Роль высоких технологий и развитие национальных экономических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:19, реферат

Краткое описание

Уровень экономического развития напрямую зависит от проводимой в стране экономической политики, от законов, определяющих развитие экономики. Политические лидеры развитых стран - такие, как Т. Рузвельт, М. Тэтчер, Р. Рейган, А. Пиночет именно потому вошли в историю, что решали и смогли решить крупные экономические проблемы.1
В современной России к этим проблемам относятся спад производства, продолжительный кризис, большой масштаб теневой экономики, низкий жизненный уровень населения, низкий профессиональный уровень чиновников и целый ряд других, связанных с переходом к рыночным отношениям.

Вложенные файлы: 1 файл

Роль высоких технологий и развитие национальных экономических систем.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Увеличение доли сферы  услуг в производстве ВВП объясняется  не только увеличением занятости  в сфере услуг, но и опережающим  ростом цен на услуги, особенно индивидуальные и высококвалифицированные, с высокой  добавленной стоимостью. По данным Всемирного банка, в ХХ в. цены на материальные стандартные товары росли на 0,2% в год, на сырье они снизились втрое. За последние 40 лет цены на потребительские товары выросли в 3, а на услуги - в 7 раз. В 90-е гг. цены на услуги росли втрое быстрее, чем на товары. В США зарплата в сфере услуг росла на 4%, а в материальном производстве - лишь на 2,6% в год.21

В конце ХХ в. началась интеграция производства товаров и услуг. В этих условиях теряет смысл разграничение материального и нематериального производства, а также выделение сферы услуг в качестве особой отрасли, противостоящей промышленности и т. д.

§ 2.2. Высокотехнологичная сфера услуг в мировой экономике

В мировой экономике  наблюдался опережающий рост производственных, коммуникационных, образовательных, здравоохранительных, социальных, туристских, досуговых, рекламных, но особенно - информационных и консультационных услуг. При этом использование современных информационных технологий преобразило не только способ, но и организационно-правовую форму предоставления услуг.

Реструктуризация сферы  услуг - преобразование ее структуры, означающее увеличение доли высококачественной продукции  с высокой добавленной стоимостью, производимой на базе современных ресурсосберегающих и экологичных технологий и имеющей устойчивый спрос на внутреннем и мировом рынке.

Реструктуризация экономики  предполагает увеличение доли сферы  услуг. В развитых странах здесь  создается до 70% ВВП. В 2001-2004 гг. при  сокращении числа рабочих мест в  промышленности США и стран ЕС доля сферы услуг еще более возросла. В России в сфере услуг к 2005 г. создается 53,6% ВВП. В 2003 г. промышленность и производство товаров в целом выросли, по данным Госкомстата РФ, на 7%, сельское хозяйство - на 2,7%, а сектор услуг - на 7,4%, в т. ч. торговля, общественное питание, транспорт и связь на 10,3%. 22

Сфера услуг представляет собой не специализированную отрасль, а особую сферу экономики, в которую  по классификации ВТО входит около 150 отраслей. Услуги во все большей  степени производятся в технологических цепочках по изготовлению, реализации и содействию потребителям в использовании промышленной, сельскохозяйственной и строительной продукции, а также в сфере обслуживания основного производства.

В России в сфере услуг  чрезмерно велика доля посреднических операций, которые неоправданно увеличивают цены для конечных потребителей. Монополия государства и муниципалитетов на предоставление услуг ЖКХ и в других значимых для граждан и бизнеса сферах приводит к снижению качества и увеличению платы за услуги. Главным направлением реструктуризации сферы услуг является увеличение доли высокотехнологичных инженерно-технических, информационных, консультационно-управленческих, ремонтно-эксплуатационных услуг.

К сфере высокотехнологичных  услуг относятся фирмы с высокой долей затрат на НИОКР и высококвалифицированного труда, в их составе имеются научно-технические подразделения.

Предприятия специализируются на своей базовой компетенции, т. е. технологических процессах, где  они превосходят конкурентов и располагают патентами, лицензиями, защищенными ноу-хау и т.д. При этом они передают вспомогательные и обслуживающие функции, а также производство комплектующих узлов и деталей, ремонтных и других услуг, инструментов и т.д. специализированным поставщикам и субподрядчикам - независимым или дочерним фирмам, устанавливая с ними долгосрочные контрактные отношения на конкурентной основе. Так, нефтегазовые компании развитых зарубежных стран повышают свою конкурентоспособность, специализируясь на добыче и транспортировке нефти и газа, освобождаясь от работ по разведке запасов, бурению скважин, ремонту и обслуживанию оборудования.

К сфере высокотехнологичных  услуг относятся фирмы с высокой долей затрат на собственные и покупные НИОКР. Хотя эта планка (5%)23 в известной мере субъективна, она позволяет выделить виды услуг, требующие наиболее квалифицированного труда, постоянного обновления ассортимента используемых технологий и, соответственно, знаний и навыков персонала.

§ 2.3. Высокотехнологичные  производственные услуги

 

Высокотехнологичные производственные услуги связаны с ремонтом, наладкой, прокатом, модернизацией, обслуживанием  и утилизацией высокотехнологичного оборудования.

В нефтегазовом комплексе в 90-х  гг. произошло резкое сокращение производства отечественного оборудования и увеличение его импорта. В Татарстане в 1995-2001 гг. производство специальной аппаратуры сократилось с 3,1 до 1,7 тыс. шт., паровых и приводных центробежных насосов - с 11,3 до 6,7 тыс. шт. (1990-2001 гг.) и т. д. Это означает, что предприятиям этой сферы приходится обслуживать иностранную аппаратуру, которая отличается особой сложностью. 24

Фактически клиент является прямым участником процесса производства услуги. Как правило, он должен уточнить производителю  свою проблему, поставить задачу, снабдить его необходимой информацией.

С этой точки зрения производство и потребление услуг тесно  взаимосвязаны. Многие авторы считают, что это самый главный фактор, который делает услуги действительно  услугами, отличает их от товара.

Часто поставщик производственных услуг во время выполнения задания должен делать выбор и принимать решения в зависимости от конкретной ситуации. Даже если он вводит стандартизированную систему, пользуясь инструментами производителя оборудования, в т.ч. зарубежного, многое решается им на месте. Кроме того, его личные взаимоотношения с клиентом сильно влияют на эффективность производства услуг и конечный результат. В маркетинг услуг включается, и личная способность их производителя сотрудничать с клиентом во время работы.

Это особенно важно при обслуживании нефтепромыслов, которые часто находятся  в удаленных и труднодоступных  районах.

Неизбежным последствием одновременности  производства и потребления услуги является изменчивость ее исполнения. Качество производственной услуги зависит от условий ее использования, а также от того, где и когда она предоставляется.

Для уменьшения изменчивости услуг  фирмы разрабатывают и стараются  соблюдать стандарты обслуживания - комплекс обязательных для исполнения правил обслуживания клиентов, которые призваны гарантировать установленный уровень качества всех проводимых операций.

Особое значение имеют:25

    • дифференцированные цены, скидки, дополнительные услуги и другие стимулы смещения части спроса и пикового периода на период затишья;
    • введение системы предварительных заказов на услуги для управления уровнем спроса;
    • увеличение скорости обслуживания, в том числе за счет компьютеризации, что позволяет работать с большим числом клиентов;
    • оказание в периоды пикового спроса альтернативных дополнительных услуг помогает облегчить клиентам время ожидания основной услуги;

Природа услуг затрудняет также и их реализацию. В отличие  от продвижения товаров, которое  делает упор на его осязаемые параметры, продвижение услуг концентрируется  на создание имиджа компании как таковой.

Конкурентная среда в сфере  услуг требует особого внимания к координации управления процессом  производства, управления качеством и реализацией услуг. В ряде специальных работ рассматривается система комплексного стимулирования продаж (promotion mix), включая организацию контроля и оценки результатов стимулирования сбытовых агентов, торговых посредников и самих покупателей.

Услуги, как и материальные продукты, часто реализуются в  рассрочку или в кредит. Однако в отличие от товаров долговременного  пользования услуги сразу же потребляются и их нельзя вернуть в случае неуплаты долга. Это вызывает необходимость  особого учета и страхования рисков.

В современных публикациях  обосновываются методы повышения социально-экономической  эффективности и конкурентоспособности  услуг. К ним относится полное, достоверное и оперативное информирование клиентов о способе использования  и эффекте потребления данной услуги.

Зарубежные исследователи  относят к числу перспективных  тенденций на рынке производственных услуг глобальную конкуренцию на базе современных телекоммуникаций, повышение роли гарантий на услуги, расширение обратных связей между поставщиками и продавцами, повышение роли обученных кадров потребителей в процессе производства услуги, развитие коллективной организации, расширение льгот и системы скидок, увеличение роли высокотехнологичных услуг с использованием современных информационных технологий.26

 

Глава 3. Развитие науки - важнейший фактор интенсификации и развитие национальных экономических систем

§ 3.1. Опережающий рост высокотехнологичного наукоемкого сектора экономики

 

Современная наука и  научно-технический прогресс обеспечивают в промышленно развитых странах не менее 65-80% экономического роста.27 Но, согласно закону В. Решера, только для того, чтобы темп появления новых интеллектуальных продуктов не замедлялся, нужно наращивать объем вовлекаемых в сферу науки и техники ресурсов в экспоненциальной прогрессии. Практика показывает, что опережающий рост высокотехнологичного наукоемкого сектора экономики, как в развитых, так и в развивающихся странах в первую очередь связан с приоритетным развитием науки.

Вместе с тем при  всей очевидности зависимости развития экономики от использования результатов научных исследований инвесторов всего мира всегда интересовал вопрос о рентабельности последних, особенно фундаментальных. Существуют два основных метода определения эффективности фундаментальных исследований: эконометрический и метод Мэнсфилда. Эконометрика делает попытку объяснить экономический рост "факторами производства", прежде всего трудом и капиталом, а также вкладом в него исследований и разработок. Оценки, полученные в рамках этого метода, выявляют высокую рентабельность расходов на научные исследования, норма которой, рассчитанная разными исследователями независимо друг от друга, колеблется в пределах 20-50%.

Однако эконометрический подход не учитывает разнородность  факторов производства и всех возможностей замены одного фактора другим. Правда, это приводит чаще к занижению, чем к завышению уровня рентабельности. Соответственно эконометрические свидетельства о высоком уровне рентабельности НИОКР можно считать достаточно убедительными.

Американский же ученый Мэнсфилд применил иной подход, сосредоточив внимание на проблеме финансовой поддержки  фундаментальных исследований. Используя  данные о деятельности 75 крупных  американских компаний в области  информации, производства электрооборудования, химической продукции, инструментов, фармацевтической продукции, метизов, нефтяной промышленности и о доле новой продукции и услуг, которые не могли бы быть разработаны, если бы не фундаментальные исследования, проведенные в течение 15 лет после первого появления в их рамках новых идей, он определил годовую норму рентабельности фундаментальных исследований в 28% годовых. И хотя при этом не полностью учитываются расходы, связанные с продвижением новой продукции на рынок, в результате также получаются скорее заниженные, чем завышенные оценки эффективности таких исследований.

Не следует забывать и о высоком косвенном и  социальном эффектах фундаментальных  исследований в масштабах страны. Косвенная выгода от государственного финансирования фундаментальных исследований, по оценкам специалистов, даже превосходит прямую, в связи с трансфером неформализованного знания в учебную и производственную среды, появлением передового научного инструментария, диффузией знаний в другие сферы деятельности. Эмпирические исследования показывают, что социальный доход от инвестиций в инновации, получаемый обществом, вдвое превышает частный доход. До 10% промышленных инноваций к тому же вообще не было бы осуществимо при отсутствии фундаментальных исследований в соответствующих областях научно-технической деятельности.

В то же время вклад  науки в создание ВВП упрощенно  оценивается по величине наукоемкости последнего - по международным стандартам статистики НИОКР, что обеспечивает страновую сопоставимость расчетов. В государствах - членах ЕС данный показатель рассчитывается как отношение внутренних затрат на исследования и разработки к валовому внутреннему продукту.

При этом в статистике, используемой для целей статистического  наблюдения, научные исследования и  разработки отделяются от сопутствующих им видов научно-технической, производственной и иной деятельности. В состав научных исследований и разработок не включаются образование и подготовка кадров, такие виды научно-технической деятельности, как научно-технические услуги, сбор и обработка данных общего назначения, испытания и стандартизация, предпроектные работы, специализированные медицинские услуги, адаптация, поддержка и сопровождение существующего программного обеспечения, производственная деятельность, предусматривающая внедрение инноваций, управление, разные виды вспомогательной деятельности и т. д. Критерием, позволяющим отделить научные исследования и разработки от иных видов деятельности, является наличие в них элемента новизны. В соответствии с данным критерием конкретный проект может быть отнесен к научным исследованиям и разработкам в зависимости от его новизны, использования научных методов, получения новых выводов и результатов.

В России в настоящее время ВВП на 9/10 формируется в сфере производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, производственных услуг, в том числе на 38,1% за счет исследований в рамках академии наук.28 При этом исследованиями в области естественных, технических и сельскохозяйственных наук хоть и не в полном объеме, но, как правило, более чем на 50% обеспечивается создание ВВП в материальном производстве и сфере производственных услуг, а исследованиями общественно-гуманитарного характера - 46,7% ВВП, формируемого в сфере непроизводственных услуг29. Вместе с тем в 2002-2003 гг. на последние расходовались всего 6,3% общего объема средств, выделяемых на науку, что говорит о неоправданной аномальной диспропорции в их расходовании.30

Информация о работе Роль высоких технологий и развитие национальных экономических систем