существенное влияние на условия проживания и благосостояние населения, а также на уровень издержек промышленных предприятий.

Объектом исследования является система жилищно-коммунального хозяйства.

Предметом исследования является реформа системы ЖКХ и ее социально-экономические последствия.

Цель исследования - изложить взвешенную оценку нынешнего состояния системы ЖКХ, рассмотреть социально-экономические проблемы проводимой реформы.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

- рассмотреть историю  развития ЖКХ;

- изучить сущность системы  ЖКХ;

- выявить основные социально-экономические  проблемы системы ЖКХ;

- рассмотреть реформу  системы ЖКХ и ее социально-экономические  последствия;

- обосновать необходимость  модернизации системы ЖКХ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История развития жилищно-коммунального хозяйства в России.

 

Во все времена, как и сегодня, требовались жилье, снабжение населения городов водой и топливом, очистка и освещение улиц, организация транспортного, бытового, коммунального, ритуального и других видов обслуживания.

Городское хозяйство, или городское устройство, как сфера особой деятельности на протяжении истории России именовалось по-разному: "благочиние", "благосостояние", "благоустройство", "городское дело", "коммунальное хозяйство", "коммунальное дело", "градостроительство" и "жилищно-коммунальное хозяйство". Это разные названия одной и той же деятельности, но в разных исторических условиях, определяемых господствующей формой собственности.

Механизм управления жилищно-коммунальным хозяйством страны постоянно менялся, качаясь как маятник между жестко централизованным и децентрализованным.

В наказе царя Алексея Михайловича от апреля 1649 г. "О градском благочинии", в частности, посадским людям предписывалось "...для чинения порядку и сбережения от огня... объезжать улицы и переулки в день и в ночь без перестани... Сверх того надобно на дворе дворник, который ведал кого впустить или кто куда пойдет и всякое бы дворовое дело я починки и прочия дела ведал... и следил за установлением работы печного отопления в избах и банях". Это и есть первые упоминания о государственном контроле за состоянием безопасности жилых строений.

Когда государство осознает, что общество может и обязано иметь нужды и интересы, удовлетворить которые может оно само же, то приходит признание, что рост богатства населения выгоден власти и потому ему следует содействовать. И введение местного самоуправления объясняется в значительной степени этим признанием.

Каждый город неповторим. "Что не город, то норов", - гласит русская пословица. Это понимал М.М. Сперанский - советник царя Александра I, генерал-губернатор Сибири: "По разнообразию в каждом городе повинностей и доходов не удобно дожидаться общего для всех городов положения, а надлежит каждому городу устраивать эту часть особенно".

На протяжении истории Российского государства городское хозяйство не просто развивалось от простого к сложному, а следовало развитию самого государства.

В системе "жилищно-коммунального хозяйства" действует централизованное управление и местные органы предписаны исключительно к исполнению. С другой стороны, "жилищно-коммунальное хозяйство" шире "коммунального", поскольку "коммунальное хозяйство" ограничено исключительно совместными интересами проживающего населения и не допускает вмешательства в частную жизнь и личную деятельность граждан, хозяйство же "жилищно-коммунальное" декларирует вменение обязанностей, заботы о каждом жителе персонально. [7.]

 

1.1 "Собирание коммун", или "бесплатный сыр в мышеловке"

 

До революции в Российской империи насчитывалось 866 городов, и весь жилищный фонд царской России составлял 150 млн кв. м. Множество людей жили в ночлежных домах, подвалах, погребах, сараях и землянках.

В 1912 г. в Москве проживало около 1 миллиона человек, в том же году была проведена перепись и учтено 24,5 тысячи коечно-коморочных квартир, в которых проживало 313 тысяч человек. В то время 60 % городского жилищного фонда не имело электричества, 75 % - водопровода, 85 % - канализации. Доля жилищного фонда с центральным отоплением составляла около 1 %.

В 1919 г. VII Всероссийским съездом Советов был принят официальный курс на децентрализацию управления городским хозяйством по вертикали и по горизонтали. Процесс "собирания коммун" касался исключительно хозяйственников. В качестве административной единицы было предложено считать территориальные общности населения, присвоив им независимо от размера единое название "коммуна". Их хозяйственная деятельность была обозначена как "коммунальное хозяйство", а отделы местных Советов, руководившие ими, были названы коммунотделами. Все эти термины быстро вошли в жизнь. С 1918 г. новая власть начала конфисковывать у домовладельцев доходное жилье, приносившее более 750 руб. прибыли в год. Величина квартирной платы устанавливалась по "классовому признаку": рабочие за квадратный аршин площади платили 10-40 коп., люди свободных профессий - 1-2 руб., нетрудовые элементы - 3-10 руб.

В 1919 г. от квартплаты были освобождены семьи красноармейцев, а в 1920 г. В.И. Ленин подписал декрет "Об отмене квартплаты". По данным коммунальных журналов тех лет, в Москве за период отмены квартплаты обветшало 11,5 тысячи жилых зданий, и пришло в полную негодность 6,8 тысячи домов с более чем 40 тысячами квартир. Полная бесплатность жилья и всех коммунальных услуг сделала свое дело.

Попытка восстановить оплату уже в 1921 г. выявило устойчивое нежелание основной массы населения оплачивать текущий ремонт, эксплуатацию и коммунальные услуги. Тогда было принято решение, назначив плату чисто символическую, увеличивать ее с каждым годом на 50 %, постепенно "приучая" жителей к необходимости этих расходов.  Последнее повышение было в 1926 г., а далее (с 1927 г. - года великого перелома) величина квартплаты приобрела ярко выраженный политический оттенок. На протяжении почти всей советской истории взималась только ее часть и производились государственные дотации в жилищную сферу.

К началу приватизации жилья в 1992 г. оплата составляла лишь малую долю реальных эксплуатационных затрат, не говоря уже о затратах на текущий ремонт и амортизацию. Например, доля платежей населения Москвы в 1996 г. составляла 22,3 % от затратило России - 25 %), по итогам 2000 г. по Москве - 44 % (по России - почти 60 %). [7]

 

1.2 Система управления жилищным фондом

 

В 1931 г. был создан аппарат для централизованного управления коммунальным хозяйством РСФСР - Народный комиссариат коммунального хозяйства РСФСР, главным приоритетом которого стали строительные функции, в то же время происходила ликвидация коммунальных отделов на местах с закрытием подразделений, созданных некогда для "собирания коммун". Коммуны городов также были ликвидированы. В результате территории, жилые здания и деятельность населения оказались отделены друг от друга.

В мае 1939 г. строительные функции были частично выделены из Наркомата коммунального хозяйства РСФСР и было образовано самостоятельное строительное ведомство СССР.

Коммунальное хозяйство продолжало развиваться, превращаясь в одну из самых крупных отраслей непроизводственной сферы народного хозяйства. На его долю по состоянию на 1 января 1931 г. приходилось 30 % основных фондов страны, оценивавшихся в 7В млрд. руб.

В 1946 г. Наркомат коммунального хозяйства был преобразован в Министерство коммунального хозяйства, а с 1971 г. – в Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, просуществовавшее до июня 1990 г.

Структура управления ЖКХ РСФСР строилась на принципах двойного подчинения: министерству и местным органам власти. На практике министерство распределяло материально-технические и финансовые ресурсы, а также согласовывало назначения первых руководителей отраслевых предприятий и объединений. За несколько десятилетий эта система была достаточно хорошо отлажена технологически как по своим методам, так и формам реализации.

Предприятия, организации и объединения ЖКХ были практически полностью лишены самостоятельности. Финансирование их осуществлялось в основном из общественных фондов потребления в виде дотаций, покрывающих их убытки. Убыточность в свою очередь определялась политикой замораживания уровня квартплаты и коммунальных тарифов для обеспечения доступности коммунальных тарифов и услуг. Понятно, что дотационность предприятий, организаций и объединений не стимулировала специалистов и руководителей к поискам путей снижения затрат, повышения качества обслуживания, внедрения ресурсосберегающих технологий и техники.

Уровень финансирования и ресурсного обеспечения систем коммунального обслуживания также был явно недостаточным для развития инженерных объектов, сетей и сооружений. Объем инвестиций в коммунальное хозяйство сохранялся в течение десятилетий на уровне 22-24 % от затрат на жилищное строительство (при нормативе 33-35 %).

В 70-е годы было введено более 660 млн кв. м жилья. В 1980 г. жилищный фонд страны составлял 1,3 млрд кв. м и был обеспечен водопроводом на 91 %, канализацией - на 90 %, центральным отоплением - на 87 %, ванными и душами - на 83 %, газификация достигла 80 %.

Следует отметить, что, несмотря на увеличение с каждым годом основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, уровень их эксплуатации не соответствовал нормативным требованиям из-за недостаточности финансирования.

В 50-70-е гг. Минжилкомхоз РСФСР неоднократно обращался в Правительство с предложениями о необходимости повышения оплаты жилья как одного из источников покрытия затрат предприятий, производящих жилищно-коммунальные услуги, однако низкая квартплата, являясь одним из основных завоеваний социализма, так и не менялась с 1926 г.  Множественные попытки реформирования отрасли сводились, как правило, к совершенствованию структуры управления, внедрению АСУ, привлечению градообразующих предприятий к проблемам эксплуатации и содержания жилья, изысканию средств на эксплуатацию путем перераспределения средств общественного фонда потребления.

После ликвидации Минжилкомхоза РСФСР в 1990 г. был образован Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству при Совмине РСФСР, а в 1991 г. - Госкомитет ЖКХ, преобразованный в 1992 г. в Комитет ЖКХ в структуре Минстроя РСФСР. В 1993 г. был вновь образован Комитет по муниципальному хозяйству Российской Федерации (Роскоммунхоз), а в 1994 г. на базе Госстроя России и Роскоммунхоза образуется Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Основные фонды коммунального хозяйства страны оцениваются сегодня в 0,7 трлн руб. (4,7 % от стоимости основных фондов России). В то же время жилищный фонд площадью 2,7 млрд кв. м жилья оценивается в 4,1 трлн руб. (это 27,5 % от стоимости основных фондов страны). Таким образом, при ответственности жилищно-коммунальной отрасли за сохранность и использование более чем 30 % основных фондов России на сумму 4,8 трлн руб. масштабного капитального ремонта и обновления не ведется и вестись не может из-за сложившейся системы финансирования и сдерживания перехода на полную оплату ЖКУ всеми группами потребителей.

Информация о работе Реформы ЖКХ