Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 11:46, курсовая работа
Цель данной работы - исследовать малое предпринимательство, определить его роль, условия и тенденции развития в России.
Исходя из цели можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике;
- проследить формирование и развитие малого предпринимательства в экономике России;
- определить тенденции развития малого предпринимательства;
-рассмотреть методы государственной поддержки предпринимательства в России;
- проследить развитие малого предпринимательства Юга России, в частности нашей в Ростовской области.
Динамика малого бизнеса за несколько последних лет показывает, что сектор переходит от стартового этапа к этапу развития. Основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, активизация их производственной и инновационной деятельности. Непрерывно меняется отраслевая структура малого бизнеса в сторону увеличения промышленного производства.
В регионах России развитие малого бизнеса происходит неравномерно.
По данным Госкомстата России треть общего количества малых предприятий сосредоточена в Центральном районе, при этом в Москве - 22 %, Санкт - Петербурге - 11 %, Московской, Тюменской областях - по 4 %, Краснодарском крае и Свердловской области - по 3 %, по 2 % - в Новосибирской, Ростовской, Самарской, Кемеровской, Нижегородской областях, Краснодарском крае, Республике Татарстан. В то же время в таких субъектах Российской Федерации, как Ингушская Республика, Республика Тыва, количество малых предприятий не превышает одной тысячи. Если в среднем в 2005 году по стране на 1000 человек приходилось 6 малых предприятий, то в Москве - 21 предприятие, в Санкт - Петербурге - 19,10 - в Тюменской области, 9 - в Республике Алтай. В Республике Дагестан на 1000 человек постоянно проживающего населения действовало лишь одно малое предприятие[10].
В регионах России наиболее высока доля частного сектора в республиках Адыгея (94,6 %), Татарстан (94,4 %), Ингушетия (97,4 %), Тыва (96,7 %), Хакасия (95,1 %), в Ярославской области (94,5 %).
Достаточно высок процент
Увеличился приток трудовых ресурсов в сферу малого бизнеса в Центральном районе. Это объективно связано с высоким уровнем развития рыночной, производственной и социальной инфраструктуры этого региона. В Центральном районе центрами притяжения работников малого бизнеса стали Москва (62 % от среднесписочной численности постоянно занятых в малом бизнесе региона), Московская область (8 %), Владимирская, Тульская, Ярославская области (по 4 % ).
Результаты обследований подтверждают
следующие экономические
1) лучшая адаптация к изменению конъюктуры спроса;
2) меньшая задолженность как по заработной плате, так и перед бюджетами и партнерами;
3) более низкий уровень издержек производства и реализации, в частности, накладных расходов;
4) более высокий уровень наукоемкости продукции.
Малые предприятия успешнее адаптируются к условиям рынка. Если в целом по России, по данным Госкомстата России, 56 % предприятий завершили 2005 год с убытками, то в малом бизнесе таких предприятий было всего 20 %.
Отраслевая структура малого бизнеса, показатели общей экономической активности и развития малого бизнеса значительно отличаются в разных регионах. Особенности развития малого бизнеса в последние годы определяются сочетанием политических, экономических и социальных факторов, которые не стимулируют развитие малого бизнеса.
В то же время значительная часть зарегистрированных малых предприятий по-прежнему так и не начинает действовать. Продолжает уменьшаться размер малых предприятий (средняя численность работников одного предприятия) во всех отраслях.
3.2 Государственная поддержка
Масштабы развития малого бизнеса
в России и его вклад в оздоровление
экономики сегодня явно недостаточны.
Одна из причин такого положения состоит
в том, что не получила должного развития
государственная поддержка
В России существуют различные организационные
формы государственной
Одной из важнейших проблем малого
бизнеса в России является кредитование.
Кредиты выдаются только под залог
или поручительство, которые далеко
не всегда могут предоставить малые
предприятия. Союзы предприятий
малого бизнеса, как и специальные
фонды, в настоящее время не выступают
поручителями по таким кредитам. Отсутствуют
специальные банки для
Надо отметить, что российские банки выдают небольшие кредиты малому бизнесу под высокие проценты, чем крупным предприятиям.
Одна из причин высоких процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса – большой риск кредитования. Финансовое состояние этих предприятий нестабильное и неопределенное, плюс к этому низкая капитализация существенно увеличивают риск не возврата кредита. Предприятия малого бизнеса нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и в другой помощи.
Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионное фонды в предоставлении капиталов мелким фирмам.
Имеются и другие формы государственной поддержки малого бизнеса: обеспечение госзаказом (теперь не менее 15% государственных заказов в обязательном порядке размещаются на малые предприятия. Смысл в следующем: генеральный заказчик, выигравший тендер на получение госзаказа, финансируемого из федерального бюджета, должен не менее 15% общего заказа разместить на малом предприятии в соответствии с договором), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.
Развитие малого бизнеса происходит
сейчас в основном в посреднической
сфере и в отраслях, не требующих
значительных капитальных вложений:
в торговле, общественном питании, в
строительстве гражданских
Это обусловлено, с одной стороны,
недостаточным вниманием к
В целях развития малого бизнеса
и обеспечения его
12 мая 1995 г. был принят Федеральный
закон «О государственной
1. формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
2. создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
3. введение упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирование деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
4. поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным и производственным связям с зарубежным государствами;
5. организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
В этом же 1995 г. 8 декабря был принят
еще один Федеральный закон «Об
упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности для субъектов
малого предпринимательства». В результате
к настоящему времени в России
сложились и функционируют три
системы налогообложения
1. Общеустановленная система,
2. Упрощенная система
3. Единый налог на вмененный
доход для определенных видов
деятельности (введенный в новой
редакции Федеральным законом
от 31 декабря 2002 г.). Объектом налога
выступает потенциально
В настоящее время малые
Действующие льготы можно перечислить в следующем порядке:
1. освобождение от налога на прибыль малых предприятий, занимающихся определенной деятельностью;
2. ускоренная амортизация основных фондов;
3. предоставление отчетов о налогах один раз в квартал;
4. снижение количества статистических отчетов, которые должны предоставлять малые предприятия в органы статистики;
5. сокращенная форма бухгалтерского учета и отчетности и другие;
К особенностям налогообложения малых
предприятий можно отнести и
то, что они могут применять
различные системы
Сущность малого предпринимательства в зависимости от применения системы налогообложения разделены на три категории.
Малые предприятия с обычной
системой налогообложения стали
выделяться в особую категорию предприятий
с момента становления
В федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 №88-ФЗ определены главные направления государственной поддержки и развития малых предприятий; установлены основные формы и методы государственного регулирования и стимулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Согласно этому закону Правительство
РФ обязано ежегодно разрабатывать
Федеральную программу
Этим же законом предприятиям даны
и некоторые налоговые
Для малых предприятий имеются
существенные льготы в области исчисления
амортизационных отчислений. Для
всех малых предприятий в той
области имеются следующие
- осуществлять ускоренную
- в первый год эксплуатации
новой техники, с момента ее
ввода в эксплуатацию, имеют право
списать на себестоимость
На использование этих льгот, в
области амортизационных