Роль и особенности функционирования малых предприятий в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление роли и особенностей функционирования малых предприятий в современных условиях, и рассмотрение принципов действия данных предприятий на примере ООО «Волжаночка».

Содержание

Введение…………………………………………………………..…..….. 3
1. Сущность малых предприятий и их место в современной экономике……………………………………………………………….... 5
1.1. Понятие, роль и особенности функционирования малых предприятий…………………………………………………………….... 5
1.2. Проблемы современного малого бизнеса в России…………………… 10
2. Технико-экономическая характеристика малого предприятия ООО «Волжаночка», особенности его создания и функционирования…..... 14
2.1. Экономическая характеристика деятельности малого предприятия ООО «Волжаночка»……………………………………………………...14
2.2. Управление предприятием ООО «Волжаночка»……………………… 18
3. Комплекс мер по поддержке малого предпринимательства……….…. 23
Заключение………………………………………………………………. 30
Список литературы……………………………………………………....

Вложенные файлы: 1 файл

Роль и особенности функционирования малых предприятий в современных условиях.docx

— 102.17 Кб (Скачать файл)

Результаты таких мероприятий уже ощутимы: 63,2 % респондентов, участвующих в уличном опросе, считают, что предприниматели положительно влияют на жизнь области. Кроме того, почти половина респондентов (47,5 %) хотели бы открыть своё дело, а 67 % - поддержали бы подобное желание близких.

В целях содействия выставочно-ярмарочной деятельности в областном выставочном центре организуются выставки-ярмарки и стенды с продукцией малых предприятий. Регулярно через СМИ до субъектов малого предпринимательства доводится информация о проведении региональных, межрегиональных, общероссийских выставок-ярмарок, в том числе отраслевых, а также конкурсах на лучшее малое предприятие. Таким образом, предприниматели приобретают возможность продвижения своей продукции на новые рынки.

Ресурсная поддержка малого предпринимательства

Задачей региональной политики в этом направлении является упрощение доступа субъектов малого бизнеса к экономическим ресурсам - финансовым, имущественным, кадровым, информационным и другим.

Основные мероприятия  для создания эффективной финансово-кредитной системы направлены на разработку нормативной и методической базы для гарантийных кредитно-финансовых схем, кредитования и страхования, технологий микрофинансирования, лизинга и других механизмов. Вследствие крайнего дефицита областного бюджета активизируются частные инвестиционные ресурсы.

Разработан порядок возмещения малым предприятиям процентных ставок по кредитам, полученным в кредитных организациях Волгоградской области. Возмещение производится в виде субсидий за счёт средств областного бюджета для малых предприятий, которые заключили кредитный договор с банками и уже выплачивают процентную ставку.

Достаточно эффективно работает система лизинга. Развитие системы лизинга – это реальное упрощение доступа малого бизнеса к основным фондам.

Для расширения доступа к имущественным ресурсам разрабатываются и реализуются различные экономические механизмы поддержки: участие субъектов малого бизнеса в приватизации государственного и муниципального имущества, долгосрочная аренда, перевод помещений из жилых в нежилые и другие.

Обеспечивается доступ к  информации по направлениям: бухгалтерский учёт и налогообложение, сертификация, лицензирование, консалтинговые услуги, техническая и нормативно-справочная информация. Предоставляется доступ к сетям маркетинговой информации, содержащей данные о спросе, ценах и особенностях рынков товаров и услуг в различных регионах России и за рубежом, что содействует усилению межрегионального обмена товарами и услугами и выходу субъектов малого бизнеса на новые рынки.

Одной из приоритетных задач  является кадровое обеспечение малого бизнеса посредством обучения предпринимательской деятельности. Основное внимание уделяется организации и проведению семинаров в районах области по организации и ведению бизнеса, а также профессиональной подготовке различных групп населения (сельское население, безработные, бывшие военнослужащие, молодёжь, женщины и др.) для работы в этой сфере.

Эффективным средством упрощения доступа субъектов малого бизнеса к потребительским рынкам является государственный и муниципальный заказ. На сегодняшний день в городе Волгограде с помощью муниципального заказа порядка 50 % бюджетных средств на ремонт школ, больниц, продуктов питания, ремонт дорог и других работ осваивается предпринимателями, выигравшими тендер. Малый бизнес начал активно завоёвывать эту нишу, превосходя муниципальные предприятия по качеству и ценам.

Совершенствование политики в сфере малого бизнеса

Политика в этой сфере должна опираться на соответствующую информацию и аналитические разработки. Поэтому важное место отводится проведению исследований и созданию информационно-аналитической базы, которая позволила бы принимать обоснованные решения о целесообразности тех или иных мер.

В целях выработки единой политики в сфере малого предпринимательства проводятся семинары и конференции для служащих в сфере поддержки малого бизнеса.

Одно из серьёзных направлений  поддержки малого бизнеса - развитие научно-технического потенциала, повышение инновационной активности малых предприятий. Задачей в данном направлении является дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры, финансирование научных разработок в вузах, создание условий для коммерциализации результатов научных разработок и продвижения на рынок конкурентоспособной продукции.

В целях поступательного  и эволюционного развития предпринимательства  разрабатываются и реализуются  программы поддержки малого бизнеса на последующие периоды.

Реализация  территориальных и специальных  программ в сфере малого бизнеса

Областные и муниципальные органы власти осуществляют совместные мероприятия по развитию предпринимательства в районах области. В результате их сотрудничества разрабатываются и реализуются территориальные программы развития бизнеса. Осуществляется апробация механизмов поддержки малого бизнеса в районах с разным уровнем развития малого бизнеса и инфраструктуры его поддержки для последующего распространения полученного опыта на районы с аналогичным уровнем развития.

Разрабатываются специальные программы по вовлечению в предпринимательскую деятельность молодёжи, незанятого населения, уволенных в запас военнослужащих и других категорий населения.

Разрабатываются и реализуются  совместные программы с другими регионами, государствами и международными организациями. Изучается и используется передовой зарубежный опыт поддержки малого бизнеса.

Опыт реализации данного комплекса мер в предыдущие годы показал, что область на верном пути. Волгоградская область вошла в первую десятку регионов России по темпам роста количества малых предприятий. На 1 июля 2012 года в России было зарегистрировано 238,2 тыс. малых предприятий, в том числе в Волгоградской области – 3,8 тыс.

Число предприятий в Волгоградской  области в расчете на 100 тысяч  жителей увеличилось на 33,6 единиц и составило 146,2 единиц, при этом регион вошел в десятку российских территорий, где этот показатель демонстрирует  наибольший рост.

По итогам первого полугодия  текущего года в целом по стране средняя численность занятых  на малых предприятиях (по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года) выросла на 8,7% и составила  более 6,3 млн. человек. В Волгоградской  области среднесписочная численность  работников занятых на малых предприятиях увеличилась на 24,9% и составила 97,4 тысяч человек.

За половину 2012 года общий  объем оборота малых предприятий  в Российской Федерации с учетом индекса потребительских цен  увеличился на 16,8% и составил 6,54 трлн. рублей. Лидерами по росту данного  показателя стали Волгоградская  область (68,8%), Свердловская область (65,3%), Приморский край (60,1%).

Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий составил 139,3 млрд. рублей. Положительная динамика по этому показателю отмечена в 58 регионах, в том числе и в Волгоградской  области.

 

Заключение

 

Подводя итог по вопросам, рассмотренным в данной работе можно сделать следующие выводы. Малые предприятия являются неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, и это определяет их роль в экономике страны.

Во-первых, они способствуют поддержанию стабильности рыночных отношений, поскольку значительная часть населения вовлекается в эту систему. Во-вторых, они обеспечивают необходимую мобильность производства в условиях рынка, углубление специализации и широкое развитие кооперации производства, без которых немыслима его высокая эффективность. В конечном итоге это ведет к динамичности хозяйственного развития и росту национальной экономики. В-третьих, роль малых предприятий в деятельности крупных и средних предприятий постоянно возрастает. Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения и использования свободных производственных мощностей.

На основе данных малого предприятия - ООО «Волжаночка» выявили основные проблемы и преимущества малых предприятий в России.

Что касается проблем, с которыми сталкиваются в настоящее время  малые предприятия, то здесь необходимо выделить, прежде всего, несовершенство налогового законодательства, что является одной из основных причин, по которой  в последние годы рост числа малых  предприятий несколько снизился.

Преимущества малого бизнеса  заключаются в гибкости, высокой адаптивной способности к изменениям рыночной конъюнктуры, оперативности в отражении изменения потребительского спроса, малый бизнес существенно облегчает территориальный и отраслевой перелив рабочей силы и капитала. Многочисленность малых фирм создает возможности для широкого развития конкуренции. На плаву держатся те малые предприятия, которые функционируют эффективнее. Роль малого бизнеса в экономике невозможно переоценить. Он связывает экономику в единое целое, образует своего рода фундамент.

В России малое предпринимательство  рассматривается как надежная налогооблагаемая база для бюджетов всех уровней и  как источник создания рабочих мест. Кроме того, малые предприятия  создают здоровую конкуренцию на рынке товаров и услуг, что  в целом благоприятно влияет на экономическую  и социальную обстановку в стране.

Значительную помощь малому предпринимательству оказывают  Федеральный фонд поддержки предпринимательства, фонды поддержки предпринимательства  в регионах. Развитие малых предприятий  стимулируется налоговыми льготами при производстве товаров и услуг, льготным кредитованием, предоставление оборудования по лизинговым договорам  и другими мерами.

     

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон об упрощённой системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства N 222-ФЗ от 29 декабря 1995 года.
  1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Редакция на 29.07.2004.
  2. Виленский А. В. Особенности Российского малого предпринимательства «Высшая школа экономики». №2  2004.
  3. Глисин Ф. Малые предприятия в условиях кризиса «Экономист». - N 7 2009.
  4. Журнал «Вопросы Статистики» №1 / 2008 г. – 3с.
  5. Закон об основах налоговой  системы в РФ 27 декабря 1991 года N 2118-1 с изм. От 27.12.2002.
  6. Инструкция по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 7 декабря 1998 г. N 121.
  7. Информационно–аналитический доклад «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2012 года». http://volganet.ru/news/news/2012/11/news_01645.html
  8. Мальцева О.В. Институциональная организация конкуренции как фактор развития малого предпринимательства автореферат Ростов на Дону 2009.
  9. Особенности малых предприятий. http://www.malb.ru/mp2.html
  10. Российский статистический ежегодник. 2008: Стат. Сб. / Росстат. – М., 2008 г.
  11. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат. Сб. / Росстат. – М., 2011 г.
  12. Устав общества с ограниченной ответственностью «Волжаночка».
  13. Учредительный договор ООО «Волжаночка».
  14. Филиппова Н.А.  Проблемы становления малого бизнеса и пути их решения в современной экономике. «Системное управление» № 1. 2009.
  15. Экономика предприятий под ред. Проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандера М: ЮНИТИ ДАНА 2001
  16. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А.Е.Карлика, М.Л. Шухгальтер. – М.: ИНФРА-М, 2004 г. – 154 с.
  17. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Л.Я.Аврашков, В.В. Адамчук, О.В.Антонова и др.; Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008 г. – 92с.



Информация о работе Роль и особенности функционирования малых предприятий в современных условиях