Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:06, курсовая работа
Целью написания данной работы является теоретическое изучение проблемы трудоустройства молодежи и анализ ситуации молодежного рынка труда в России, а также изучение форм и методов регулирования занятости молодежи, как одного из слабозащищенного слоя населения, нуждающегося в государственной поддержке.
Введение……………………………………………………………………...............3
1. Молодежь на рынке труда………………………………………………………...5
1.1 Особенности положения молодежи на российском рынке труда…………….5
1.2 Безработица как социально-экономическое явление, ее сущность..................7
2. Решение проблемы занятости молодежи............................................................10
2.1 Социальная поддержка безработной молодежи...............................................10
2.2 Нормативно-правовые основы регулирования занятости...............................17
Заключение.................................................................................................................19
Список литературы..................................
Очень важное направление
Многие
высшие учебные заведения не готовы учитывать
реальные перспективы трудоустройства
своих выпускников, необходимо заранее
готовить студентов к возможным проблемам,
с которыми они могут столкнуться на рынке
труда (информировать их о реальном положении
на территориальном рынке труда, спросе
на рабочую силу по конкретным профессиям,
об основных гарантиях, которые государство
может предоставить им в области трудоустройства).
На последних курсах учебных
заведений силами своих
Весьма
полезен в этом отношении опыт
многих регионов, где действуют системы
профессионального
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработной молодёжи осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.
Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют молодые инвалиды, длительно не работающие граждане (по истечении шестимесячного периода безработицы), уволенные с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности), и др.
Эффективность
системы профессионального
3. Изменение порядка приёма молодёжи на работу.
Работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к молодым специалистам. Многие компании не видят перспектив применения труда подростков и молодёжи и относятся к их способностям и возможностям с большим неуважением, не видят для них условий карьерного роста в рамках своего предприятия. Следовательно, основной мерой по социальной поддержке молодёжи может стать смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и др.
Есть возможность совместить вторичную занятость несовершеннолетних с ориентацией на будущую профессию. При разумной организации данная форма занятости молодёжи может быть экономически выгодна компаниям и предприятиям и ориентирована на выполнение социальных функций. Социальный эффект от реализации программы вторичной занятости подростков может полностью оправдать экономические затраты на её реализацию, поскольку приобщение подростков к трудовой деятельности, безусловно, оказывает позитивное влияние.
4. Квотирование мест для
Для усиления социальной защищённости молодых людей в некоторых муниципальных образованиях уже приняты постановления о квотировании рабочих мест для молодёжи. Однако вследствие отсутствия закона о квотировании рабочих мест для молодёжи социально незащищенным категориям молодых людей не гарантируется получение рабочих мест.
5. Развитие предпринимательской деятельности.
В системе занятости молодёжи характерной является частичная или скрытая безработица, когда работодатель дает возможность трудиться неполный рабочий день, неделю или официально не регистрирует работника. По мнению многих специалистов, для нормализации ситуации в области занятости населения требуется развитие предпринимательства, особенно в малых городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, способствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда.
В стратегическом плане речь идет о подготовке поколения людей, способных наращивать финансово-экономические, научные, образовательные, социально-политические, культурные и духовные ресурсы страны. В силу специфики и стратегической важности для будущего страны предпринимательскую подготовку следует рассматривать как самостоятельную образовательную область и развивать по двум направлениям. Первое касается всех без исключения молодых людей и направлено на развитие их способностей, знаний, умений и навыков в проектно-практической деятельности, на формирование предпринимательского образа. Второе является линией подготовки специлистов, профессионально занимающихся предпринимательской деятельностью в области промышленного производства, сфере услуг, торговли, рекламы, массмедиа, банковского дела и т. д. и формирующих новые источники ресурсов с целью получения прибыли.
6. Привлечение молодёжи к оплачиваемым общественным работам. Элементом поддержки безработной молодёжи является финансирование государством общественных работ и привлечение к ним молодёжи.
Под
общественными работами понимается трудовая
деятельность, имеющая социально полезную
направленность и организуемая в качестве
дополнительной социальной поддержки
граждан, ищущих работу.
Право на участие в общественных работах имеют молодые люди, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются молодые безработные, не получающие пособие, и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности человека.
Общественная работа позволяет снизить социальную напряженность, при этом часть молодых безработных обеспечивается рабочими местами с оплатой труда.
Удельный вес граждан до 30 лет, принимавших участие в общественных работах, составляет в среднем по России около 30%. В основном это люди, впервые ищущие работу и не имеющие трудовых навыков, однако месячный заработок участника общественных работ очень мал. Объём вовлечения граждан в данную форму занятости зависит не только от финансирования, но и от желания безработной молодёжи в ней участвовать.
7. Организация ярмарок вакансий.
В целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве в ходе сотрудничества с работодателями служба занятости организует ярмарки вакансий. Данная форма работы дает возможность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в ходе непосредственного общения с работодателем выяснить варианты и условия трудоустройства. В последнее время широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки для определенных групп населения (молодёжи, инвалидов, специалистов в определенной сфере трудовой деятельности, высококвалифицированных работников и т. д.).
8.
Создание специальных
При создании социальных предприятий приходится преодолевать целый ряд проблем, связанных с неопределенностью их правового статуса. Вместе с тем одной из задач создания данных организаций является выполнение важнейших социальных функций (увести подростков с улиц, снизить напряжённость в молодёжной среде и др.). Создание рабочих мест для подростков и молодёжи даёт им возможность сочетать работу с учебой, определиться с выбором профессии, приобрести опыт трудовой деятельности. Организуя подготовку и обучение молодых работников, предприятие как бы включается в реализацию социальной молодёжной политики. Поэтому важно создавать и развивать такие механизмы, которые позволили бы молодёжи не только зарабатывать, но и учиться новой, интересной профессии, приобретать знания и опыт. Когда подросток приобретет необходимые навыки, сформируется и профессионально, и психологически, он может стать полноценным участником рынка труда.
Применяются
разнообразные формы
9.
Правовое регулирование
Необходимость формирования современной законодательной базы в области государственной молодёжной политики определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем молодёжи, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах её жизнедеятельности и перспективах её развития. Предпринимаемые меры по повышению образовательного уровня молодёжи, её трудоустройству, решению жилищных проблем, развитию разносторонних способностей молодых людей недостаточно эффективны в силу слабой координации этих мер, их частичного характера и недостаточной правовой обеспеченности.
Вышеперечисленные
мероприятия являются дополняющими друг
друга, и для наиболее оптимального решения
проблемы занятости молодёжи целесообразно
их совместное комплексное и целенаправленное
применение. Стратегия мотивации будет
эффективной только тогда, когда в ней
будут учтены исторически сложившиеся
условия, национальный характер народов
конкретных регионов и республик. Государственные
и федеральные социальные программы должны
стимулировать создание и преобразование
рабочих мест в более перспективных и
развитых отраслях экономики, привлекая
для этого не только бюджетные средства,
но и средства частных предприятий, инвесторов.
2.2
Нормативно-правовые основы регулирования
занятости
С переходом к рынку в стране открылись многие проблемы, в том числе и незанятость молодёжи и других категорий населения, и все они требуют разработки прочной нормативно-правовой базы, которая гарантировала бы трудовые права работникам.
В условиях перехода Российской Федерации к цивилизованному рынку труда, объединение национальной экономики в мировую систему, важной задачей становится реформа трудового законодательства. Формально началом образования рынка труда в России следует считать 1991 год, когда был принят Закон «О занятости населения РСФСР».
Формирование рыночных отношений в сфере труда связано с изменениями приоритетов в политике. Начав преобразования в отношении собственности, государство, прежде всего, признало право собственности на рабочую силу. Это право впервые зафиксировано в Законе «О занятости населения Российской Федерации» от 20 апреля 1996 г., но уже с внесенными в него изменениями и дополнениями.