Роль бюджета в финансовой системе Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ и рассмотрение роли бюджета в финансовой системе Республики Беларусь, изучение бюджетной политики нашей страны, а также поиск путей совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть понятие государственного бюджета, бюджетное устройство в Республике Беларусь;
2) проанализировать формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь;
3) проанализировать формирование расходной части государственного бюджета;
4) раскрыть понятие и виды бюджетных дефицитов, бюджетного излишка, сбалансированности бюджета;
5) рассмотреть способы финансирования дефицита государственного бюджета;
6) раскрыть проблемы государственного долга.

Содержание

Введение
1 Государственный бюджет, понятие и проблемы формирования
1.1 Понятие государственного бюджета. Бюджетное устройство в Республике Беларусь
1.2 Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь
1.3 Формирование расходной части государственного бюджета
2 Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Государственный долг
2.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет
2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета
2.3 Проблемы государственного долга
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая макроэкономика.docx

— 65.34 Кб (Скачать файл)

Все расходные  статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников. Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников.

В составе  республиканского и местных бюджетов также создаются резервные и  целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических  и других программ, ликвидацию последствий  возможных стихийных бедствий и  проведение других мероприятий, которые  не могли быть предусмотрены при  утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной  финансовый (бюджетный) год. В таблице 1 представлен отчет об исполнении республиканского бюджета за январь-сентябрь 2012 года [10].

Расходы государственного бюджета тесно  взаимосвязаны с его доходами. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками  поступающих бюджетных доходов, причем последние в свою очередь  определяются экономическими возможностями  государства. С другой стороны, расходы  при надлежащем использовании бюджетных  средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту  производства, развитию науки, совершенствованию  кадрового потенциала и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Отчет об исполнении республиканского бюджета за январь-сентябрь 2012 года

                                                                                                  (тыс. рублей)

Наименование показателей

Уточненный план на 2012 год

Исполнено

за январь-сентябрь

Налоговые доходы

83 599 320 068,3

56 801 731 692,7

Налоги на доходы и прибыль

4 768 203 681,0 4

356 904 558,8

Налоги на товары (работы, услуги)

50 111 710 100,0

31 745 232 643,7

Налоговые доходы от

внешнеэкономической деятельности

25 377 834 733,0

17 895 723 816,3

Другие налоги, сборы (пошлины) и другие

налоговые доходы

3 341 571 554,3

2 803 870 673,9

Неналоговые доходы

12 063 360 172,7

10 045 729 146,0

Доходы от использования имущества,

находящегося в государственной

собственности

6 622 729 410,0

5 589 740 930,4

Доходы от осуществления приносящей

доходы деятельности

2 412 433 778,7

975 201 322,1

Штрафы, удержания

67 515 480,0

265 601 598,8

Прочие неналоговые доходы

2 960 681 504,0

3 215 185 294,7

Безвозмездные поступления

678 235,0

387 593,1

Безвозмездные поступления от других

бюджетов бюджетной системы РБ

678 235,0

387 593,1

ДОХОДЫ ВСЕГО

95 663 358 476,0

66 847 848 431,8

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

45 937 989 704,3

31 174 250 805,4

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

4 751 903 192,2

3 186 438 790,3

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ,

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

7 395 197 039,4

5 273 953 665,0

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

18 217 329 655,6

12 959 485 252,8

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

531 631 801,5

350 672 962,4

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

68 189 488,8

45 880 598,1

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

3 571 184 816,0

2 374 540 572,2

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА

И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1 710 772 652,7

1 134 600 809,5

ОБРАЗОВАНИЕ

4 714 051 323,8

3 300 526 074,5

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

8 857 008 801,7

6 890 399 745,5

РАСХОДЫ ВСЕГО

95 755 258 476,0

66 690 749 275,7

Превышение доходов над расходами(+)

 

157 099 156,1

Дефицит (-)

-91 900 000,0

 

ОБЩЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

91 900 000,0

-157 099 156,1

ВНУТРЕННЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

542 170 670,0

-1 242 306 555,5

ВНЕШНЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

-450 270 670,0

1 085 207 399,4


2 ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНЫЙ ИЗЛИШЕК. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

 

2.1 Понятие и виды бюджетных дефицитов. Бюджетный излишек. Сбалансированный бюджет

 

Бюджетный дефицит –это сумма, на которую за данный год расходы правительства превосходят его доходы. В зависимости от его образования различают структурный и циклические бюджетные дефициты. Если правительство сознательно закладывает в госбюджет превышение расходов над доходами ,то образуется структурный бюджетный дефицит. Он возникает в результате сознательного его планирования в связи с выполнением определённых социально-экономических программ. Покрытие структурного бюджетного дефицита происходит главным образом за счёт внутреннего финансирования: кредитов  Национального банка, выпуска национальных ценных бумаг и так далее.

Если  в ходе выполнения госбюджета образуется положительное сальдо между реально  наблюдаемым и структурным бюджетным  дефицитом, возникает циклический  бюджетный дефицит. Причиной его  образования являются изменения  в промышленном цикле. Это дефицит  республиканского бюджета, образованный в результате падения деловой  активности и сокращения налоговых  поступлений. В результате происходит с одной стороны недопроизводство и недопоступление в госбюджет; с другой –рост выплат пособий по безработице и другим социальным программам. По первым причине не обеспечиваются статьи доходов , по второй-увеличиваются статьи расходов госбюджета.[9, с.472]

Если  запланированные доходы бюджета  превышают расходы бюджета, то это  называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Наиболее удачный вариант государственного бюджета - это бездефицитный бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает такое явление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга.

В случае ,если реально складывающийся в этом году дефицит бюджета меньше расчётного структурного дефицита, то это уже бюджетный излишек.

Если  государственные расходы возрастают на ту же величину , что и прирост налоговых поступлений , тогда мы имеем дело со сбалансированным бюджетом.

Сбалансированность  бюджетов всех административно-территориальных  единиц является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.

Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы обязаны  принимать меры по обеспечению сбалансированности соответствующих бюджетов и в  процессе их исполнения производить  расходы в пределах поступающих  доходов.

Предельные  размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом  о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

Предельные  размеры дефицита бюджетов районов  и городов областного подчинения определяются решениями вышестоящих  местных Советов депутатов в  пределах уровня дефицита, установленного для бюджетов областей и города Минска, для бюджетов городов районного  подчинения, поселков городского типа, сельсоветов - вышестоящими местными Советами депутатов.

Предельный  размер дефицита республиканского бюджета  устанавливается в абсолютной величине и (или) в процентах к валовому внутреннему продукту, местных бюджетов - в абсолютной величине или в  процентах к объему расходов бюджета.

Источники финансирования дефицита республиканского бюджета утверждаются законом о  бюджете Республики Беларусь на очередной  финансовый (бюджетный) год, местных  бюджетов - решениями соответствующих  Советов депутатов.

Для сбалансированности доходов и расходов местных бюджетов могут выделяться дотации из вышестоящих  бюджетов.

При наличии  дефицита бюджета первоочередному  финансированию подлежат защищенные статьи бюджета.

Если  в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера  дефицита бюджета или снижение поступлений  по доходам бюджета более чем  на 10 процентов от запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета  или блокирование по отдельным статьям  его расходов. В таких случаях  секвестр или блокирование применяются  для республиканского бюджета в  порядке, установленном законом  о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, для местных бюджетов - решениями  местных Советов депутатов [10].

2.2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета

 

Существует  три основных способа финансирования дефицита госбюджета:

1. Монетизация бюджетного дефицита.

2. Внешнее долговое финансирование.

3. Внутреннее долговое финансирование [7, с. 55].

В переходных экономиках монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех  случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает  льготное финансирование из иностранных  источников, а возможности внутреннего  долгового финансирования также  практически исчерпаны, что часто  является главной причиной высоких  внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные  валютные резервы ЦБ истощены, в  силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика  выдержит высокую инфляцию. В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего  банковского финансирования) нередко  возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции достигается  так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Монетизация дефицита государственного бюджета  может не сопровождаться непосредственно  эмиссией наличности, а осуществляться в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка  государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных  платежей.

Альтернативные  возможности внешнего льготного  финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными  сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.

Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами  преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.

Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным  вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:

- удается организовать концессионное финансирование;

- на внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;

- торговый баланс относительно благополучен при наличии благоприятных перспектив расширения рынка;

- первоначальные размеры внешнего долга незначительны;

- первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции [5, с. 46].

Внутреннее  долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как  антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

Если  облигации государственного займа  размещаются среди населения  и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при  их размещении в Центробанке. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и  т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного  налогообложения. Более того, при  высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.

Рост  бремени внутреннего долга увеличивает  и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности  снижения напряженности в бюджетно-налоговой  сфере и стабилизации уровня инфляции. В целом, в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех  случаях, когда:

- сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;

- внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;

- сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной [8, с. 37].

 

2.3 Проблемы государственного долга

 

Государственный долг - это сумма выпущенных и  непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации  государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска правительственных займов. В развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Владельцами облигаций могут быть фонды социального страхования, центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, население. К безоблигационным займам относят займы правительства у национального банка и внешние межправительственные займы [7, с. 55].

Информация о работе Роль бюджета в финансовой системе Республики Беларусь