Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:31, курсовая работа
Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу финансовых результатов деятельности торговой организации (прибыли и рентабельности). С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития торгового предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль над их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности торговли, оцениваются результаты деятельности организации, его подразделений и работников.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Розничный товарооборот и прибыль: экономическая сущность и
методика анализа………… ………………………………………………………..5
2. Экономический анализ розничного товарооборота и прибыли в Буда-Кошелевском райпо
2.1 Организационно-экономическая характеристика Буда-Кошелевского райпо……………………………………………………………………………… ..24
2.2 Анализ розничного товарооборота и факторов, влияющих на
его развитие ………………………………………..…………………………… …28
2.3.Анализ прибыли и рентабельности………………………………………… .32
3. Пути и резервы увеличения розничного товарооборота, и повешение
рентабельности торговой деятельности Буда - Кошелевского райпо……….…39
Заключение………………………………………………………………………... 44
Список использованных источников………………………………………….46 Приложение
Рассмотрим несколько трактовок понятия «прибыли».
Прибыль – денежное выражение стоимости прибавочного продукта. Созданного производительным трудом работников торговли, а также части прибавочного продукта. Созданного в отраслях материального производства, передаваемого в торговлю через систему скидок и надбавок в качестве платы за реализацию товаров (продукции, услуг) и закрепляемого за торговой организацией [10, c. 209].
Прибыль — превышение в денежном выражении доходов (выручки от товаров и услуг) над затратами на производство и сбыт этих товаров и услуг [11,с.143].
Прибыль в торговле принято рассматривать в двух аспектах: как экономическую категорию и как экономический показатель [13,с.551-552].
Как экономическая категория прибыль организации отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства. На уровне организации чистый доход принимает форму прибыли.
Прибыль как экономическая
категория выполняет
Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов организации. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении организации после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития организации, материального поощрения работников.
Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней [7].
Как экономический показатель прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами торговой организации [13,с.553].
Прибыль выполняет три основные функции:
1) оценочную – по размеру прибыли оценивается эффективность деятельности субъектов хозяйствования;
2) распределительную – через прибыль и рентабельность решается задача наиболее эффективного распределения ресурсов среди альтернативных видов деятельности;
3) стимулирующую – получение
и рост прибыли являются
Необходимым элементом анализа финансового состояния является изучение результатов финансово – хозяйственной деятельности организации, которые характеризуются величиной прибыли или убытка.
Экономическая сущность прибыли заключается в следующем:
- характеризует финансовый
результат деятельности
- является основой
По источникам формирования выделяют прибыль от продажи продукции, работ, услуг и прибыль от прочей реализации. Прибыль от продажи продукции, работ, услуг является основным видом прибыли в организации, непосредственно связанным с отраслевой спецификой деятельности организации. Прибыль от прочей реализации представляет доход от продажи неиспользуемых основных фондов, нематериальных активов, а также доход от участия в совместных предприятиях, доходы от акций, облигаций и других ценных бумаг, штрафы, пени и неустойки полученные и т.п.
По видам деятельности выделяют прибыль по текущей деятельности; по инвестиционной деятельности; по финансовой деятельности. По текущей деятельности прибыль является результатом производственно–сбытовой или основной для данного организации деятельности. Результат инвестиционной деятельности частично отражается в виде доходов от участия в совместной деятельности, от владения ценными бумагами и депозитными вкладами, частично – в прибыли от реализации имущества. Кроме этого, результаты инвестиций отражаются на операционной прибыли, когда инвестиции превращаются в реальные активы по расширению, обновлению и модернизации производства. Под прибылью от финансовой деятельности понимается косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на условиях более выгодных, чем среднерыночные условия. Кроме того, в процессе финансовой деятельности может быть получена и прямая прибыль на вложенный собственный капитал путем использования эффекта финансового левериджа.
По характеру инфляционной
очистки прибыли различают
По рассматриваемому периоду формирования выделяют прибыль отчетного года, прибыль предыдущего года и планируемая прибыль.
Приведенный перечень классификационных признаков не отражает всего многообразия видов прибыли, используемых в научной терминологии и практике работы организации [20].
Факторы, влияющие на величину прибыли, можно разделить как бы на две группы. В первую группу относят так называемые основные факторы, которые непосредственно влияют на объем прибыли торговой организации.
Ко второй группе относят так называемые взаимозависимые факторы [14, 202]:
Объём продажи товаров.
Розничные цены на реализуемые товары.
Издержки обращения.
Фондовооружённость работников.
Налогоёмкость организации.
Численность работников организации.
Оборачиваемость и состав капитала.
Затраты, относимые на прибыль.
Методика анализа розничного
товарооборота. Цель анализа розничного
товарооборота – найти
Основные задачи анализа:
- проверить выполнение
планов (прогнозов) товарооборота
и удовлетворения
- изучить обоснованность, напряженность и оптимальность планов;
- количественно измерить
и обобщить влияния факторов
на выполнение плана и
- выявить пути, возможности
и резервы роста товарооборота,
- разработать оптимальные стратегические и тактические управленческие решения по развитию розничного товарооборота и осуществлению торговой деятельности организации.
Изучение развития розничного
товарооборота ведется с
Анализ розничного товарооборота
производят как по общему объему, так
и по отдельным факторам, называя
такой анализ факторным. На выполнение
плана и динамику розничного товарооборота
оказывают влияние большое
-факторы, связанные с товарными ресурсами;
-факторы, связанные с
численностью работников и
-факторы, связанные с эффективностью использования материально-технической базы торговой организации и режимом его работы [3, c. 229].
Анализ розничного товарооборота осуществляется в такой последовательности:
- оценивается выполнение
плановых показателей за
- выявляется состояние
торговли и степень
- изучается динамика розничного товарооборота;
- устанавливается влияние
факторов на развитие
- разрабатываются конкретные
мероприятия по дальнейшему
Анализ предполагает комплексное изучение всех взаимосвязанных показателей розничного товарооборота: продажи, запасов, поступления и прочего выбытия товаров.
Анализ начинается с основного показателя розничного товарооборота – общего объема продажи товаров. Затем анализ углубляется путем изучения состояния торговли отдельными группами товаров, степени удовлетворения спроса населения на конкретные товары.
Анализ розничного товарооборота связан с использованием разнообразной экономической информации, в том числе: экономических нормативов; плановых показателей; социально-экономических показателей района деятельности торговых организаций; данных бухгалтерской, статистической, оперативной отчетности; материалов выборочных обследований состояния торговли; данных конъектуры рынка и т.д.
На предварительном этапе анализа осуществляется оценка реальности, достоверности отчетных данных; разрабатываются макеты аналитических таблиц.
Важным условием при анализе товарооборота является обеспечение сопоставимости его объема с точки зрения изменений в материально-технической базе торговой организации. С этой целью используется формула:
РТОсоп=РТОож+Кув-Кум
где РТОсоп – сопоставимый объем розничного товарооборота за отчетный год, млн.р.;
РТОож – ожидаемый объем розничного товарооборота за отчетный год, млн.р.;
Кув – корректив на увеличение объема розничного товарооборота (ввод новых магазинов), млн.р.;
Кум – корректив на уменьшение объема розничного товарооборота (закрытие магазинов), млн.р. [18, с 197-199].
При оценке выполнения прогнозируемого объема розничного товарооборота необходимо принимать во внимание изменение цен, которое могло произойти за анализируемый период. Следовательно, если в течение анализируемого периода изменились розничные цены на товары, то товарооборот анализируется не только в действующих, но и в сопоставимых ценах.
Процент выполнения розничного товарооборота:
Пв=ФТО/ПТО*100
где Пв – процент выполнения плана,%;
ФТО – фактический товарооборот отчетного периода, млн.р.;
ПТО –плановый товарооборот отчетного периода, млн.р.
Динамика роста товарооборота в текущих ценах (ДТО) рассчитывается по формуле
ДТО = Фактический товарооборот отчетного года в текущих ценах*
*100/Фактический товарооборот прошлого года (1.9)
Динамику роста товарооборота в сопоставимых ценах рассчитывают по формуле:
ДТО сопост. цены = Факт. товарооборот отчетного года в
сопоставимых ценах*100 / Фактический товарооборот прошлого года (1.10)
Если в анализируемом периоде изменились цены, то фактические данные по продаже товаров необходимо выразить в ценах, в которых прогнозировался товарооборот. Для этого рассчитывают индекс цен. В условиях заметного влияния инфляционных процессов на экономическую жизнь страны, обусловивших высокие темпы роста цен и обесценивания денег, использование индекса цен приобретает особое значение. Индекс цен показывает изменение совокупной стоимости определенного количества товаров за анализируемый период. Индекс цен рассчитывается по формуле
I цен = Ц отч / Ц баз
где Цотч — цена в отчетном периоде, млн.р.,
Цбаз— цена в базовом периоде (в прошлом году), принимаемая за 100%.
Фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах рассчитывают по формуле [5]:
ТОфакт в сопост.ценах = (фактический
товарооборот в текущих ценах / /индекс
цен) * 100%