Роль малого бизнеса в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследовать малое предпринимательство, определить его роль, условия и тенденции развития в России.
Исходя из цели можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике;
- проследить формирование и развитие малого предпринимательства в экономике России;
- определить тенденции развития малого предпринимательства;
-рассмотреть методы государственной поддержки предпринимательства в России;
- проследить развитие малого предпринимательства Юга России, в частности нашей в Ростовской области.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая малый бизнес.docx

— 83.57 Кб (Скачать файл)

1)срок службы основных производственных  фондов (машин, оборудования) должен  превышать три года;

2)малые предприятия не должны  прекращать свою деятельность  в течении одного года с  момента ввода в эксплуатацию  того оборудования, по которому  списывается себестоимость до 50% его стоимости[12].

При использовании льгот в области  ускоренной амортизации малые предприятия  имеют возможность в первый год  приобретения и эксплуатации новой  техники сроком службы более трех лет списать на себестоимость  значительную часть ее стоимости  и тем самым ускорить процесс  обновления активной части основных производственных фондов.

Кроме того, у малого предприятия  появляется возможность снизить  налог на прибыль и налог на имущество предприятия.

Некоторые малые предприятия имеют  существенные льготы по налогу на прибыль.

В первые два года работы не уплачивает налог на прибыль предприятия, осуществляющие производство и одновременно переработку  сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров  народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных  средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального  природоохранного назначения (включая  ремонтно-строительные работы) при  условии, если выручка от указанных  видов деятельности превышает 70% общей  суммы выручки от реализации продукции, работ и услуг. При этом днем начало работы предприятия считается день его государственной регистрации.

В третий и четвертый год работы эти малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50% установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных  видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции, работ и услуг.

Из всего выше изложенного можно  сделать вывод, что отечественные  малые предприятия имеют определенные налоговые и другие льготы, что  положительно влияет на процесс развития малого бизнеса в нашей стране.

Надо назвать также две федеральные  программы поддержки малого бизнеса. Первая программа поддержки малого предпринимательства на 1994-1997 годы», вторая – «Федеральная программа  государственной поддержки малого предпринимательства на 2003-2005 годы». В соответствии с последней Федеральному фонду поддержка малого предпринимательства  были выделены ассигнования из федерального бюджета на финансирование приоритетных мероприятий данной программы в  сумме 386,6 млн. рублей. Однако из-за отсутствия должного финансирования, а также  несогласованности действий исполнителей намеченных мероприятий эта Федеральная  программа была выполнена не полностью. Из 81 намеченного мероприятия полностью  выполнены лишь чуть больше половины (53%), частично – одна четверть (25%) и  не выполнены 22% намеченных мероприятий. Еще хуже обстояло дело с третьей  программой. Она не была своевременно принята Государственной Думой  ввиду отсутствия средств у федерального центра. А ведь эти затраты могли  многократно окупиться.

В феврале 2005 г. Правительство РФ рассмотрело  итоги реализации Федеральной программы  государственной поддержки малого предпринимательства за 2004 г. Был  сделан вывод о том, государство  так и не создало необходимых  условий для развития малого бизнеса. За последние семь лет количество малых предприятий практически  не изменилось. В секторе малого бизнеса в России занято около 8 млн. человек, которые производят 5% объема всей промышленной продукции и около 15% услуг (для страны с рыночной экономикой, на статус, который претендует Россия,- ничтожно мало). Признавая это правительство, наметило ряд мер по дальнейшему  развитию малого бизнеса в России.

Определенное внимание уделяется  развитию малого бизнеса в регионах России. Почти во всех регионах разработаны  собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды его поддержки. Наиболее крупный регион России , где сосредоточена  четверть всех предприятий малого бизнеса, -Москва – на начало 2004 г. занимал  первое место в числе регионов по развитию малого бизнеса (182,2 тыс. предприятий)[13].Далее следует Санкт – Петербург (78,6), Области Московская (46,0), Самарская (27,6), Ростовская (25,0),Свердловская (21,6).

Возвращаясь к помощи предпринимателям на федеральном уровне, следует отметить, что 26 июля 2004 г. Правительство РФ своим  распоряжением № 1072-Р утвердило  «План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики  на 2004-2005 г»[14].

В разделе плана «Создание благоприятного предпринимательства и инвестиционного  климата. Общие условия хозяйствования»  отмечено, что «ключевым условием развития экономики в 2004-2005 годах  является улучшение инвестиционного  и предпринимательского климата, создание равных условий конкуренции для  всех хозяйствующих субъектов на всей территории страны»[15]. И далее: «Правительство Российской Федерации намеренно радикально изменить процедуру регистрации юридических лиц, перейдя к уведомительному порядку с одновременным установлением правил надзора и введением соответствующей ответственности учредителей за соответствие заявленных сведений по фактическому состоянию. Будут упрощены механизмы согласования и получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов, введена практика осуществления государственными предприятиями и организациями с государственным участием крупных закупок на конкурсной основе, обеспечены конституционные гарантии беспрепятственного движения товаров, капитала, рабочей силы»[16].

На устранение излишних административных барьеров развития предпринимательства, включая малое, направлены федеральные  законы от 8 августа 2001 г.:

1.    «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) № 134 – ФЗ;

2.    «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ;

3.    «О государственной регистрации юридических лиц» № 129-ФЗ.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора)». Главная цель Закона – устранить административные барьеры, препятствующие предпринимательской  деятельности или ограничивающие ее. В законе в значительной степени  пересмотрены существовавшие прежде подходы  к контролю за деятельностью предприятий, ограничено число оснований для  проведения внеплановых проверок. В  законе предусмотрена материальная ответственность органов контроля (надзора) в случае нанесения ущерба своими необоснованными действиями.

О значении данного Закона можно  судить по тому, что в стране действуют  около 80 государственных служб, в  той или иной степени имеющие  отношение к малому бизнесу.

В соответствии с Федеральным законом  «О лицензировании отдельных видов  деятельности» сокращено количество лицензируемых видов деятельности, упрощена сама процедура лицензирования. Закон позволяет обеспечить единую государственную политику в области лицензирования, создает условия для стабильной работы предпринимательских структур.

Наконец. Федеральный закон «О государственной  регистрации юридических лиц» существенно  упрощает условия регистрации. Срок регистрации ограничен пятью  днями. Значительно ограничены основания  для отказа или искусственного затягивания  сроков государственной регистрации. Функции регистрации предприятий  в соответствии с Законом передаются от регистрационных палат налоговым  инспекциям.

При Правительстве РФ создан Совет  по предпринимательству, призванный обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым, средним и крупным  бизнесом. А проблем у малого бизнеса  в нашей стране не мало. Как следует  из доклада о состоянии малого предпринимательства по итогам 1 квартала 2000 г., подготовленного Министерством  экономического развития и торговли РФ, количество малых предприятий  в 1 квартале 2000 г. по сравнению с  аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 1,9% и составило 873,6 тыс. Если в странах Евросоюза  и Японии число малых предприятий  на 1000 жителей достигает 45-50, то в  России на 1000 приходится лишь 6 предприятий. Для того , чтобы приблизиться к  стандартам Евросоюза, малых предприятий  в нашей стране должно быть не менее 5 млн. В европейских странах на малых предприятиях занято около 70% от общего числа работающих, а доля малого бизнеса в ВВП составляет более 50%. России каждый из показателей  не превышает 10%.

Причины подобного положения в  упомянутом докладе названы. Это  сложность получения банковского  кредита и его высокая учетная  ставка, неподъемная арендная плата, сложная и долгая процедура регистрации  малых предприятий, трудности в  получении юридического адреса, неразвитость структуры сбыта и непосильное  налоговое бремя. Преодоление этих проблем раскроет возможности дальнейшего  развития малого бизнеса в России.  

 

 

4 МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ЮГА  РОССИИ 

 

4.1 Общая характеристика состояния  малого предпринимательства на  Юге России 

 

Малое предпринимательство играет все более важную роль в социально-экономическом  развитии Юга России (Северо-Кавказский регион, Астраханская и Волгоградская  области, Республика Калмыкия,) ЮФО  с точки зрения увеличения производства, обеспечения занятости населения, развития сферы торговли и услуг.

В Южном федеральном округе доля малых предприятий составляет около 10% от общего их числа по стране в  целом, а в абсолютных цифрах таких  на Юге России насчитывается 82 тысячи. Что до фермерских хозяйств, то в  округе их насчитывается около 105 тысяч (40% общероссийского количества). Свыше 1,3 млн. человек занимаются предпринимательством - это 26% всех российских предпринимателей. Соответственно, и все проблемы, связанные с малым бизнесом, на Юге выглядят особенно рельефно и  обостряются при малейшем колебании  экономической ситуации, в свою очередь  оказывая сильное влияние на состояние  экономики и социальную атмосферу. Как считают сами предприниматели, в большом количестве обращающиеся в аппарат полпреда Президента, назрела  необходимость на федеральном уровне разработать унифицированные подходы  к налогообложению в сфере  малого бизнеса, чтобы исключить  малейший произвол со стороны властных и силовых структур и сформировать равные для всех условия для ведения  своего дела. Как известно, Концепция  развития малого предпринимательства  на Юге России предусматривает достижение в ближайшие три года двукратного  роста объема выпускаемой малыми предприятиями продукции и увеличение числа занятых в этой сфере  работников.

Уровень развития малого предпринимательства  Юга России может быть охарактеризован  следующими показателями:

 

Таблица 4.1

Численность малых предприятий  ЮР

Субъекты Федерации

2002

2003

2004

2005

тыс.

тыс.

темп прироста, %

тыс.

темп прироста, %

тыс.

темп прироста, %

Республика Адыгея

2.15

2.18

1.40

2.20

0.92

2.22

0.91

Республика Дагестан

1.68

10.17

505.36

2.00

-80.33

2.72

36.00

Республика Ингушетия

0.77

1.49

93.51

1.86

24.83

1.35

-27.42

Кабардино-Балкарская Республика

2.39

2.40

0.42

2.28

-5.00

2.21

-3.07

Карачаево-Черкесская Республика

1.61

1.84

12.50

2.31

27.78

1.68

-26.96

Республика Северная Осетия-Алания

1.27

1.21

-4.72

1.73

40.50

2.41

41.18

Краснодарский край

28.94

26.92

-6.98

24.55

-8.80

21.87

-10.92

Ставропольский край

10.25

10.36

0.97

15.22

46.35

9.60

-36.93

Ростовская область

20.37

27.41

34.31

27.34

-0.36

25.48

-6.59

Северо-Кавказский регион

69.42

83.98

21.01

79.48

-5.33

69.53

-12.54

Республика Калмыкия

1.44

1.13

-21.66

1.26

12.09

0.91

-27.99

Астраханская область

4.54

3.42

-24.76

3.65

6.76

3.49

-4.39

Волгоградская область

13.33

13.63

2.29

13.53

-0.73

17.94

32.62

Российская Федерация

841.7

861.1

2.30

868

0.80

891

2.65


Юг России является стратегически  важным регионом Российской Федерации:

- занимает выгодное экономико-географическое  положение - на пересечении важных  сухопутных, морских, воздушных путей  в меридиональном и широтном  направлениях;

- обладают развитой транспортной  инфраструктурой и многоотраслевым  хозяйственным комплексом;

- на территории сосредоточено  10,2% стоимости общероссийских основных  производственных фондов;

- имеют наиболее высокую плотность  населения и значительную хозяйственную  освоенность территории (3,5% территории  страны и 14,7% населения);

- обладают уникальным по объему  и качеству природно-ресурсным  потенциалом, включающим в себя:

- обширные плодородные черноземные  земли, занимающие свыше 70% общего  земельного фонда региона, и  благоприятный климат, что создает  оптимальные условия для развития  сельского хозяйства; 

- значительные запасы полезных  ископаемых: разведанные запасы  угля составляют 6,5 млрд. т, нефти  - 200 млн. т, природного газа - 250 млрд. куб. м, доломитов - 30 млн.  т (10% российских запасов), что  создает оптимальные условия  для развития ТЭК и промышленности  строительных материалов;

- богатейшие ресурсы минеральных  вод и благоприятные рекреационные  условия. 

Однако имеющийся потенциал  используется недостаточно. Так, для  современной экономики ЮР характерна преобладающая сельскохозяйственная специализация производства, менее  развитая промышленность и низкая, несмотря на относительно высокий рейтинг, инвестиционная обеспеченность развития экономики.

Показатель инвестиционной обеспеченности региона в расчете на душу населения (2 958 руб.) в 1,54 раза ниже среднего по Российской Федерации.

Перевод хозяйственного комплекса  Юга России на путь эффективно развивающейся  конкурентоспособной экономики  требует его структурной перестройки  на основе использования преимуществ  природно-ресурсного потенциала региона  и комплексного технико-технологического обновления производства, что возможно посредством широкого привлечения  инвестиций, как отечественных, так  и зарубежных.

4.2 Оценка потенциала развития  малого предпринимательства Юга  России 

 

1) Оценка числа малых предприятий,  которое необходимо создать на  Юге России, для достижения уровня  высокоразвитых стран: 

Исходя из возможности доведения  доли малых предприятий в производстве ВВП региона до среднего уровня развитых стран (при сохранении уровня производства крупными и средними предприятиями  на прежнем уровне) расчет произведен по следующему алгоритму:

Информация о работе Роль малого бизнеса в экономике России