Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 19:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение и анализ такого важного механизма, как государственное регулирование экономики, на необходимость которого указывал Дж.М.Кейнс еще в 30-е годы нашего века.
Главной задачей является выяснить необходимость вмешательства государства в экономику, показать цели, функции и направления государственного регулирования экономики, выявить теоретически существующие формы и методы государственного регулирования экономики, указать необходимые изменения в них и показать состоятельность в практике, показать объекты и инструменты государственного регулирования, определить особенности современной экономической политики российского государства.
Введение…………………………………………………………………………………….3
1. Необходимость вмешательства государства в экономику…………………………..6
2. Цели, направления и методы государственного регулирования экономики………20
3. Особенности современной экономической политики российского государства….34
Заключение…………………………………………………………………………………..44
Список используемой литературы…………………………………………………………47
Приложения………………………………………………………………………………….
2. Цели, направления и методы
государственного
Выявление причин необходимости государственного
регулирования экономики в
Объекты государственного воздействия – первичные звенья сферы производства и услуг, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, т.е. то, на что направлено внимание государственных органов для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.
Основными объектами, на которые направлено
воздействие государства в
Перечень объектов государственного регулирования свидетельствует о том, что они охватывают различные сферы хозяйственной жизни общества как на микро-, так и на макроуровне, включая международные экономические отношения.
Определяя объекты своего воздействия, государство формирует и цели, которые оно ставит перед собой. Множество объектов воздействия обусловливает и множество целей, разнообразных по своему характеру, между которыми существует иерархическая соподчиненность. В современных теориях такую систему целей принято обозначать понятием «пирамида целей». Высшими, «центральными» целями неизменно являются формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития (включая его социальные сферы) и общественной стабильности. Все прочие цели произведены от этих двух, но они периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой, находясь в отношениях взаимозависимости.
Во многих научных публикациях на Западе выделяются четыре главные цели госрегулирования (цели первого порядка), объединяемые понятием «магический четырехугольник»: обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны; минимизация безработицы; стабильность цен; внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном или умеренно-дефицитном платежном балансе. О «магическом четырехугольнике» говорится в том смысле, что одни его цели противоречат другим. Так, стимулирование занятости населения посредством дополнительных государственных расходов подстегивает рост бюджетного дефицита, а в конечном счете, и инфляции. «Магия» как раз и состоит в том, чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно.
«Пирамида целей» видоизменяется в зависимости от конкретных проблем, стоящих перед страной. Конкретные цели можно сгруппировать по определенным блокам, определяющим достижение наиболее общих целей. В целом «пирамиду целей» можно представить следующим образом.
регулирование отраслевой и региональной структуры национальной экономики;
обеспечение экономического роста;
поддержка устойчивости национальной валюты;
обеспечение полной занятости;
внешнеэкономическое равновесие.
обеспечение территориальной занятости;
обеспечение правовой основы функционирования экономики;
поддержка внутреннего распорядка.
социальная обеспеченность различных слоев населения;
предоставление социальных услуг;
обеспеченность населения
обеспечение информацией о конъюнктуре рынка, перспективах развития народного хозяйства;
разработка мотивационного механизма, системы поощрения и санкций.
создание экономических, правовых условий, правил системы конкурентных отношений, защита конкурентной среды;
борьба против недобросовестной конкуренции;
борьба с монополизмом;
разработка стратегических и тактических мер развития предпринимательской активности (например, финансовых, налоговых, таможенных);
поддержка мелкого и среднего предпринимательства.
управление государственными предприятиями;
управление государственной собственностью (разведанными полезными ископаемыми, государственными ценными бумагами, пакетами акций, государственными кредитными средствами).
Государственное регулирование экономики решает различные задачи, выступающие на передний план в тот или иной период.
Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в данной стране в конкретный период.
Основными направлениями экономической деятельности государства являются:
Экономическая политика реализуется
посредством совокупного
Прямое воздействие – это такое регулирование со стороны объекта (в данном случае государства), при котором субъекты хозяйствования приходят к решениям, основанным не на самостоятельном выборе, а на предписаниях органов власти, т.е. по принуждению. Например, к ним относятся бюджетное инвестирование, лицензирование хозяйственной деятельности. Как правило, высокая эффективность таких форм воздействия достигается при их оперативном применении. Прямое воздействие реализуется средствами административного и экономического влияния.
Форма косвенного воздействия заключаются в том, что объект не оказывает прямого действия на субъект хозяйствования и принимаемые им решения. Законодательные структуры, правительство создают предпосылки, нормативную базу, чтобы при самостоятельно выбранных решениях субъекты строили свою политику в соответствии с экономическими целями государства. Такие формы воздействия, как правило, предполагают соблюдение экономического равновесия на протяжении длительного времени, и в кризисных условиях их эффективность проявляется в меньшей степени. При развитии товарно-денежных отношений наибольшую значимость имеют финансовые и денежно-кредитные методы воздействия на экономику, большую роль играют государственное регулирование налогового законодательства и сбор налогов. В современном обществе для реализации косвенного воздействия необходимы прозрачность в построении экономической системы, высокая гражданская культура населения, доступность каждого к информации о решениях, принимаемых на всех уровнях хозяйствования. Косвенная форма регулирования реализуется только экономическими средствами.
Преимущество данных форм воздействия на экономику заключается в том, что они не нарушают рыночной ситуации. Недостатком же является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия государством мер, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.
Обратимся к еще одной исключительно
важной классификации рассмотренных
методов. Критерий подхода – организационно-
К административным методам относят такие меры, как запрет, разрешение, принуждение. Для каждой сферы экономики степень их применения различна. К примеру, административные методы часто применяются при охране окружающей среды, при регулировании разрешений на ведение предпринимательской, индивидуально-трудовой деятельности, выдаче лицензий. В России с ее переходной экономикой пытаются отказаться от административных мер при регулировании цен. Но итоги 1992-1998 гг., да и 2001 г. показывают, что это преждевременно.
В экономической политике государства не найдено места классификации таких методов, как разгосударствление и приватизация собственности. По всей видимости, эти методы административного воздействия являются одними из основных, но их реализация возможна лишь при наличии адекватных защитных мер, прежде всего деприватизации (национализации), что позволяло бы сохранять функционирование переданных в частные руки государственных предприятий.
Особенностью административных средств регулирования экономики является то, что они:
не связаны с созданием
базируются на силе и авторитете государственной власти;
включают меры запрета, разрешения и принуждения (например, квотирование, лицензирование, утверждение правил приватизации);
предусматривают организацию управления
предприятиями государственного сектора
экономики, государственной
К экономическим инструментам
относят те меры