Роль налоговых реформ в реализации целей фискальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

фискальной политики Республики Беларусь.
Для достижения представленных целей были поставлены следующие задачи:
- изучить цели и инструменты фискальной политики;
- изучить виды фискальной политики;
- изучить налоговый мультипликатор и эффективность фискальной политики;

Содержание

Введение………………………………………………………………………
Глава 1 Понятие, цели и виды фискальной политики……………………..
1.1 Цели и инструменты фискальной политики………………………….
1.2 Виды фискальной политики……………………………………………
1.3 Налоговый мультипликатор и эффективность фискальной
политики………………………………………………………………….
Глава 2 Реформирование налогообложения и особенности фискальной политики………………………………………………………………………
2.1 Направление реформирования налогообложения в Республике Беларусь……………………………………………………………………..
2.2 Особенности фискальной политики Республики Беларусь………….
2.3 Оценка направления фискальной политики при реформировании
налогообложения в Республике Беларусь……………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая,М.docx

— 286.58 Кб (Скачать файл)

оглавление

 

Введение………………………………………………………………………

4

Глава 1 Понятие, цели и виды фискальной политики……………………..

6

1.1 Цели и инструменты  фискальной политики………………………….

6

1.2 Виды фискальной политики……………………………………………

8

1.3 Налоговый мультипликатор  и эффективность фискальной

      политики………………………………………………………………….

 

9

Глава 2 Реформирование налогообложения  и особенности фискальной политики………………………………………………………………………

 

14

2.1 Направление реформирования  налогообложения в Республике  Беларусь……………………………………………………………………..

 

14

2.2 Особенности фискальной  политики Республики Беларусь………….

16

2.3 Оценка направления фискальной политики при реформировании

     налогообложения в Республике Беларусь……………………………..

 

18

Заключение……………………………………………………………………

Список использованных источников……………………………………….

22

25


 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Фискальной политикой  принято называть область экономики, связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных закупок, налогообложения и трансфертных платежей.

Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство  будет осуществлять бюджетно-налоговую  политику зависит судьба каждого  человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Фискальную политику государства иногда называют бюджетно-налоговой. В общем можно  согласиться с таким определением, хотя и фискальная политика не связана  исключительно с бюджетом и налогами. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области  бюджета есть политика, связанная  с государственными расходами; налоговая  политика – государственными доходами. Ныне экономисты самых различных  школ безоговорочно признают, что  фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую  систему.

Объект исследования – фискальная политика.

Предмет исследования – налогообложение и фискальная политика.

Целью курсовой работы – анализ реформирования налогообложения и фискальной политики Республики Беларусь.

Для достижения представленных целей были поставлены следующие задачи:

- изучить цели и инструменты фискальной политики;

- изучить виды фискальной политики;

- изучить налоговый мультипликатор  и эффективность фискальной политики;

- исследовать направление реформирования налогообложения в Республике Беларусь;

- исследовать особенности  фискальной политики Республики  Беларусь;

- оценить и проанализировать достижение целей фискальной политики при реформировании налогообложения в Республике Беларусь;

- сформулировать выводы  по результатам проведённого исследования.

В процессе написания работы были использованы следующие методы: сравнения, анализа, синтеза, группировки, рассуждения, наглядного изображения  результатов анализа (табличный  и графический метод).

При написании работы использовались учебная литература, статистические сборники РБ, статьи, в которых изложены вопросы по данной теме исследования.

 

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ТИПЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

    1. Цели и инструменты фискальной политики.

 

Впервые термин «фискальная  политика» применил Дж. М. Кейнс. Доводы, на которые опиралась его концепция регулирующего потенциала бюджетного механизма, может быть кратко описана следующим образом.

В экономической системе, которая имеет высокую степень  неопределенности, неравномерное распределение  богатства, несовпадение  условий  сбережений и инвестирования, жесткость  цен, а достижение  автоматического  равновесия является затруднительным. В таких условиях координация  данного процесса может быть возложена  на центральную власть (государство).

Фискальная политика представляет собой совокупность мер, предпринимаемые правительственными органами, по изменению государственных расходов, налогообложения, с целью управления деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и прекращения роста уровня цен [3, с. 90].

Фискальная политика –  политика манипулирования бюджетом, расходами и налогами в целях  изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией  и ускорения экономического роста [15].

Фискальная политика может  влиять на стабильность национальной экономики как благотворно, так  и негативно. Если правительство  принимает инструменты фискальной политики для смягчения колебаний  выпуска продукции в ходе экономического цикла, поддержания занятости и  стабильности цен, то используется политика стабилизации. Главной задачей в  этом случае является приближение объема совокупного дохода к его потенциальному уровню. Увеличение фактических объемов  совокупного дохода служит целью  политики экономического роста, а уменьшение реального совокупного дохода по сравнению с его потенциальным  уровнем – целью политики деловой  активности.

На рисунке 1.1 изображены последствия применения фискальной политики.

Тренд А  показывает колебания экономической активности в рамках цикла. Тренд В показывает довольно большие изменения совокупного дохода, уровня занятости, а также и цен за рассматриваемый отрезок времени. Тренд С показывает следствие воздействия инструментов фискальной политики, что в экономике не будет столь значительных колебаний данных величин, которое свидетельствует о стабилизации. При помощи фискальной политики добиться совпадения трендов В и С сложно, но это наиболее приемлемый вариант исправления ситуации для экономики.

 

 

Рисунок 1.1 – Стабилизационная  роль фискальной политики

 

Примечание – Источник: [3, с. 90].

 

Основными инструментами  фискальной политики являются налоги и государственный долг.

При помощи налогов можно  влиять на совокупный спрос, а при  помощи государственных расходах можно  влиять на состояние потребительского инвестиционного спроса.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные закупки; 

2) налоги;

3) трансферты.

Инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

Согласно классической концепции, инструменты фискальной политики приводят к перераспределению средств  от частного сектора к государственному и не влияют на значения занятости  в экономике. Прирост совокупного спроса, вызванный приростом автономного спроса на рынке благ, в значительной степени уменьшается взаимодействием с денежным рынком. Рост государственных закупок приведет к росту процентной ставки, что вызовет снижение запланированных предпринимателями инвестиций в размере, равном первоначальному приросту государственных закупок.

 

 

1.2 Виды фискальной политики

 

В зависимости от воздействия  на совокупный спрос в экономике, фискальную политику можно разделить  на стимулирующую и сдерживающую (рисунок 1.2).

 

Рисунок 1.2 - а)Стимулирующая;  б)Сдерживающая фискальная политика.

 

Примечание – Источник: [15].

 

Стимулирующая фискальная политика возникает, когда экономическая система находится в состоянии спада, прибегнув к этой политике правительство, поощряет расходы, повышает реальный объем выпуска (ВВП). Используя модель «совокупный спрос – совокупное предложение», можно наблюдать смещение кривой совокупного спроса вправо (рис.1.2.а). Совокупный спрос может переместиться из состояния AD1 в AD2 путем увеличения государственных расходов, снижения налогов или сочетания этих мер. Обычно стимулирующая фискальная политика приводит к возникновению дефицита бюджета.

Сдерживающая фискальная политика направлена на борьбу с инфляцией спроса. В таком случае требуется устранить чрезмерный спрос на товары и услуги, который толкает уровень цен вверх. На рисунке 1.2.б видно смещение совокупного спроса из состояния в вследствие применения определенных мер: сокращение госрасходов, повышение налогов или их сочетание. Сдерживающая политика приводит к бюджетному излишку или профициту [3, с.91-92].

Кроме того, фискальную политику различают как дискреционную  и автоматическую (недискреционную). Экономическая наука различает  два эти типа в зависимости  от характера использования прямых и косвенных финансовых методов.

Дискреционная фискальная политика – главной целью которой является изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате решений правительства. Которые направлены на изменение уровня занятости, темпов инфляции и состояние платежного баланса.

Основными инструментами  дискреционной политики выступают:

• изменения ставок налогообложения;

• проекты общественных работ;

• трудоустройство населения.

Это активная фискальная политика государства.

Дискреционная фискальная политика, осуществляемая в целях сглаживания  экономического цикла, бывает двух видов:

1. Стимулирующая,

2. Контрактивная [4, с.159-160].

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика – это автоматическое изменения в условиях государственных расходов и налогов. Автоматическая фискальная политика предполагает увеличение или уменьшение частных налоговых поступлений в государственный бюджет.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика обусловлена тем, что в определенной степени изменения в относительных уровнях государственных расходов и налогов осуществляются автоматически. В данном случае налоги и трансферты выступают как автоматические встроенные стабилизаторы экономики – амортизаторы циклических колебаний, не требующие сознательного государственного вмешательства. Встроенная стабильность – это механизм действия автоматических стабилизаторов [15].

 

 

1.3 Налоговый мультипликатор и эффективность фискальной политики

 

Мультипликатор фискальной политики показывает, на сколько рост правительственных расходов изменяет уровень дохода, если предложение реальных денег остается постоянным.

Налоговый мультипликатор – это отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению налогов [4, с.164].

Рассмотрим налоговый мультипликатор, при котором налоговые отчисления снижаются на ∆Т, то располагаемый доход =Y-T возрастает на величину ∆T (рис.1.3). Потребительские расходы увеличиваются на величину ∆Т∙mpc, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства до на величину ∆Y=-∆T , где = – мультипликатор налогов.

 

Рисунок 1.3 – Налоговый мультипликатор.

 

Примечание - Источник: [1, с.119].

 

Если предположить что  все налоговое отчисления в государственный  бюджет зависят от динамики текущего дохода Y, на налоговую функцию принимает  вид –  T=t∙Y, где t – предельная налоговая ставка [1, с.118-119].

Модель налогового мультипликатора  принимает вид:

 

=                                        (1.1)

 

Знак минус обозначается тем, что увеличение налогов приводит к сокращению совокупного дохода (выпуска), и наоборот.

Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в  превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления [1, с.122].

Также рассмотри эффективность  фискальной политики, которая по мнению многих ученых, заключается прежде всего в том, что она способна помочь стране избежать экономических шоков. Стимулирующая политика может быть использована для предотвращения длительного спада; Сдерживающая – для предупреждения инфляции.

Реализация фискальной политики связана с решением ряда проблем. Для нее характерны длительные временные  лаги. Особенно значителен внутренний лаг, который включает: период времени  от осознания того, что в стране начинается спад производства или инфляция. Помимо внутреннего есть и внешний  лаг: период времени от утверждения  данных мер до получения эффекта  от их реализации в реальном секторе  экономики. Временные лаги лишают фискальную политику гибкости.

Информация о работе Роль налоговых реформ в реализации целей фискальной политики