Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:53, курсовая работа
фискальной политики Республики Беларусь.
Для достижения представленных целей были поставлены следующие задачи:
- изучить цели и инструменты фискальной политики;
- изучить виды фискальной политики;
- изучить налоговый мультипликатор и эффективность фискальной политики;
Введение………………………………………………………………………
Глава 1 Понятие, цели и виды фискальной политики……………………..
1.1 Цели и инструменты фискальной политики………………………….
1.2 Виды фискальной политики……………………………………………
1.3 Налоговый мультипликатор и эффективность фискальной
политики………………………………………………………………….
Глава 2 Реформирование налогообложения и особенности фискальной политики………………………………………………………………………
2.1 Направление реформирования налогообложения в Республике Беларусь……………………………………………………………………..
2.2 Особенности фискальной политики Республики Беларусь………….
2.3 Оценка направления фискальной политики при реформировании
налогообложения в Республике Беларусь……………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….
Год |
Показатель | |
Дефицит (-), профицит (+), в фактически действовавших ценах, млрд. р. |
% к ВВП | |
2008 |
+1852 |
+1,4 |
2009 |
-958 |
-0,7 |
2010 |
-4226 |
-2,6 |
2011 |
+6180 |
+2,3 |
Примечание – Источник: [11, с.18].
Отличительной особенностью бюджетно-налоговой политики Беларуси на протяжении последних нескольких лет является сохранение дефицита бюджета на не высоком уровне – в пределах 2 – 3 % ВВП.
Так же затронем выплаты по внешнему долгу, которые не обременительны для государства. По состоянию на 1 января 2011 г. составил 9687,2 млн. дол. США при установленном лимите на 2010 г. 11 млрд. дол. США. Основными кредиторами Республики Беларусь являются: Россия, Германия, Италия, США и другие страны.
В основных направлениях социально-экономического
развития Республики Беларусь на данный
период указано, что бюджетно-налоговая
политика является неотъемлемым инструментом
реализации основных направлений и
приоритетов социально-
2.3 Оценка направления
фискальной политики при
Активно проводится работа
над трансформацией нормативной
правовой базы в сторону снижения
уровня административного
Внимание, которое государство уделяет налоговой политике, обусловлено ее влиянием на обеспечение условий для экономического роста и повышение уровня жизни населения.
Политический налогов
носит сдерживающий характер, хотя
такое направление
Такая ситуация складывается из-за повышенных налоговых ставок, большого удельного веса косвенных налогов, относящихся на себестоимость продукции и включаемых в её цену.
Также система налогообложения доходов граждан в республике представлена подоходным налогом. Однако этот налог занимает не только ведущее место в системе налогов с населения, но и оказывает влияние на формирование местных бюджетов.
В области налоговой политики прошла серьезная реформа не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса Республики Беларусь унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации. Направленного на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для юридических и физических лиц Беларуси и России.
Для достижения поставленных целей проводилось:
По позиции «Налогообложение» Республика Беларусь в рейтинге 2011 года занимает последнее 183 место в связи с тем, что для оценки взяты условия налогообложения 2009 года, которые в 2010 году и 2011 году претерпели существенные изменения.
В результате Республика Беларусь имеет следующие показатели по позиции «Налогообложение»:
Вместе с тем, с учетом уже реализованных в 2010 году и принятых на 2011 год изменений налогового законодательства указанные показатели для Республики Беларусь (по методике Всемирного банка) составляют следующие величины (таблица 2.5):
Таблица 2.5 – показатели по позиции «Налогообложение» в Республике Беларусь.
Наименование показателя |
2010 год |
2011 год |
количество платежей налогов в год |
56 |
36 |
время, часов в год |
700 |
600 |
общая ставка налоговых изъятий (в %) |
62,7 |
60,8 |
Примечание – Источник [9].
Эти величины достигнуты за счет проведенных действий:
в 2010 году: |
в 2011 году: |
|
|
С учетом всех этих изменений позиция Республики Беларусь в рейтинге «Ведение бизнеса» при использовании симулятора Всемирного банка по показателю “Налогообложение” составит в 2010 г. (Ведение бизнеса-2012) – 178 место, в 2011 году (Ведение бизнеса-2013) – 169.
В результате реализации указанных мероприятий с 2011 года обычный плательщик будет уплачивать на постоянной основе только 5 налогов, а уровень налоговой нагрузки в 2011 году составил 24,6 % к ВВП [9]. Также можно сказать, что налоговая нагрузка уменьшилась на 17,7%. Что соответственно снизило значение индикатора "Налоговая нагрузка" до уровня 62,8%, который в 2009 году он составлял 80,4%. Из 62,8% общей ставки к прибыли организации 38,4% относится к отчислениям в Фонд социальной защиты, что составляет более 50% общего показателя [4].
Следует признать, что без уменьшения уровня отчислений в Фонд соцзащиты снижение налоговой нагрузки на предприятия и, как следствие, существенное изменение рейтинговой оценки республики по показателю "Налогообложение" представляется затруднительным.
Также можно заметить, что вследствие кризисных процессов в экономике страны в 2011 годах произошло значительное снижение уровня жизни населения. Большинству нашего населения пришлось уменьшить свои расходы для обеспечения прожиточного минимума. Сформировался определенный отложенный спрос на отдельные группы товаров и услуг, необходимых для нормального жизнеобеспечения, которые стали недоступны многим категориям населения: услуги платного образования, лечения и оздоровления, реабилитации и отдыха, приобретения крупной бытовой техники и др.
В таблице 2.6 представлены данные о заработных платах и пенсиях.
Таблица 2.6 – Показатели уровня жизни населения.
Показатели |
В % к предыдущему году | |||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Реальные денежные доходы |
111,8 |
102,7 |
115,1 |
99,7 |
Реальная заработная плата |
109,0 |
100,1 |
115,0 |
101,9 |
Реальный размер назначенных пенсий |
104,7 |
100,2 |
123,9 |
77,1 |
Примечание – Источник: [12, с. 35].
Можно сделать вывод, что на данный момент улучшение уровня жизни населения не происходит, так как процент заработной платы не стабилен, с учетом того что показатель за 2011 год немного ниже чем за 2008. Также и остальные два показателя меньше, чем в предыдущие годы.
Это уменьшение заметно отражается у населения в отказе потребления некоторых товаров и услуг.
В последнее время, каждая
страна стремиться сделать свою налоговую
систему привлекательной. Понятие
конкурентоспособность уже
В этой связи, сделать налоговый режим в республике предсказуемым, стабильным и конкурентоспособным, обеспечивающим рентабельную работу плательщиков, минимизировать риски инвесторов по фискальным параметрам является одной из основных задач государства на данном этапе.
Стимулирующая функция налоговой системы занимает важнейшее место в этом глобальном процессе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фискальная политика может влиять на стабильность национальной экономики как благотворно, так и негативно. Главной задачей является приближение объема совокупного дохода к его потенциальному уровню. Увеличение фактических объемов совокупного дохода служит целью политики экономического роста, а уменьшение реального совокупного дохода по сравнению с его потенциальным уровнем – целью политики деловой активности.
При помощи налогов можно влиять на совокупный спрос, а при помощи государственных расходах можно влиять на состояние потребительского инвестиционного спроса.
Инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.
Фискальную политику можно разделить на стимулирующую и сдерживающую. Обычно стимулирующая фискальная политика приводит к возникновению дефицита бюджета. Сдерживающая политика приводит к бюджетному излишку или профициту.
Фискальную политику различают
как дискреционную и
Рассмотрели налоговый мультипликатор, который изменяет отношение реального национального дохода к вызвавшему его изменению налогов.
Так же рассмотрели
эффективность фискальной
Одна из таких проблем
реализации фискальной политики является
эффект вытеснения. Так как рост
государственных расходов приводит
к увеличению бюджетного дефицита,
государству для его
Существует также проблемы,
связанные с действием
Налоговая система Беларуси подверглась многочисленным корректировкам. За прошедшее время произошло снижение ставок практически по всем основным налогам, немного улучшалась структура налогообложения за счет объединения определенных налогов.
Информация о работе Роль налоговых реформ в реализации целей фискальной политики