Роль малого бизнеса в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследовать малое предпринимательство, определить его роль, условия и тенденции развития в России.
Исходя из цели можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике;
- проследить формирование и развитие малого предпринимательства в экономике России;
- определить тенденции развития малого предпринимательства;
-рассмотреть методы государственной поддержки предпринимательства в России;
- проследить развитие малого предпринимательства Юга России, в частности нашей в Ростовской области.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая малый бизнес.docx

— 83.57 Кб (Скачать файл)

Динамика малого бизнеса за несколько  последних лет показывает, что  сектор переходит от стартового этапа  к этапу развития. Основное значение приобретают эффективность и  устойчивость малых предприятий, активизация  их производственной и инновационной  деятельности. Непрерывно меняется отраслевая структура малого бизнеса в сторону  увеличения промышленного производства.

В регионах России развитие малого бизнеса  происходит неравномерно.

По данным Госкомстата России треть  общего количества малых предприятий  сосредоточена в Центральном  районе, при этом в Москве - 22 %, Санкт - Петербурге - 11 %, Московской, Тюменской  областях - по 4 %, Краснодарском крае и Свердловской области - по 3 %, по 2 % - в Новосибирской, Ростовской, Самарской, Кемеровской, Нижегородской областях, Краснодарском крае, Республике Татарстан. В то же время в таких субъектах  Российской Федерации, как Ингушская  Республика, Республика Тыва, количество малых предприятий не превышает  одной тысячи. Если в среднем в 2005 году по стране на 1000 человек приходилось 6 малых предприятий, то в Москве - 21 предприятие, в Санкт - Петербурге - 19,10 - в Тюменской области, 9 - в  Республике Алтай. В Республике Дагестан на 1000 человек постоянно проживающего населения действовало лишь одно малое предприятие[10].

В регионах России наиболее высока доля частного сектора в республиках  Адыгея (94,6 %), Татарстан (94,4 %), Ингушетия (97,4 %), Тыва (96,7 %), Хакасия (95,1 %), в Ярославской  области (94,5 %).

Достаточно высок процент предприятий  смешанной формы собственности  в малом бизнесе республик  Алтай (17,2 %), Марий Эл (19,2 %), Тверской (18,4 %) и Белгородской (17%) областей.

Увеличился приток трудовых ресурсов в сферу малого бизнеса в Центральном  районе. Это объективно связано с  высоким уровнем развития рыночной, производственной и социальной инфраструктуры этого региона. В Центральном  районе центрами притяжения работников малого бизнеса стали Москва (62 % от среднесписочной численности  постоянно занятых в малом  бизнесе региона), Московская область (8 %), Владимирская, Тульская, Ярославская  области (по 4 % ).

Результаты обследований подтверждают следующие экономические преимущества малых предприятий:

1)  лучшая адаптация к изменению конъюктуры спроса;

2)  меньшая задолженность как по заработной плате, так и перед бюджетами и партнерами;

3)  более низкий уровень издержек производства и реализации, в частности, накладных расходов;

4)  более высокий уровень наукоемкости продукции.

Малые предприятия успешнее адаптируются к условиям рынка. Если в целом  по России, по данным Госкомстата России, 56 % предприятий завершили 2005 год  с убытками, то в малом бизнесе  таких предприятий было всего 20 %.

Отраслевая структура малого бизнеса, показатели общей экономической  активности и развития малого бизнеса  значительно отличаются в разных регионах. Особенности развития малого бизнеса в последние годы определяются сочетанием политических, экономических  и социальных факторов, которые не стимулируют развитие малого бизнеса.

В то же время значительная часть  зарегистрированных малых предприятий  по-прежнему так и не начинает действовать. Продолжает уменьшаться размер малых  предприятий (средняя численность  работников одного предприятия) во всех отраслях.

3.2 Государственная поддержка малого  бизнеса России 

 

Масштабы развития малого бизнеса  в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит  в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий  малого бизнеса. Между тем эти  предприятия как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются  в разносторонней государственной  поддержке.

В России существуют различные организационные  формы государственной поддержки  и защиты интересов предприятий  этой сферы. Созданы ассоциации малого предпринимательства, различные фонды  развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса  озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты выдаются только под залог  или поручительство, которые далеко не всегда могут предоставить малые  предприятия. Союзы предприятий  малого бизнеса, как и специальные  фонды, в настоящее время не выступают  поручителями по таким кредитам. Отсутствуют  специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном  положении оковываются частные  предприятия: невозможность получения  кредита исключает возможность  их конкуренции с иными предприятиями.

Надо отметить, что российские банки  выдают небольшие кредиты малому бизнесу под высокие проценты, чем крупным предприятиям.

Одна из причин высоких процентов  по кредитам для предприятий малого бизнеса – большой риск кредитования. Финансовое состояние этих предприятий  нестабильное и неопределенное, плюс к этому низкая капитализация  существенно увеличивают риск не возврата кредита. Предприятия малого бизнеса нуждаются также в  информационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите  и в другой помощи.

Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной  поддержки малого бизнеса со стороны  государства через прямые и гарантированные  займы. Прямые займы выдаются небольшим  фирмам на определенный срок под более  низкие процентные ставки, чем те, что  действуют на частном рынке ссудных  капиталов. Гарантированные займы  дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается  заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые  компании, пенсионное фонды в предоставлении капиталов мелким фирмам.

Имеются и другие формы государственной  поддержки малого бизнеса: обеспечение  госзаказом (теперь не менее 15% государственных  заказов в обязательном порядке  размещаются на малые предприятия. Смысл в следующем: генеральный  заказчик, выигравший тендер на получение  госзаказа, финансируемого из федерального бюджета, должен не менее 15% общего заказа разместить на малом предприятии  в соответствии с договором), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым  в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.

Развитие малого бизнеса происходит сейчас в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих  значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в  строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, а сельском хозяйстве. Между тем  такой мощный рынок, как сфера  научно-технических новшеств и информации, не осваивается.

Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой – монополией государственных научно – исследовательских  институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной  сферы. В результате это привело  к монополизму госсектора в науке  и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

В целях развития малого бизнеса  и обеспечения его государственной  поддержки Правительством РФ принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоначальных мерах по развитию малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446 отмечается, что государственная  поддержка малого предпринимательства  является одним из важнейших направлений экономической реформы. Данным документам определены также приоритеты развития малого бизнеса. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Такие приоритеты остаются в силе и на сегодняшний день.

12 мая 1995 г. был принят Федеральный  закон «О государственной поддержке  малого предпринимательства в  Российской Федерации»[11]. Законом были определены формы и методы государственного регулирования и стимулирования объектов малого предпринимательства, разграничены полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. В Законе названы важнейшие направления государственной поддержки малого предпринимательства:

1.  формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

2.  создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

3.  введение упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирование деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

4.  поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным и производственным связям с зарубежным государствами;

5.  организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

В этом же 1995 г. 8 декабря был принят еще один Федеральный закон «Об  упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства». В результате к настоящему времени в России сложились и функционируют три  системы налогообложения предприятий  малого бизнеса.

1. Общеустановленная система, при  которой малые предприятия и  индивидуальные предприниматели  платят те же налоги, что и  другие налогоплательщики ( налог  на добавленную стоимость(НДС), акцизы, налог на прибыль и др.). При  этом малые предприятия получают  помимо общих специальные льготы. Так, по налогу на прибыль  при определенных условиях они  пользуются «налоговыми каникулами»,  а по НДС с 1 января 2001 г. –  необлагаемым минимумом

2. Упрощенная система налогообложения  в форме единого налога на  доход или выручку малых предприятий  ( Закон от 29 декабря 1995 г.).

3. Единый налог на вмененный  доход для определенных видов  деятельности (введенный в новой  редакции Федеральным законом  от 31 декабря 2002 г.). Объектом налога  выступает потенциально возможный  доход (вмененный доход), исчисленный  на единицу физического показателя, который корректируется повышающими  (понижающими) коэффициентами.

В настоящее время малые предприятия  пользуются определенными льготами, при правильном применении которых  можно значительно снизить свои налоговые обязательства. Кроме  льгот по налогообложению, существуют льготы, связанные с бухгалтерским  учетом и отчетностью, которые позволяют  малому предприятию вести более  простой бухгалтерский учет по сравнению  со средним и крупным предприятием.

Действующие льготы можно перечислить  в следующем порядке:

1.         освобождение от налога на прибыль малых предприятий, занимающихся определенной деятельностью;

2.         ускоренная амортизация основных фондов;

3.         предоставление отчетов о налогах один раз в квартал;

4.         снижение количества статистических отчетов, которые должны предоставлять малые предприятия в органы статистики;

5.         сокращенная форма бухгалтерского учета и отчетности и другие;

К особенностям налогообложения малых  предприятий можно отнести и  то, что они могут применять  различные системы налогообложения.

Сущность малого предпринимательства  в зависимости от применения системы  налогообложения разделены на три  категории.

Малые предприятия с обычной  системой налогообложения стали  выделяться в особую категорию предприятий  с момента становления действующей  налоговой системы, и они пользуются льготами по налогу на прибыль.

В федеральном законе «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 14.06.95 №88-ФЗ определены главные направления  государственной поддержки и  развития малых предприятий; установлены  основные формы и методы государственного регулирования и стимулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Согласно этому закону Правительство  РФ обязано ежегодно разрабатывать  Федеральную программу государственной  поддержки малого предпринимательства  и предоставлять ее (бюджетного финансирования) на рассмотрение в Госдуму. То же самое  должно делаться на региональном, отраслевом, муниципальном уровне. В России фонд поддержки малого предпринимательства, средства которого должны идти в основном на льготное кредитование малых предприятий.

Этим же законом предприятиям даны и некоторые налоговые гарантии: в течении четырех лет с  момента создания малого предприятия, условия его налогообложения  не могут ухудшиться. Например, если на момент создания малого предприятия  ставка налога на прибыль составляла 30%, а через год повысится до 35%, то согласно упомянутому положению, малые предприятия должны платить  налог на прибыль по ставке 30%. Это  касается и других налогов.

Для малых предприятий имеются  существенные льготы в области исчисления амортизационных отчислений. Для  всех малых предприятий в той  области имеются следующие льготы:

- осуществлять ускоренную амортизацию  с коэффициентом, равным 2;

- в первый год эксплуатации  новой техники, с момента ее  ввода в эксплуатацию, имеют право  списать на себестоимость продукции  до 50% от первоначальной стоимости  как амортизационные отчисления;

На использование этих льгот, в  области амортизационных отчислений, имеются следующие ограничения:

Информация о работе Роль малого бизнеса в экономике России