Роль малых промышленных предприятий в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

На основе изложенного, сформирована цель работы – рассмотрение роли малых промышленных предприятий в современной рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить теоретические подходы к определению малых промышленных предприятий.
2) Проанализировать функционирование малых промышленных предприятий.
3) Выявить проблемы и перспективы малых промышленных предприятий.

Содержание

Введение _______________________________________________________3

Глава 1. Теоретические подходы к определению малых промышленных предприятий ____________________________________________________5
1.1. Понятие малых промышленных предприятий________________5
1.2. Цели создания малых предприятий_________________________6
1.3. Социально-экономические функции малых промышленных предприятий______________________________________________________8

Глава 2. Функционирование малых промышленных предприятий____14
2.1. Виды малых промышленных предприятий в современной экономике России________________________________________________14
2.2. Характеристика экономической деятельности малых промышленных предприятий_______________________________________15
2.3. Место и роль малого предприятия в рыночной экономике_____18

Глава 3. Проблемы и перспективы малых промышленных предприятий____________________________________________________22
3.1. Опыт функционирования малых промышленных предприятий в разных странах___________________________________________________22
3.2. Текущие проблемы сектора малых промышленных предприятий_____________________________________________________24
3.3. Меры поддержки малых промышленных предприятий________27


Заключение______________________________________________________34

Список литературы_______________________________________________37

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

6. Малое предпринимательство и проблема насыщения рынка товарами и услугами, реализуемыми непосредственно населению.

 Это направление связано  с анализом следующих показателей: изменение производства товаров и услуг, реализуемых непосредственно населению, по общему объему в стоимостном, a по отдельным видам продукции — ив натуральном измерении; изменение удельного веса товаров и услуг, произведенных в малом бизнесе и реализуемых непосредственно населению, в общем объеме таких товаров и услуг, произведенных в народном хозяйстве.

При проведении анализа экономической деятельности малых предприятий важно обеспечить методологическую сопоставимость показателей, характеризующих состояние и развитие малого бизнеса. [18]

 

2.3 Место и роль малого  предприятия в рыночной экономике

 

Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.

Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением.

Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.

Малое предпринимательство – необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств.

Так, в США предприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т.д. Аналогичная картина наблюдается также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%. Показательным является также участие МБ в экспорте продукции ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов – примерно 40%, Италии – 20-25%, США и Японии – 15%. Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом сфера, где малый бизнес приобрел особое значение, - международная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. Помимо технологий важными статьями экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности.

Роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.

Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается в специфических моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня государственная политика в отношении малого бизнеса строится на основе самых общих и формальных представлений. С одной стороны, правительство вроде бы признает, что малый бизнес нужно развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство воспринимается чиновниками как часть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнение бюджета.

Рациональное соотношение между крупным и малым предпринимательством различно для разных экономических условий и стран. Оно зависит от целого ряда факторов. К ним относятся культурно-исторические традиции и менталитет общества (в странах с населением, для которого «дух» предпринимательства воспроизводится семейными традициями, малый бизнес развит сильнее), природно-климатический фактор (в станах с более холодным климатом из-за большей капиталоемкости ведения бизнеса активность малого предпринимательства ниже) и др. Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса обладает значительной спецификой, обусловленной ходом развития экономический реформ и состоящей в том, что в складывающемся экономической симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание» крупных фирм. [22, c 205]

 Таким образом, деятельность  малых предприятий - это основа  всей социальной и экономической  жизни стран и решающая предпосылка  их дальнейшего хозяйственного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МАЛЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

3.1 Опыт функционирования  малых промышленных предприятий в разных странах

 

Малые предприятия во всем мире играют важную роль. В последние несколько лет в Западной Европе, США и Японии большое значение приобрел малый бизнес, где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная масса их — это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.

Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора, в том числе: в обрабатывающей промышленности — 21%, строительстве - 80, оптовой торговле — 86, сфере обслуживания — 81%. Отобразим данные на диаграмме.

Процентное соотношение производства малых и средних фирм США.

 

 На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные. В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Голландии, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции и в часовой промышленности Швейцарии, но это не привело к исчезновению мелкого бизнеса. Он проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают "специализированные ниши", где они выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так что происходит их воспроизводство. Примечательно, что в кризисные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась. 

Малые предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, что малое предпринимательство как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку. Малые предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малое предпринимательство является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

 

 

3.2 Текущие проблемы сектора малых промышленных предприятий

 

Существует целый ряд факторов, сдерживающих развития малого промышленного бизнеса, которые являются как общими для предпринимательства в целом, так и носят сугубо специфический характер для малых предприятий, действующих в промышленных отраслях. Общие проблемы субъектов малого бизнеса возникают в связи с тем, что для эффективного предпринимательства необходимы определенные условия, которые можно сгруппировать следующим образом: а) правовые; б) политические; в) экономические; г) финансовые; д) имущественные; е) социальные; ж) организационные.

 

Вместе с тем в промышленном секторе экономики в рамках сгруппированных проблем существуют специфические проблемы, с которыми сталкиваются субъекты малого промышленного бизнеса. (см. таблицу, представленную в приложении 1)

В России производственной деятельностью занимаются лишь 13% малых предприятий. А большая их часть (44,9%) сосредоточена в торговле, в общественном питании, в оптово-посреднической сфере. Численность работников малых предприятий в России составляет в целом 10157,3 тысячи, а по основным видам экономической деятельности это выглядит следующим образом: в производственном секторе  — 2113,8 тысячи, в том числе в рыболовстве и рыбоводстве — 28,5 тысячи; в добыче полезных ископаемых — 49,3 тысячи; в обрабатывающем производстве — 1962,6 тысячи; производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 73,4 тысячи человек. В то же время в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспорта  и предметов личного пользования — 3261,7 тысячи работников.

Сравнительно низкая активность малого производственного предпринимательства и его недостаточная роль в реструктуризации и подъеме промышленности объясняется разными причинами, среди которых можно выделить следующие факторы:

● для открытия малого бизнеса в промышленной сфере требуется более значительный стартовый капитал, чем в иных видах экономической деятельности;

● инвестиции в малом бизнесе в промышленности окупаются медленнее и, как правило, через более длительный срок, чем в иных видах экономической деятельности;

● капитальные вложения в малый бизнес в промышленности более рискованны, чем в иных видах экономической деятельности;

 

● в промышленности более значительно влияние на малый бизнес монопольных структур, чем это ощущается в иных видах экономической деятельности;

● субъектам малого бизнеса, ведущим предпринимательскую деятельность в промышленности, особенно в ее сырьевом секторе, сложнее выйти на рынок и занять в нем свою нишу без внешней, в том числе финансовой и технической, поддержки;

● малые предприятия, занятые в промышленности, испытывают большую сложность в получении длинных кредитов и в микрофинансировании, чем в иных видах экономической деятельности;

● малый бизнес в промышленности несет большие финансовые затраты на подключение к инженерным, коммунальным и энергетическим сетям инфраструктуры, что крайне отрицательно влияет на его становление и развитие;

● малый бизнес в промышленности испытывает большие трудности в получении в аренду или приобретении в собственность производственных площадей и оборудования;

Информация о работе Роль малых промышленных предприятий в современной рыночной экономике