Роль кредита в международных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Кредитные отношения играют огромную роль в международных экономических отношениях любого государства. Каждая страна может выступать как в роли заемщика, так и в роли кредитора, при этом одна страна может оказаться и в той и другой группе одновременно. При этом «чистых» стран-кредиторов практически нет, а нетто-дебиторов - подавляющая часть государств мира: почти все развивающиеся и транзитные.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…3
1 Теоретические аспекты международного кредита……………………….....…5
Сущность, задачи и цели международного кредита…………….…..…..…..5
Роль кредита в международных отношениях…………….………..………..10
2 Анализ международных кредитных организаций…………….………...…….14
2.1 Анализ тенденций развития международного кредита………..…….……..12
Международный валютный фонд…………………………..………….…….17
Банк международных расчетов……………………………………..….…….22
3 Совершенствование международных кредитных отношений…………..…..25
Заключение………………………………………………………………………..31
Список использованной литературы……………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Такташевой Эльвира Э-112.docx

— 398.33 Кб (Скачать файл)

Каждый период международного кредитования имел общие последствия, как для национальной, так и  для мировой экономики.

Проделанная работа позволяет  сделать следующие выводы:

В 1990-х годах начался  современный этап развития международных  кредитных отношений. Новый этап либерализации капитала и возникновения  новых рынков пришелся именно на этот период.

В 1970 году США, ФРГ, Канада и  Швейцария отменили контроль над  перемещением капитала, что многократно  увеличило международные кредитные  операции, в других же странах этот шаг осуществлялся позже: Великобритания - в 1979-м, Япония - в 1980-м, Франция и  Италия - в 1990-м, а Испания и Португалия - в 1992 году.

Главной особенностью современного этапа развития международных кредитных  отношений является то, что кредиторами  и должниками в основном выступают  банки и компании, а не правительства, как в 1980-х годах. Новая волна  международного кредита была вызвана  в первую очередь потребностями  заемщиков, которые нуждались в  финансировании своего развития.

2.2Международный валютный фонд

МВФ - международная валютно-кредитная  организация Организации Объединенных Наций (ООН).

     МВФ был создан на основе соглашений о международном валютно-финансовом регулировании, разработанных на конференциях Организации Объединенных Наций, состоявшихся в 1944-1945 годах в Бреттон-Вудсе, курортном местечке в штате Нью-Гэмпшир (США), где они учреждены представителями 44 наций, в том числе и СССР.

      Идея создания  МВФ принадлежит двум крупнейшим экономистам XX столетия Дж. Кейнсу и Г. Уайту.

      Уставный капитал составляет около 217 млрд СДР (на январь 2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США). Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ. [4, с.78]

    МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Цели МВФ:

1. способствовать международному  сотрудничеству в валютно-финансовой  сфере;

2. содействовать расширению  и сбалансированному росту международной  торговли в интересах развития  производственных ресурсов, достижения  высокого уровня занятости и  реальных доходов государств-членов;

3. обеспечивать стабильность  валют, поддерживать упорядоченные  отношения валютной области среди  государств-членов и не допускать  обесценивания валют с целью  получения конкурентных преимуществ;

4. оказывать помощь в  создании многосторонней системы  расчётов между государствами-членами,  а также в устранении валютных  ограничений;

5. предоставлять временно  государствам-членам средства в  иностранной валюте, которые давали  бы им возможность исправлять  нарушения равновесия в их  платежных балансах.

Основные функции МВФ:

-содействие международному  сотрудничеству в денежной политике

-расширение мировой торговли

-кредитование

-стабилизация денежных  обменных курсов

-консультирование стран  дебиторов

-разработка стандартов  международной финансовой статистики

 

Количество голосов в  МВФ (по состоянию на 20 июля 2011 г.)

 

 

 

Текущие и прогнозируемые экономические показатели, по данным МВФ:

 

 

Рассмотрим основные механизмы  кредитования, которые используются в практике МВФ.

Резервный транш - превышение страной её квоты в МВФ над  «скорректированной» суммой её валютных ресурсов, которые находятся в  фонде на счету общих ресурсов. Резервный транш складывается за счёт части взноса страны-члена в  резервных активах (СДР, иностранная  валюта, золото) и чистой суммы валютных ресурсов страны-члена, использованных МВФ. Страна-член может считать резервный  транш своим резервным активом, который можно мобилизовать в  кратчайшие сроки.

Кредитные транши. Согласно принципам своей кредитной политики МВФ предоставляет кредиты в  виде четырёх траншей, каждый из которых  равен 25% квоты. Покупка кредитных  траншей позволяется странам-членам только для финансирования экономических  мероприятий, направленных на преодоление  проблем платёжного баланса. Обязанности  страны-заёмщика, которые предусматривают  проведение соответствующих финансово-экономических  мероприятий, фиксируются в так  называемом «письме о намерениях».

Использование первой кредитной  доли может быть осуществлено в двух формах:

1. Прямая покупка валюты, когда страна получает всю  сумму сразу после одобрения  Фондом её запроса;

2. Поэтапная покупка, которая осуществляется на основании подписания с МВФ «договора о резервном кредите».

Поэтапное финансирование. Последующие покупки страной-участницей валюты у МВФ рассматривается  как использование ею так называемых «граничных кредитных долей». Такое  финансирование может осуществляться двумя путями: с использованием механизма  резервных кредитов (кредитов «стенд бай») или в рамках механизма расширенного финансирования (расширенные кредиты).

Соглашения по резервным  кредитам обеспечивают стране гарантию того, что она сможет автоматически  получать иностранную валюту от МВФ  в обмен на национальную до исчерпания обусловленной договором суммы, в любое время на протяжении действия соглашения, но при условии соблюдения положений договора. Такие соглашения использовали с 1952 г. Начиная с 1977 г., срок действия соглашений о резервных кредитах продлен с одного до трёх лет.

Другой  формой поэтапного финансирования, которая  используется МВФ с 1974 г., является предоставление «расширенных кредитов». Её главная  задача состоит в том, чтобы предоставлять  валютные средства странам-членам с  целью финансирования дефицитов  их платёжных балансов на более длительное время и в больших размерах, чем это предусмотрено уставом  МВФ в рамках политики обычных  кредитных долей (траншей).

МВФ осуществляет наблюдение и контроль над соблюдением странами-членами  своего Устава, который фиксирует  основные структурные принципы мировой  валютной системы.

Деятельность МВФ сосредоточена  на кратковременных макроэкономических кризисах. МВФ может давать кредиты  любой из своих стран-членов, которой  необходима поддержка в виде иностранной  валюты      [4, c. 120].

Проведенное исследование позволяет  сделать следующие выводы:

МВФ - международная валютно-кредитная  организация Организации Объединенных Наций (ООН).

МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные  кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Основные функции МВФ: содействие международному сотрудничеству в денежной политике; расширение мировой  торговли; кредитование; стабилизация денежных обменных курсов; консультирование стран дебиторов; разработка стандартов международной финансовой статистики; сбор и публикация международной  финансовой статистики.

 

2.3 Банк международных расчетов

БМР - первый международный банк. Он был создан в 1930 г. на основании межправительственного соглашения Англии, Бельгии, Германии, Италии, Франции и Японии. Эти государства подписали также конвенцию со Швейцарией, в соответствии с которой БМР был размещен в Базеле. Среди первых его учредителей, помимо центральных банков названных стран, были и отдельные коммерческие банки США во главе с Банкирским домом Моргана. Целью создания БМР провозглашалось содействие сотрудничеству центральных банков стран-участниц и обеспечение международных расчетов между ними. К 1932 г. его участниками стали еще 19 стран Европы.

На БМР возложены две главные функции:

1. содействовать сотрудничеству  между центральными банками, обеспечивать  благоприятные условия для международных финансовых операций;

2. действовать в качестве  банка-агента или банка-депозитария  при проведении международных  операций своих членов. Исходя  из этих функций, БМР выполняет  следующие операции:

-депозитно-ссудные операции  с центральными банками;

-прием правительственных  вкладов по особым соглашениям;

-операции с валютой  и ценными бумагами (кроме акций);

-куплю-продажу и сохранение золота;

-операции на мировых  рынках (валют, кредитов, ценных бумаг,  золота) в качестве агента или  корреспондента центральных банков;

-заключение соглашений  с центральными банками в целях  содействия взаимным международным расчетам. [8, с. 237]

В соответствии с уставом, операции банка должны быть согласованны с денежной политикой центральных банков стран. Банку не разрешается открывать текущие счета и предоставлять кредиты правительствам.

Ключевые области деятельности Банка могут быть разделены на следующие виды:

1. Форум для международного  валютного сотрудничества; контроль  за банковской деятельностью;  валютное и экономическое сотрудничество в Европе. 

2. Выполнение роли центра  валютно-экономических исследований в целях анализа функционирования международных финансовых рынков и согласования валютной политики государств для наиболее эффективного выполнения своих функций центральными банками (сбор и публикация данных о развитии международного банковского дела, системе управления в центральных банках).      

3. Кредитно-банковские операции:

-депозитно-ссудные операции  с центральными банками;                                                
-прием правительственных вкладов по особым соглашениям;  
-операции с валютой и ценными бумагами (кроме акций);  
-инвестиционные услуги для центральных банков;

-краткосрочное финансирование  центральных банков.

4. Функции агента и  доверенного лица центральных  банков в осуществлении операций  на мировых рынках (валют, кредитов, ценных бумаг, золота) и операций, связанных с кредитами и займами  ЕС.

Установленный акционерный  капитал в 1,5 млрд. золотых франков  разделен на 600 тыс. акций. Несмотря на международные соглашения о замене с 1978 г. этой международной счетной  валютной единицы на СДР, БМР продолжает использовать в этом качестве франк  с золотым содержанием 0,29 г чистого  золота, введенный во Франции в 1799 г. и с 1865 г. служивший единой валютой  Латинского монетного союза. В целом  около 84% выпущенного акционерного капитала удерживаются центральными банками. Остальными 16 % владеют частные акционеры. Хотя все акции имеют равные права  в отношении выплаты по ним  ежегодных дивидендов, частные держатели  акций не могут осуществлять трансферт  акций без согласия центрального банка и самого БМР и не имеют  права голоса или представительства  на общих собраниях.

По вышеописанному можно  сделать выводы:

БМР - первый международный банк. Он был создан в 1930 г. на основании межправительственного соглашения Англии, Бельгии, Германии, Италии, Франции и Японии.

Целью создания БМР является обеспечение международных расчетов и содействие сотрудничеству центральных банков стран-участниц между ними.

На БМР  возлагаются две основные функции:

1. содействовать сотрудничеству  между центральными банками, обеспечивать  благоприятные условия для международных финансовых операций;

2. действовать в качестве  банка-агента или банка-депозитария  при проведении многочисленных международных операций своих членов.

 

3 Совершенствование международных кредитных отношений

           Основной проблемой в развитии международного кредитования – это долговые кризисы, которые возникают циклично и являются хронологическим явлением.

В начале 1930-х и 1980-х гг. в мире произошел массовый отказ  стран-должников оплачивать по долгам. За время действия мировой финансовой системы число участников международного кредитования и их положение координально изменились. Перед Первой мировой войной положение главного кредитора занимала Великобритания. Потом эту роль взяли на себя США, а затем 1973 г. к ним присоединились страны-экспортеры нефти.

Огромный поток кредитов развивающимся странам, происходивший в 1974-1981 гг., внезапно завершился в 1982 г. кризисом доверия к странам-заемщикам. Тогда Мексика, Аргентина и Бразилия объявили, что не смогут выплатить долги в обозначенный срок, и инвесторы «обратились в бегство».

Экономическая депрессия 1982 г. и «эффект толпы» убегающих  инвесторов, так же послужили шагом к кризису. Считается, что благодаря начатой в 1989 г. реализации плана Брэди завершение этого кризиса датируется 1994 г.

Проведем некоторые аналогии между современностью и 1980-ми гг. Наиболее существенными особенностями являются рост цен на нефть, приток капитала и неблагоприятное состояние мировой экономики.

В 1974-1975 гг. цены на нефть выросли в 4 раза и в 2 раза в 1980-м.

                          Цены на нефть на мировом рынке.

          В последующие годы аналогичных скачков не было. Цены на нефть в 2008 г. превысили их уровень 2002 г., так же в 4 раза.

В 80-е годы страны жили в условиях дефицита счета текущих операций платежного баланса.

 

        Счета текущих операций, млрд. долл.

Информация о работе Роль кредита в международных отношениях