Реформы ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:57, реферат

Краткое описание

Цель исследования - изложить взвешенную оценку нынешнего состояния системы ЖКХ, рассмотреть социально-экономические проблемы проводимой реформы.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- рассмотреть историю развития ЖКХ;
- изучить сущность системы ЖКХ;
- выявить основные социально-экономические проблемы системы ЖКХ;
- рассмотреть реформу системы ЖКХ и ее социально-экономические последствия;
- обосновать необходимость модернизации системы ЖКХ.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат РЭиУ.docx

— 64.78 Кб (Скачать файл)

Разработка программы комплексного развития позволяет существенно повысить эффективность расходования средств на модернизацию и реконструкцию коммунальной инфраструктуры за счет определения оптимальных масштабов строительства и координации развития различных систем инфраструктуры.

Перечисленные цели, направления, мероприятия, обозначенные в Концепции, уже предлагались в ранее принятых государственных документах, однако не были реализованы в полном объеме.

Проведенный анализ этапов реализации реформы ЖКХ показал, что пока рыночные преобразования в ЖКХ большей частью проходят на бумаге. Однако современная реформа жилищно-коммунального хозяйства в РФ ориентирована на рыночную экономику. Явным на сегодняшний момент является и то, что не все предприятия эффективно действуют в рыночных условиях. Их развитие тормозит как само несовершенство реформ, проводимых в РФ, так и нежелание населения принять данную реформу.

Кроме того, по мнению специалистов, эффективное развитие жилищной сферы возможно лишь на основе общественной поддержки и привлечения населения к непосредственному участию в данной работе. Речь идет, прежде всего, об информировании горожан о содержании проводимых мероприятий и принимаемых направлений развития. Важным элементом деятельности органов федеральных органов власти, органов субъектов РФ, а также органов муниципальных образований является развертывание инновационно-инвестиционной деятельности.

 

2.2 Социально-экономические последствия реформы ЖКХ

 

Ключевой проблемой нового этапа реформирования ЖКХ является совершенствование системы договорных отношений, обусловленное появлением в этой сфере хозяйствующих субъектов различных организационно - правовых форм. Появление новых видов собственников обусловлено потребностями в иных формах и методах инвестирования развития объектов жилищно - коммунального назначения в условиях ограниченности бюджетных средств. При этом наряду с диалогом «заказчик - подрядчик (предприятие ЖКХ)» формируются сложные многосторонние взаимоотношения, участниками которых являются:

- инвестиционные, строительные  и эксплуатационные организации  различных форм собственности, осуществляющие  финансирование, строительство, содержание  объектов ЖКХ и управление  ими;

- собственники жилищного  фонда и объектов коммунального  хозяйства, представляющие их органы  и управляющие компании;

- потребители услуг - владельцы, наниматели и арендаторы жилых  помещений, товарищества собственников  жилья, другие организации.  Следует иметь в виду, что реформирование жилищно-коммунального хозяйства направлено на повышение роли органов местного самоуправления, самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов различных форм собственности, обеспечивающих непосредственное обслуживание потребителей жилищно-коммунальных услуг и имеющих правовые и финансовые возможности не только для осуществления текущей эксплуатационной деятельности, но и для развития объектов жилищно-коммунального назначения. При решении указанных проблем особое внимание следует уделить:

- проведению субъектами  Российской Федерации, органами  местного самоуправления необходимых  преобразований в сфере управления, финансирования и ценообразования, направленных на обеспечение  более эффективного функционирования  ЖКХ;

- формированию структур (службы заказчика, управляющие организации, товарищества собственников жилья  и другие), представляющих интересы  всех собственников жилья и  защищающих права потребителей  жилищно-коммунальных услуг;

- введению договорных  отношений на всех этапах производства  и предоставления жилищно-коммунальных  услуг, включая собственника - домовладельца, производителя услуг и их потребителя;  
 - завершению процесса передачи в муниципальную собственность ведомственных объектов ЖКХ.

В основу системы управления ЖКХ могут быть положены рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственником - домовладельцем, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности. При выборе варианта управления целесообразно руководствоваться принципом предоставления собственнику - домовладельцу права решать, кто будет обслуживать принадлежащую ему недвижимость и управлять ею. Органам местного самоуправления, как собственникам объектов ЖКХ, следует стремиться к формированию на территории муниципального образования единой социальной и финансовой политики в сфере ЖКХ. Подрядные жилищные и коммунальные организации несут ответственность за соблюдение нормативно - технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунального назначения, за эффективное использование ограниченных финансовых ресурсов при качественном и надежном обслуживании потребителей, обеспечении сохранности жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства. На муниципальном уровне следует завершить процесс разграничения и оформления прав собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с порядком, предусмотренным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 г. № 114-рп. При этом право дальнейшего управления муниципальным жилищным фондом рекомендуется передавать службам заказчика (управляющим организациям). Основные фонды подотраслей коммунального хозяйства целесообразно подразделять на две группы. Одна (так называемые технологические фонды) включает инженерную инфраструктуру - сети, котельные, насосные станции, очистные сооружения и тому подобное. Вторая (производственные фонды) состоит из объектов, обеспечивающих обслуживание фондов первой группы. Сюда входят гаражи, мастерские, производственные здания и тому подобное. Собственник объектов коммунального назначения может передавать эти фонды в хозяйственное ведение или оперативное управление коммунальным организациям - подрядчикам. Объекты коммунального назначения обслуживаются муниципальными предприятиями или акционерными обществами при сохранении за органом местного самоуправления контрольного пакета акций.

При акционировании предприятий ЖКХ необходимо учитывать различный порядок приватизации производственной и технологической частей основных фондов. Организации, специализирующиеся в сфере управления помимо прочего осуществляют рациональное распределение финансовых ресурсов между производителями тех или иных жилищно-коммунальных услуг. Собственник - домовладелец может выполнять эти функции сам либо нанять специализированную управляющую организацию, которая может быть муниципальной (служба заказчика), или стороннюю управляющую организацию, в том числе частную. Управляющая организация по поручению собственника может осуществлять также сбор платежей, заключение договоров с подрядными организациями и контроль за их исполнением, а также заключение договоров найма. Функцией обслуживающей подрядной организации является своевременное и качественное выполнение работ, оговоренных в договоре подряда. Муниципальные организации по обслуживанию жилья как самостоятельные хозяйствующие субъекты не следует жестко закреплять за соответствующей территориальной единицей. Это позволит при организации конкурсов на обслуживание жилищного фонда стимулировать конкуренцию не только между муниципальными организациями и частными компаниями, но и между самими муниципальными организациями. При этом целесообразно создать равные условия работы, как для частных, так и для муниципальных организаций (предоставление нежилых помещений без взимания арендной платы, равные условия предоставления служебной жилой площади и тому подобное). Службы заказчика выполняют роль управляющих организаций для муниципальных объектов. Для управления жилищным фондом других форм собственности (товарищество собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы и тому подобное) может быть нанята также специализированная управляющая организация, привлекающая на условиях подряда ремонтно-эксплуатационные организации и организации коммунального хозяйства. Подрядные организации освобождаются от несвойственных им регистрационно-учетных функций, паспортно-учетной работы, сбора платежей с населения за жилье и коммунальные услуги, оформления льгот и субсидий и от других форм социального обслуживания населения. Объекты коммунального назначения могут обслуживаться организациями различных форм собственности при наличии лицензии на право обслуживания объектов инженерной инфраструктуры.

В небольших населенных пунктах функции заказчика по содержанию и развитию объектов жилищно-коммунального назначения целесообразно осуществлять подразделению органа местного самоуправления, которое заключает договоры с подрядными организациями на содержание, техническую эксплуатацию и развитие указанных объектов. На новом этапе реформирования жилищно-коммунального хозяйства система договорных отношений включает в себя: - договор между собственником объектов жилищно-коммунального назначения и хозяйствующим субъектом (включая управление жилищным фондом и его обслуживание, коммунальное обслуживание), заключаемый в том числе на конкурсной основе; - договор между собственником жилищного фонда и нанимателем (владельцем) жилого помещения; - договор между хозяйствующими субъектами (например, между водо- и теплоснабжающими организациями); - договор между организациями, предоставляющими коммунальные услуги, и потребителями этих услуг.

 

2.3. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства в России

 

В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) в России испытывает большие трудности. Так, согласно опросу общественного мнения за 2010 год, если раньше на первом месте в числе вопросов социальной напряженности стояли вопросы зарплаты, пенсий и лекарств, то сейчас все это отходит на второй план, а на первое место выходят проблемы в сфере ЖКХ.

В России жилищно-коммунальное хозяйство в целях анализа и прогноза можно разделить на две самостоятельные подотрасли, имеющие существенные экономические и технические особенности, а также различные условия и перспективы роста: жилищное хозяйство и коммунальное хозяйство.

В то время как в коммунальном хозяйстве высокая степень износа основных фондов непосредственно отрицательно влияет на объем выпуска, в жилищном хозяйстве наблюдается более сложная связь: при ухудшении состояния основных фондов может наблюдаться увеличение объема выпуска за счет увеличения объема капитального ремонта и услуг по техническому обслуживанию помещений. Получается, чем хуже — тем лучше. Только при одном условии: должны существовать организационные, экономические и институциональные возможности для увеличения услуг по капремонту и техническому обслуживанию.

Среди основных проблем ЖКХ в России можно выделить следующие:

1. Особую озабоченность  у экспертов вызывает состояние  коммунальной инфраструктуры, ведущее  к росту затрат на ремонты  и высокому уровню потерь энергоресурсов. По данным Минрегионразвития, для  обеспечения стабильного функционирования  всех сетей в России необходимо  затратить шесть триллионов рублей. По оценкам экспертов, высокий  износ основных фондов составляет 60-80% всего жилищного фонда страны. Наряду с этим, в последние  годы наблюдается тенденция снижения  инвестиций в российскую экономику  и доли расходов в ЖКХ в  общем объеме бюджетных расходов.

2. Финансовое положение  отрасли ЖКХ можно охарактеризовать  как критическое. Если в 1997 г. убыточными  были чуть более половины предприятий  отрасли, что примерно соответствовало  среднему значению для российской  экономики, то к 2010 г. удельный вес  убыточных предприятий ЖКХ составлял более 50 процентов, в полтора раза превысив средний по экономике показатель.

3. В России только 70% жилых  помещений оборудованы канализацией. Хотя это значительно выше, чем  в Киргизии (23%) или Казахстане (42%), но если сравнивать с Великобританией (99,7%) или США (99,5%), то выясняется  истинный отечественный уровень  обеспечения коммунальными услугами. Возможно, более объективным критерием  вхождения России в ряд высокоразвитых  стран было бы не удвоение  ВВП, а достижение 95% уровня обеспечения  жилых помещений услугами канализации. Аналогичные показатели в России и по горячему водоснабжению — 61% , а также по центральному отоплению — 75%. Если сравнить с Францией, — страной с гораздо более умеренным климатом, то там центральное отопление имеют 82% жилых помещений.

4. В настоящее время  предприятия ЖКХ имеют высокую  задолженность. Данная отрасль является  дотационной. Возможности централизованного  финансирования, как правило, ограничены, так как, во-первых, размах территории  России способствует затягиванию  донесения информации принимаемых  законодательными органами решений  и низкой осведомленности различных  районов. Во-вторых, нет четкой программы  пропагандирования реформы ЖКХ. Важно учитывать, что реформа жилищно-коммунального хозяйства страны неизбежно будет носить «региональный» характер. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования заметно отличаются друг от друга по своей финансовой и материальной базе, по уровню денежных доходов населения, состоянию жилищного фонда и степени своей готовности к проведению жилищно-коммунальной реформы, условиям, в которых будут проходить преобразования. Закономерно, что в реформировании ЖКХ в различных регионах используются неодинаковые подходы. Исследования общественного мнения, проведенные в ряде российских городов, позволяют выявить неизбежные «региональные» различия в реакции общественного мнения на проведение преобразований.

В ходе реализации реформы не было предпринято никаких целенаправленных действий, чтобы, используя информационно-пропагандистские средства, сформировать «положительный» образ реформы.

Как следствие — в условиях недоверия общества к любым реформистским начинаниям власти — новые планы Правительства были встречены негативно. В сознании россиян сложился негативный образ реформы: как мероприятий по повышению тарифов, никак не связанных с улучшением качества коммунального обслуживания.

В конце прошлого века проблемы ЖКХ на государственном уровне практически не решались должным образом, поэтому, в настоящий момент, реформирование отрасли жилищно-коммунального хозяйства должно проводиться при поддержке всех уровней властей: федеральных, региональных и местных.

Информация о работе Реформы ЖКХ