Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 16:08, курсовая работа
Важнейшими условиями экономического роста, обеспечения незави-симости и безопасности Республики Беларусь являются оптимизация накоплений и активное инвестирование.
Понятие инвестиция прочно вошло в нашу общественно-экономическую жизнь. Оно используется политиками, учеными, банкирами, руководителями, специалистами предприятий и организаций. Инвестиционную деятельность и ее состояние в Республике Беларусь освещают все средства массовой информации. Интерес к проблемам инвестиций неуклонно возрастает.
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3
1 ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС..................................5
1.1 Экономическая сущность и классификация инвестиций............................5
1.2 Факторы и роль инвестиций в достижении макроэкономического
равновесия.......................................................................................................8
2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ...........................................12
2.1 Государственное регулирование и поддержка инвестиционной
деятельности..................................................................................................12
2.2 Правовое обеспечение инвестиционной деятельности.............................14
2.3 Формы привлечения и государственного регулирования
иностранных инвестиций..............................................................................16
3 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ.....................................................................................................23
3.1 Состояние и проблемы в инвестиционной сфереРеспублики
Беларусь.........................................................................................................23
3.2 Роль государства по стимулированию и привлечению
инвестиций в Республике Беларусь................................................................29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........................................37
• определения условий владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами;
• принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции субъектов инвестиционной деятельности;
• определения условий приватизации объектов государственной собственности, включая объекты незавершенного строительства. Опыт зарубежных стран (например, Польши, Чехии, Венгрии и др.) свидетельствует, что ускорение приватизации позволяет существенно активизировать инвестиционные процессы, особенно за счет притока иностранного капитала. При этом для иностранных инвесторов весьма важным является наличие в стране права собственности на землю;
• содействия развитию рынка ценных бумаг;
• проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики. Как показала практика, изменения в финансово-кредитных факторах воспроизводства (объем и направление бюджетных средств, налоговые и процентные ставки, нормы обязательных резервов, предоставляемые льготы и т.д.) оказывают влияние на принятие субъектами хозяйствования инвестиционных решений. Так, освобождение от налогообложения суммы прибыли, направляемой предприятием на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение банковских кредитов, полученных и использованных на эти цели, заинтересовывает в проведении технического перевооружения и модернизации производства, в строительстве жилья для работников предприятия.
Ввиду того, что использование финансовых методов стимулирования инвестиционной деятельности ограничено возможностями государственного бюджета, приоритетными на долгосрочную перспективу будут методы денежно-кредитной политики. Крайне важна эффективная валютная политика, ибо продолжающаяся утечка капитала усиливает инвестиционный голод в стране, не способствует укреплению национальной валюты.
Таким образом, для регулирования инвестиционной деятельности и ее активизации государство использует комплекс экономических и административных методов воздействия, которые тесно переплетаются между собой.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях стимулирования инвесторов, защиты их прав, привлечения в страну иностранных инвестиций. Оно предусматривает как прямое участие государства в инвестиционной деятельности, так и создание благоприятных условий для ее развития.
Законодательно установлено, что прямое участие государства в инвестиционной деятельности может осуществляться путем:
- принятия
государственных
- предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования, инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности;
-предоставления гарантий правительства по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов, проведения их государственной комплексной экспертизы;
- предоставления
концессий национальным и
Законодательно также установлено и создание благоприятных условий для реализации инвестиционной деятельности путем:
- оказания
инвесторам государственной
- определения условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;
- принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции, определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;
- содействия развитию рынка ценных бумаг, проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, кредитной и другой политики;
- использование других форм в соответствии с законодательством.
Государство гарантирует инвестору:
- право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает их;
- равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности, а также равную, без всякой дискриминации, защиту их прав и интересов;
- стабильность прав инвестора по осуществлению и прекращению инвестиционной деятельности.
Инвестор вправе самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с законодательными актами все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности, а также распоряжаться полученной прибылью, в том числе осуществлять ее реинвестирование. Иностранному инвестору гарантируется после уплаты им налогов и других обязательных платежей беспрепятственный перевод прибыли (дохода), полученной в результате инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности.
В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право получить государственную поддержку. При этом инвестиционным проектом признается совокупность документов, характеризующих замысел о вложении и использовании инвестиций и его практическую реализацию до достижения заданного результата за определенный период времени.
Государственная поддержка инвестиционных проектов может оказываться в виде предоставления: льгот по налоговым и таможенным платежам, гарантии правительства, централизованных инвестиционных ресурсов. Она может осуществляться и с применением иных ее видов, установлением дополнительных гарантий инвестору.
С целью подготовки заключения для принятия решений о государственной поддержке проектов проводится государственная комплексная экспертиза.
Основными критериями оценки инвестиционных проектов при проведении государственной комплексной экспертизы, установленными законодательно, являются:
- актуальность инвестиционного проекта и его соответствие стратегии развития отрасли;
- финансовое
состояние организации-
- техническая, технологическая, финансовая возможность и
целесообразность реализации проекта в намечаемых условиях осуществления инвестиционной деятельности;
- обоснованность инвестиционных затрат по инвестиционному проекту и государственного участия в его реализации;
- научно-технический уровень привлекаемых и (или) создаваемых технологий;
- конкурентоспособность производимой продукции (работ, услуг) и перспективность рынков сбыта, эффективность стратегии маркетинга организации-инвестора;
- сравнительные
показатели эффективности и
Для оказания государственной поддержки при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики страны, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор. Его условия заключения регламентируются законодательно.
иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции, как отмечалось выше, представляют собой все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (доходов). Объектами инвестиций могут быть вновь создаваемые (модернизируемые) основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, права на интеллектуальные ценности, имущественные права и др.
Пути осуществления иностранных инвестиций:
- приобретение предприятий, зданий, сооружений, акций, облигаций и других ценных бумаг, иного имущества, которое в соответствии с законодательством может принадлежать иностранным инвесторам;
- долевое
участие в отечественных
- создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;
- приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, имущественными правами, а также иная деятельность по осуществлению инвестиций, не запрещенная законодательством, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав [11, c. 200].
Вложения иностранного капитала могут осуществлять: иностранные юридические лица, созданные по законодательству своей страны (компании, фирмы, ассоциации и т.п.), иностранные граждане и лица без гражданства, соотечественники, постоянно проживающие за границей и зарегистрированные для осуществления предпринимательской деятельности в стране гражданства или постоянного места жительства, иностранные государства и международные организации. Права и обязанности иностранных инвесторов регулируются соответствующим отечественным законодательством, предусматривающим нормы и правила присутствия иностранных инвестиций и направленным как на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, так и на обеспечение национальной безопасности.
Государственное регулирование иностранных инвестиций включает правовое, административное, налоговое, валютное и таможенное воздействие государства законодательными мерами на иностранных инвесторов. Приоритет здесь следует отдать правовому регулированию.
Правовое регулирование предусматривает предоставление иностранным инвесторам, как это и принято в международной практике, режима, какой имеет место в его национальных деловых кругах. Так, например, иностранные инвестиции не подлежат национализации, кроме исключительных случаев, предусмотренных законодательством. Инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, понесенных из-за неправомерных действий государственных органов и должностных лиц. Заключаемые с зарубежными странами соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций и гарантируют регулирование взаимоотношений заинтересованных субъектов на международном уровне. Это и межправительственные соглашения о взаимной защите и поощрении капиталовложений, присоединение к различным международным конвенциям, регламентирующим порядок расширения инвестиционных споров между государственными и частными лицами, вступление в международные организации.
Административное регулирование иностранных инвестиций определяет порядок привлечения иностранных инвестиций на государственном уровне. Это создание, регистрация, экспертиза и утверждение инвестиционных проектов, контроль за соблюдением государственных норм и стандартов и др.
Налоговое регулирование включает совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие инвестиционной деятельности путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет понижения (повышения) общего уровня налогообложения, разнообразных налоговых льгот, поощряющих деловую активность иностранных инвесторов.
Валютное регулирование заключается в регламентации государством порядка международных расчетов и сделок с валютными ценностями. Осуществляется оно нормативными актами и международными валютными соглашениями, регулированием использования иностранной валюты на территории страны на основе национального законодательства.
Таможенное регулирование иностранных инвестиций представляет собой совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу. Нормативным документом, систематизированным законодательным актом, определяющим правовые, экономические и организационные основы таможенного дела, является таможенный кодекс.
Иностранные инвестиции достаточно привлекательны своим конечным результатом. Используя их, можно в короткий срок получить современное производство. Однако нынешняя ситуация на мировом рынке капитала позволяет предположить, что в ближайшее время конкуренция за иностранные инвестиции существенно обострится и нужны специальные меры по укреплению позиций среди потенциальных инвесторов, такие как снятие большинства ограничений на деятельность иностранных фирм и др.
Приток иностранных инвестиций можно получить путем концессионных и компенсационных соглашений, венчурного капитала, импорта лицензий, развития инвестиционного сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Одной из форм привлечения иностранных кредитов могут быть компенсационные соглашения - форма внешнеторговых сделок, связанная с возмещением кредитов и услуг на определенных условиях и в установленные сроки, когда целевые банковские кредиты выделяются на развитие предприятий с условием их возврата поставщиками продукции. Такие сделки заключаются с иностранными торговыми или промышленными предприятиями (фирмами, компаниями) и другими организационными структурами.
Иностранный партнер может предоставить стране (республике) кредит и в счет него произвести поставку лицензий, оборудования, машин и т.п., например, для строительства промышленных и других объектов, а после ввода в эксплуатацию данного объекта закупить в этой стране часть продукции, выпускаемой этим объектом, в объеме, полностью покрывающем сумму предоставленного кредита, включая проценты. Это промышленные компенсационные соглашения. Собственником компенсационного объекта является страна-заказчик, на территории которой он создан.