Роль налоговых реформ в реализации целей фискальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

фискальной политики Республики Беларусь.
Для достижения представленных целей были поставлены следующие задачи:
- изучить цели и инструменты фискальной политики;
- изучить виды фискальной политики;
- изучить налоговый мультипликатор и эффективность фискальной политики;

Содержание

Введение………………………………………………………………………
Глава 1 Понятие, цели и виды фискальной политики……………………..
1.1 Цели и инструменты фискальной политики………………………….
1.2 Виды фискальной политики……………………………………………
1.3 Налоговый мультипликатор и эффективность фискальной
политики………………………………………………………………….
Глава 2 Реформирование налогообложения и особенности фискальной политики………………………………………………………………………
2.1 Направление реформирования налогообложения в Республике Беларусь……………………………………………………………………..
2.2 Особенности фискальной политики Республики Беларусь………….
2.3 Оценка направления фискальной политики при реформировании
налогообложения в Республике Беларусь……………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая,М.docx

— 286.58 Кб (Скачать файл)

Год

Показатель

Дефицит (-), профицит (+), в фактически действовавших ценах, млрд. р.

% к ВВП

2008

+1852

+1,4

2009

-958

-0,7

2010

-4226

-2,6

2011

+6180

+2,3


Примечание – Источник: [11, с.18].

 

Отличительной особенностью бюджетно-налоговой политики Беларуси на протяжении последних нескольких лет является сохранение дефицита бюджета  на не высоком уровне – в пределах 2 – 3 % ВВП.

Так же затронем выплаты  по внешнему долгу, которые не обременительны для государства. По состоянию на 1 января 2011 г. составил 9687,2 млн. дол. США  при установленном лимите на 2010 г. 11 млрд. дол. США. Основными кредиторами  Республики Беларусь являются: Россия, Германия, Италия, США и другие страны.

В основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на данный период указано, что бюджетно-налоговая  политика является неотъемлемым инструментом реализации основных направлений и  приоритетов социально-экономического развития страны. Предполагается максимально  упростить налоговую систему, уменьшив общее количество республиканских  налогов. Политику государственных  расходов планируется направить  на обеспечение гарантий социальной защиты населения, сокращение доли государственных  расходов в ВВП, стабилизацию экономики, повышение эффективности финансирования жилищного строительства [3, с.121-122].

 

 

2.3 Оценка направления  фискальной политики при реформировании  налогообложения в Республике Беларусь

 

Активно проводится работа над трансформацией нормативной  правовой базы в сторону снижения уровня административного регулирования. Чему следует улучшения условий  ведения бизнеса и соответственно создание на территории республики благоприятного инвестиционного климата. Проводится плановая приватизация государственной  собственности. Совершенствуется система  налогообложения.

Внимание, которое государство  уделяет налоговой политике, обусловлено  ее влиянием на обеспечение условий  для экономического роста и повышение  уровня жизни населения.

Политический налогов  носит сдерживающий характер, хотя такое направление неправильное, так как необходимо повышать деловую  активность предприятия, а не снижать  её; увеличивать объёмы ВВП, а не уменьшать.

Такая ситуация складывается из-за повышенных налоговых ставок, большого удельного веса косвенных  налогов, относящихся на себестоимость  продукции и включаемых в её цену.

Также система налогообложения  доходов граждан в республике представлена подоходным налогом. Однако этот налог занимает не только ведущее  место в системе налогов с  населения, но и оказывает влияние  на формирование местных бюджетов.

В области налоговой политики прошла серьезная реформа не только всей системы применяемых налогов  и сборов, но и законодательных  основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса Республики Беларусь унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации. Направленного  на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения  для юридических и физических лиц Беларуси и России.

Для достижения поставленных целей проводилось:

  • введение в Республике Беларусь общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;
  • улучшение структуры налогов на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, а также сокращение количества республиканских налогов до 7–8 за счет отмены малоэффективных сборов, объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу;
  • существенная модернизация методов расчета, а также механизмов и принципов взимания основных налогов: на добавленную стоимость, прибыль и доходы организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц;
  • выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в первую очередь, за счет поэтапного сокращения льгот по налоговым платежам и ужесточения подходов к предоставлению индивидуальных налоговых льгот;
  • установление оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также обеспечение эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов [10].

По позиции «Налогообложение»  Республика Беларусь в рейтинге 2011 года занимает последнее 183 место в  связи с тем, что для оценки взяты условия налогообложения 2009 года, которые в 2010 году и 2011 году претерпели существенные изменения.

В результате Республика Беларусь имеет следующие показатели по позиции  «Налогообложение»:

    • количество платежей налогов в год – 82;
    • время – 798 часов в год;
    • общая ставка налоговых изъятий – 80,4%.

Вместе с тем, с учетом уже реализованных в 2010 году и  принятых на 2011 год изменений налогового законодательства указанные показатели для Республики Беларусь (по методике Всемирного банка) составляют следующие  величины (таблица 2.5):

 

Таблица 2.5 – показатели по позиции «Налогообложение» в Республике Беларусь.

Наименование показателя

2010 год

2011 год

количество платежей налогов  в год

56

36

время, часов в год

700

600

общая ставка налоговых изъятий (в %)

62,7

60,8


 Примечание – Источник [9].

 

Эти величины достигнуты за счет проведенных действий:

 

в 2010 году:

в 2011 году:

  • отмены “оборотного” налога;
  • отмены налога с продаж;
  • введения электронного декларирования.
  • отмены транспортного сбора;
  • ежеквартальной уплаты налога на прибыль;
  • ежеквартальной уплаты налога на добавленную стоимость.

С учетом всех этих изменений  позиция Республики Беларусь в рейтинге «Ведение бизнеса» при использовании  симулятора Всемирного банка по показателю “Налогообложение” составит в 2010 г. (Ведение бизнеса-2012) – 178 место, в 2011 году (Ведение бизнеса-2013) – 169.

В результате реализации указанных  мероприятий с 2011 года обычный плательщик будет уплачивать на постоянной основе только 5 налогов, а уровень налоговой  нагрузки в 2011 году составил 24,6 % к ВВП [9]. Также можно сказать, что налоговая нагрузка уменьшилась на 17,7%. Что соответственно снизило значение индикатора "Налоговая нагрузка" до уровня 62,8%, который в 2009 году он составлял 80,4%. Из 62,8% общей ставки к прибыли организации 38,4% относится к отчислениям в Фонд социальной защиты, что составляет более 50% общего показателя [4].

Следует признать, что без  уменьшения уровня отчислений в Фонд соцзащиты снижение налоговой нагрузки на предприятия и, как следствие, существенное изменение рейтинговой  оценки республики по показателю "Налогообложение" представляется затруднительным.

Также можно заметить, что  вследствие кризисных процессов в экономике страны в 2011 годах произошло значительное снижение уровня жизни населения. Большинству нашего населения пришлось уменьшить свои расходы для обеспечения прожиточного минимума. Сформировался определенный отложенный спрос на отдельные группы товаров и услуг, необходимых для нормального жизнеобеспечения, которые стали недоступны многим категориям населения: услуги платного образования, лечения и оздоровления, реабилитации и отдыха, приобретения крупной бытовой техники и др.

В таблице 2.6 представлены данные о заработных платах и пенсиях.

 

Таблица 2.6 – Показатели уровня жизни населения.

Показатели

В % к предыдущему году

2008

2009

2010

2011

Реальные денежные доходы

111,8

102,7

115,1

99,7

Реальная заработная плата

109,0

100,1

115,0

101,9

Реальный размер назначенных  пенсий

104,7

100,2

123,9

77,1


Примечание – Источник: [12, с. 35].

 

Можно сделать вывод, что  на данный момент улучшение уровня жизни населения не происходит, так  как процент заработной платы не стабилен, с учетом того что показатель за 2011 год немного ниже чем за 2008. Также и остальные два показателя меньше, чем в предыдущие годы.

Это уменьшение заметно отражается у населения в отказе потребления  некоторых товаров и услуг.

В последнее время, каждая страна стремиться сделать свою налоговую  систему привлекательной. Понятие  конкурентоспособность уже применимо  не только к бизнесу, им оперируют  государства, корректируя свою налоговую  политику. Одним из главных резервов консолидации бюджета, сокращения бюджетного дефицита признано повышение экономической активности за счет снижения нагрузки на бизнес, в том числе и налоговой.

В этой связи, сделать налоговый  режим в республике предсказуемым, стабильным и конкурентоспособным, обеспечивающим рентабельную работу плательщиков, минимизировать риски инвесторов по фискальным параметрам является одной  из основных задач государства на данном этапе.

Стимулирующая функция налоговой  системы занимает важнейшее место  в этом глобальном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Фискальная политика может  влиять на стабильность национальной экономики как благотворно, так  и негативно. Главной задачей  является приближение объема совокупного  дохода к его потенциальному уровню. Увеличение фактических объемов  совокупного дохода служит целью  политики экономического роста, а уменьшение реального совокупного дохода по сравнению с его потенциальным  уровнем – целью политики деловой  активности.

При помощи налогов можно  влиять на совокупный спрос, а при  помощи государственных расходах можно  влиять на состояние потребительского инвестиционного спроса.

Инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

Фискальную политику можно  разделить на стимулирующую и сдерживающую. Обычно стимулирующая фискальная политика приводит к возникновению дефицита бюджета. Сдерживающая политика приводит к бюджетному излишку или профициту.

Фискальную политику различают  как дискреционную и автоматическую (недискреционную). Экономическая наука  различает два эти типа в зависимости  от характера использования прямых и косвенных финансовых методов.

Рассмотрели налоговый мультипликатор, который  изменяет отношение реального  национального дохода к вызвавшему его изменению налогов.

 Так же рассмотрели  эффективность фискальной политики, которая, по мнению многих ученых, заключается, прежде всего в том, что она способна помочь стране избежать экономических шоков. С которой связана реализация фискальной политики с учетом решения ряда проблем.

Одна из таких проблем  реализации фискальной политики является эффект вытеснения. Так как рост государственных расходов приводит к увеличению бюджетного дефицита, государству для его финансирования приходится прибегать к дополнительному  выпуску ценных бумаг.

Существует также проблемы, связанные с действием автоматической фискальной политики. Она не только не в состоянии значительно влиять на ход делового цикла, но и на определенной его стадии может являться фискальным тормозом.

Налоговая система Беларуси подверглась многочисленным корректировкам. За прошедшее время произошло  снижение ставок практически по всем основным налогам, немного улучшалась структура налогообложения за счет объединения определенных налогов.

Информация о работе Роль налоговых реформ в реализации целей фискальной политики