Решение проблемы занятости молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является теоретическое изучение проблемы трудоустройства молодежи и анализ ситуации молодежного рынка труда в России, а также изучение форм и методов регулирования занятости молодежи, как одного из слабозащищенного слоя населения, нуждающегося в государственной поддержке.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...............3
1. Молодежь на рынке труда………………………………………………………...5
1.1 Особенности положения молодежи на российском рынке труда…………….5
1.2 Безработица как социально-экономическое явление, ее сущность..................7
2. Решение проблемы занятости молодежи............................................................10
2.1 Социальная поддержка безработной молодежи...............................................10
2.2 Нормативно-правовые основы регулирования занятости...............................17
Заключение.................................................................................................................19
Список литературы..................................

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ РЫНОК.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

         Очень важное направление снижения  негативных последствий структурных  несоответствий спроса на рабочую  силу и профессиональных предпочтений  будущих студентов - развитие  систем профессионального отбора  и профессионально-ценностных ориентаций  для выпускников средних образовательных школ. Именно в этот период можно сориентировать молодого человека на получение такой профессии, которая бы отвечала его человеческим качествам и возможностям и возможностям, не входя при этом в противоречие с потребностями рынка труда. Одновременно необходимо повысить ответственность самих молодых людей при выборе той или иной профессии. Государство, затратившее средства на профессиональную подготовку, вправе рассчитывать на то, что молодой специалист будет трудиться в нужной для страны отрасли. Сегодня же так поступает лишь незначительная часть выпускников вузов, обучающихся за счет бюджета. Низкая заработная плата работников бюджетной сферы делает работу в ее организациях непривлекательной для выпускников профессиональных учебных заведений, поэтому они часто трудоустраиваются в коммерческие структуры. Иными словами, государство оплачивает профессиональную подготовку кадров для негосударственной сферы; работодатели же практически в ней не участвуют.

    Многие высшие учебные заведения не готовы учитывать реальные перспективы трудоустройства своих выпускников, необходимо заранее готовить студентов к возможным проблемам, с которыми они могут столкнуться на рынке труда (информировать их о реальном положении на территориальном рынке труда, спросе на рабочую силу по конкретным профессиям, об основных гарантиях, которые государство может предоставить им в области трудоустройства). 

         На последних курсах учебных  заведений силами своих структур  содействия трудоустройству (в  тесном контакте с территориальными органами службы занятости) должны определяться направления трудоустройства студентов.

    Весьма  полезен в этом отношении опыт многих регионов, где действуют системы  профессионального информирования, консультирования и психологической  поддержки. Их назначение - повысить конкурентоспособность и содействовать переориентации граждан на профессии, востребованные на рынке. В рамках такой системы могут быть реализованы как индивидуальные, так и групповые формы работы (информационно - обучающие курсы, групповые занятия в бизнес-клубах с ориентацией на предпринимательскую деятельность и самозанятость, социально-психологические программы, развитие навыков коммуникативной культуры, обучение технологии поиска работы). Могут использоваться хорошо зарекомендовавшие себя социально-психологические адаптационные программы, предназначенные для различных категорий граждан и учитывающие их особенности. В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право молодёжи на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости.

    Профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение  квалификации безработной молодёжи осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

    Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют молодые инвалиды, длительно не работающие граждане (по истечении шестимесячного периода безработицы), уволенные с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности), и др.

    Эффективность системы профессионального образования  молодёжи подтверждается высокой долей трудоустройства по окончании обучения граждан. 

                          3. Изменение порядка приёма молодёжи на работу.

    Работодатели  сегодня предъявляют завышенные требования к молодым специалистам. Многие компании не видят перспектив применения труда подростков и молодёжи и относятся к их способностям и возможностям с большим неуважением, не видят для них условий карьерного роста в рамках своего предприятия. Следовательно, основной мерой по социальной поддержке молодёжи может стать смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и др.

    Есть возможность совместить вторичную занятость несовершеннолетних с ориентацией на будущую профессию. При разумной организации данная форма занятости молодёжи может быть экономически выгодна компаниям и предприятиям и ориентирована на выполнение социальных функций. Социальный эффект от реализации программы вторичной занятости подростков может полностью оправдать экономические затраты на её реализацию, поскольку приобщение подростков к трудовой деятельности, безусловно, оказывает позитивное влияние.

        4. Квотирование мест для молодёжи.

    Для усиления социальной защищённости молодых людей в некоторых муниципальных образованиях уже приняты постановления о квотировании рабочих мест для молодёжи. Однако вследствие отсутствия закона о квотировании рабочих мест для молодёжи социально незащищенным категориям молодых людей не гарантируется получение рабочих мест.

        5. Развитие предпринимательской  деятельности.

    В системе занятости молодёжи характерной является частичная или скрытая безработица, когда работодатель дает возможность трудиться неполный рабочий день, неделю или официально не регистрирует работника. По мнению многих специалистов, для нормализации ситуации в области занятости населения требуется развитие предпринимательства, особенно в малых городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, способствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда.

    В стратегическом плане речь идет о  подготовке поколения людей, способных  наращивать финансово-экономические, научные, образовательные, социально-политические, культурные и духовные ресурсы страны. В силу специфики и стратегической важности для будущего страны предпринимательскую подготовку следует рассматривать как самостоятельную образовательную область и развивать по двум направлениям. Первое касается всех без исключения молодых людей и направлено на развитие их способностей, знаний, умений и навыков в проектно-практической деятельности, на формирование предпринимательского образа. Второе является линией подготовки специлистов, профессионально занимающихся предпринимательской деятельностью в области промышленного производства, сфере услуг, торговли, рекламы, массмедиа, банковского дела и т. д. и формирующих новые источники ресурсов с целью получения прибыли.

        6. Привлечение молодёжи к оплачиваемым общественным работам. Элементом поддержки безработной молодёжи является финансирование государством общественных работ и привлечение к ним молодёжи.

    Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.  

    Право на участие в общественных работах имеют молодые люди, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются молодые безработные, не получающие пособие, и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности человека.

    Общественная  работа позволяет снизить социальную напряженность, при этом часть молодых безработных обеспечивается рабочими местами с оплатой труда.

    Удельный  вес граждан до 30 лет, принимавших  участие в общественных работах, составляет в среднем по России около 30%. В основном это люди, впервые ищущие работу и не имеющие трудовых навыков, однако месячный заработок участника общественных работ очень мал. Объём вовлечения граждан в данную форму занятости зависит не только от финансирования, но и от желания безработной молодёжи в ней участвовать.

    7. Организация ярмарок вакансий.

    В целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве в ходе сотрудничества с работодателями служба занятости организует ярмарки вакансий. Данная форма работы дает возможность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в ходе непосредственного общения с работодателем выяснить варианты и условия трудоустройства. В последнее время широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки для определенных групп населения (молодёжи, инвалидов, специалистов в определенной сфере трудовой деятельности, высококвалифицированных работников и т. д.).

    8. Создание специальных молодёжных организаций для решения проблемы занятости. Сегодня социальные предприятия для молодых людей — реальное явление на молодёжном рынке труда. Несмотря на то, что действуют они в различных секторах и отраслях экономики, решаемые ими задачи дают основание выделить данные предприятия в отдельную категорию.

    При создании социальных предприятий приходится преодолевать целый ряд проблем, связанных с неопределенностью  их правового статуса. Вместе с тем  одной из задач создания данных организаций  является выполнение важнейших социальных функций (увести подростков с улиц, снизить напряжённость в молодёжной среде и др.). Создание рабочих мест для подростков и молодёжи даёт им возможность сочетать работу с учебой, определиться с выбором профессии, приобрести опыт трудовой деятельности. Организуя подготовку и обучение молодых работников, предприятие как бы включается в реализацию социальной молодёжной политики. Поэтому важно создавать и развивать такие механизмы, которые позволили бы молодёжи не только зарабатывать, но и учиться новой, интересной профессии, приобретать знания и опыт. Когда подросток приобретет необходимые навыки, сформируется и профессионально, и психологически, он может стать полноценным участником рынка труда.

    Применяются разнообразные формы организации  рабочих мест для учащихся, такие  как создание некоммерческих предприятий и организация социальных производств на базе учебных заведений.

    9. Правовое регулирование молодёжной политики.

    Необходимость формирования современной законодательной базы в области государственной молодёжной политики определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем молодёжи, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах её жизнедеятельности и перспективах её развития. Предпринимаемые меры по повышению образовательного уровня молодёжи, её трудоустройству, решению жилищных проблем, развитию разносторонних способностей молодых людей недостаточно эффективны в силу слабой координации этих мер, их частичного характера и недостаточной правовой обеспеченности.

    Вышеперечисленные мероприятия являются дополняющими друг друга, и для наиболее оптимального решения проблемы занятости молодёжи целесообразно их совместное комплексное и целенаправленное применение. Стратегия мотивации будет эффективной только тогда, когда в ней будут учтены исторически сложившиеся условия, национальный характер народов конкретных регионов и республик. Государственные и федеральные социальные программы должны стимулировать создание и преобразование рабочих мест в более перспективных и развитых отраслях экономики, привлекая для этого не только бюджетные средства, но и средства частных предприятий, инвесторов. 

    2.2 Нормативно-правовые основы регулирования занятости 

    С переходом к рынку в стране открылись многие проблемы, в том числе и незанятость молодёжи и других категорий населения, и все они требуют разработки прочной нормативно-правовой базы, которая гарантировала бы трудовые права работникам.

    В условиях перехода Российской Федерации  к цивилизованному рынку труда, объединение национальной экономики в мировую систему, важной задачей становится реформа трудового законодательства. Формально началом образования рынка труда в России следует считать 1991 год, когда был принят Закон «О занятости населения РСФСР».

    Формирование  рыночных отношений в сфере труда связано с изменениями приоритетов в политике. Начав преобразования в отношении собственности, государство, прежде всего, признало право собственности на рабочую силу. Это право впервые зафиксировано в Законе «О занятости населения Российской Федерации» от 20 апреля 1996 г., но уже с внесенными в него изменениями и дополнениями.

Информация о работе Решение проблемы занятости молодежи