Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 12:35, курсовая работа
Цель данной работы - проанализировав систему образовательных услуг РФ, выявить ее основные экономические проблемы и определить возможные пути их решения.
Задачи исследования:
1. Дать анализ поведения субъектов на рынке образовательных услуг, необходимо:
А) Определить структуру факторов, которые влияют на принятие решений людьми по поводу целесообразности получения образования, а следовательно, и относительно объема инвестиций в человеческий капитал;
Б) Рассмотреть факторы, которые определяют поведение государства на рынке образования;
В) Оценить особенности формирования предпочтений относительно образовательных услуг с учетом региона России;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1 АНАЛИЗ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ…………
1.1 ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА…………………………….
1.2 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ………………………………………….
1.3 ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ……………………………………………………
1.4 НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ……………….
1.5 СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ……………………………..
1.6 ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ…………………………………………………
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ………………………………………………..
3РОЛЬ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РФ……………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
«Южно-Уральский государственный университет» (НИУ)
Кафедра «Экономика фирмы и рынков»
«Роль институциональных изменений на рынке образовательных услуг»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
по дисциплине «Микроэкономика»
ЮУрГУ-080100-2014-016.ПЗ КР
Нормоконтролер
___________В.А. Киселева
«_____»______________2014г. «_____»________________2014г.
Челябинск - 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 АНАЛИЗ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ…………
1.1 ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА…………………………….
1.2 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ……………………
1.3 ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ…………………………………
1.4 НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ……………….
1.5 СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ……………………………..
1.6 ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ………………………………
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ………………………………………………..
3РОЛЬ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В РФ……………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Место и роль любой страны в международном разделении труда, ее конкурентоспособность на мировых рынках обрабатывающих отраслей и прогрессивных технологий зависят прежде всего от качества подготовки специалистов и от тех условий, которые страна создает для проявления и реализации интеллектуального потенциала нации. Роль знаний в экономическом развитии стремительно возрастает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов. По оценкам Всемирного банка, физический капитал в современной экономике формирует 16% общего объема богатства каждой страны, природный - 20%, а человеческий капитал - 64%. В таких странах, как Япония и Германия, доля человеческого капитала составляет до 80% национального богатства. В настоящее время ценности создаются за счет повышения производительности и использования нововведений, т. е. применения знаний на практике.
Потребность в трансформации российской системы образования объективно обусловлена социально-экономическими изменениями, происшедшими в России за последние годы. Она вытекает из необходимости приведения всех систем и подсистем народнохозяйственного комплекса в соответствие с требованиями восстановления утраченных экономических позиций и обеспечения перехода к постиндустриальному обществу. Главной целью этой трансформации является создание такой образовательной системы, в рамках которой молодые поколения будут овладевать профессиями, пользующимися спросом на рынке труда, и знаниями, которые помогут им продуктивно участвовать в жизни демократического общества.
В процессе ᴨерехода от индустриального к информационному обществу создание и распространение знаний становится ключевым фактором. Эти процессы в значительной степени опираются на использование и развитие образовательной системы.
В последние годы принят ряд важных правительственных документов, определяющих перспективы развития отечественной системы образования. Это и Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., и Федеральная программа развития образования на 2013-2020 гг.
Видное место во всех этих документах занимают именно вопросы экономики. И это закономерно, так как именно их решение в современных условиях в значительной степени определяет эффективность функционирования системы образования.
Цель данной работы
- проанализировав систему
Задачи исследования:
1. Дать анализ поведения субъектов на рынке образовательных услуг, необходимо:
А) Определить структуру факторов, которые влияют на принятие решений людьми по поводу целесообразности получения образования, а следовательно, и относительно объема инвестиций в человеческий капитал;
Б) Рассмотреть факторы, которые определяют поведение государства на рынке образования;
В) Оценить особенности формирования предпочтений относительно образовательных услуг с учетом региона России;
Г) Определить критерий структурирования образования, который тесно коррелирует с возрастом;
Д) Исследовать поведение других субъектов экономики на рынке образования, которые также являются потенциальными участниками данного рынка и предъявляют спрос на образовательные услуги.
2. Проанализировать методы изучения спроса на землю, виды рент и способы расчетов. А также особенности аграрных отношений России.
3. Оценить состояние АПК России в настоящее время по данным за 2010 – 2011 годы.
Рост экономики России определяется множеством разнообразных факторов: увеличением количества ресурсов, повышением их качества и совершенствованием их использования. Подъем благосостояния общества невозможен без создания условий для экономического роста. Это требует инвестиций.
Для достижения устойчивого экономического роста инвестиции в образование (т.е. в человеческий капитал) важны не меньше, чем вложения в капитал физический. В США каждый год, затраченный на учебу, повышает заработную плату работника в целом на 10 %.1. Многие ученые утверждают, что человеческий капитал особенно важен для экономического подъема в стране, поскольку он обеспечивает обществу положительные внешние эффекты.
Социальные выгоды от развития образования оценить сложно. Считается, что более образованные члены общества являются более осведомленными избирателями, более законопослушными гражданами и приносят значительную выгоду, так как идеи высококвалифицированных специалистов по совершенствованию технологий становятся достоянием общества, что даёт возможность каждому воспользоваться ими. С этим утверждением связана так называемая “утечки мозгов”, с которой сталкиваются слаборазвитые страны. Экономическое положение страны, которую покидают квалифицированные специалисты, может ухудшиться. Именно вложения в человеческий капитал, рост ценности человеческого труда становятся важнейшими факторами преобразования экономики, так как человеческий капитал может рассматриваться как запас, который может накапливаться и быть источником более высокого дохода общества в будущем. Образование не только позволяет овладеть старыми, уже накопленными знаниями, но и способствует приобретению новых знаний, а также создаёт условия для развития более совершенных технологий. Итак, развитие образования создает предпосылки для будущего прогресса.
Для того чтобы дать анализ поведения субъектов на рынке образовательных услуг, необходимо:
- определить структуру факторов, которые влияют на принятие решений людьми по поводу целесообразности получения образования, а следовательно, и относительно объема инвестиций в человеческий капитал;
- рассмотреть факторы, которые определяют поведение государства на рынке образования;
- оценить особенности формирования предпочтений относительно образовательных услуг с учетом региона России;
- определить критерий структурирования образования, который тесно коррелирует с возрастом;
- исследовать поведение других субъектов экономики на рынке образования, которые также являются потенциальными участниками данного рынка и предъявляют спрос на образовательные услуги.
Человеческий капитал обычно понимается как способности человека его умения, знания, навыки. Накопление человеческого капитала происходит как в дошкольном возрасте, так и в школе, техникуме, университете, на курсах ᴨереобучения или повышения квалификации. Методы исследования спроса на любом уровне образования или профессиональной подготовки считаем одними и теми же.
Так все вложения в образование производятся с надеждой на их высокую окупаемость в будущем. В связи с этим при принятии решении об инвестициях в образование сравниваются выгоды и издержки. Оценка основывается на ожиданиях всех субъектов экономики. Строго говоря, ожидаемые выгоды являются основным фактором при принятии решения. Кроме того, норма отдачи от образования для общества отличается от нормы отдачи для конкретного индивида, так как издержки и выгоды от образования для общества и человека рассчитываются по-разному.
Чтобы оценить ожидаемые выгоды от инвестиций в человеческий капитал с точки зрения человека, необходимо выявить те факторы, которые влияют на стремление людей предъявлять спрос на образование. Их можно условно подразделить на краткосрочные и долгосрочные.
Долгосрочные факторы (приоритеты):
1)высокий уровень заработной платы в течение последующей жизни;
2)большое удовлетворение от избранной работы в течение жизни (моральные выгоды);
3)достижение более высокого социального статуса. Предполагается, что в современном обществе можно подняться из низов на самый верх, и для этого нужны только усилия. Существуют так называемые "лифты" социальной мобильности, одним из которых является образование;
4)широкий доступ к более перспективной, интересной работе;
5)представления родителей о будущем детей, что является определяющим фактором в выборе жизненной стратегии вследствие традиционной системы семейного воспитания в России;
6)уровень образования
и социальный статус родителей,
которые влияют на ориентацию
своих детей (преемственность поколений,
продолжение профессии
7) выбор профессии, сделанный друзьями или знакомыми;
8) престиж того или
иного вида и уровня
Краткосрочные факторы (приоритеты на настоящий момент):
1) высокая оценка нерыночных
видов деятельности и
2) стремление юношей поступить в любой вуз для того, чтобы отсрочить службу в армии;
3) стремление девушек поступить в вуз, вызванное желанием удачно выйти замуж.
При прочих равных условиях вероятность поступления в техникум или вуз людей, ориентированных на текущий момент меньше, чем у людей, ориентированных на будущее.
Теперь рассмотрим выгоды, которые получает общество от инвестиций в образование. Они выше индивидуальных.
Общая выгода общества рассчитывается без подоходного налога на заработную плату, так как общество в целом выигрывает от услуг, предоставляемых за счет налогов. Если рассматривать образование как определенный “сигнал” для рынка труда, то социальная отдача от образования заключается в том, что оно помогает “сортировать” работников в соответствии с их производительностью. Богатство общества в целом рассматривается как совокупность человеческого и материального капитала. Высокие инвестиции в образование повышают производительность.
Выгоды от инвестиций в образование получают и фирмы. Институты образования обеспечивают работодателей механизмом отбора. Многие работодатели при приеме претендентов на работу ориентируются на их дипломы. Возможно, уровень и качество образования являются инструментом менее дорогостоящим, чем любой другой, которым фирмы могли бы воспользоваться.
Выгоды, получаемые высшими учебными заведениями. Для поддержания и повышения своего статуса вуз стремится привлечь наиболее талантливых и работоспособных выпускников школ и других общеобразовательных учреждений. Для их выявления создается система не только сложных вступительных испытаний, конкурсного отбора но и поступление после участия в разного рода предметных олимпиадах. Данная стратегия позволяет поднять уровень подготовки выпускников, что является важным фактором, повышающим престиж данного вуза.
Ряд исследований, проведенных в России, показывает, как формируются ожидания в отношении будущих заработков выпускников школ. В частности, они свидетельствуют о том, что средние доходы, получаемые недавними выпускниками школ, оказывают сильное влияние на решения молодых людей и их родителей относительно продолжения образования или выхода на рынок труда.
По результатам опросов ВЦИОМ, различия в заработной плате оказывают влияние на выбор будущей профессии и, следовательно, учебного заведения. Продолжение образования - это возможность хорошего трудоустройства, перспектива хороших заработков. Стремление к образованию связано также со стремлением к продвижению по служебной лестнице.
Информация о работе Роль институциональных изменений на рынке образовательных услуг