ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.РОЛЬ И МЕСТО НАЛОГОВ
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
5
1.1Сущность, функции и
виды налогов 5
1.2 Роль налогов в формировании
бюджета государства 10
2. ОЦЕНКА РОЛИ НАЛОГОВ
В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
12
2.1 Характеристика налоговой
системы Республики Беларусь 12
2.2 Анализ структуры и
динамики налоговых доходов (за
период с 2006 года по 2010 год) 16
3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
19
3.1 Проблемы налогообложения
в Республике Беларусь 19
3.2 Совершенствование системы
налогообложения в Республике
Беларусь 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ 28
ВВЕДЕНИЕ
В Древней Греции
под словом «экономика» понимали
ведение домашнего хозяйства,
которым руководит хозяин или
нанятый им человек. В центре
экономических процессов всегда
были конкретные люди - собственники,
производители, посредники. От успешного
ведения хозяйства зависело благосостояние
тысяч граждан.
Прошли столетия и
эпохи. Слово «экономика» приобретало
разное содержание, но суть его
оставалась все той же, изменились
лишь масштабы этого понятия.
Теперь, говоря об экономике, мы
имеем в виду не столько
домашнее, сколько общественное, национальное
и мировое хозяйство.
Несравненно более
сложными стали процессы производства,
усовершенствовались системы посредничества
и торговли. Не изменилось одно
- в центре всего, что происходит,
находятся конкретные люди с
их потребностями, которые и
являются двигателями развития
цивилизаций.
Именно потребности
во все времена заставляли
людей одолевать огромные расстояния
в поисках новых земель и
рынков сбыта, осваивать неизведанные
территории. Именно потребности
были и остаются главным стимулом
развития науки, техники и производства,
способствуя тем самым расцвету
культуры и образования и повышению
уровня жизни.
Темой работы выбрана
«Роль налогов в регулировании
экономики Республики Беларусь».
Актуальность темы заключается
в том, что налоги касаются
каждого – кого-то в большей
мере, кого-то в меньшей.
Налоги - это плата общества
за выполнение государством его
функций. Это цена, которую мы
платим за возможность жить
в цивилизованной стране. Мы пользуемся
общественными благами.
Каждый из нас полагается
на государство, которое может
обеспечивать национальную безопасность,
сохранение окружающей среды,
защиту от внешней экспансии,
гражданский мир, хорошие дороги,
доступ к образованию и здравоохранению
и множество других услуг. Для
выполнения своих функций государству
нужны средства, значительная часть
которых формируется за счет
налоговых поступлений.
Тема выбрана для
того, чтобы разобраться какие
налоги оказывают влияние на
нашу повседневную жизнь, кем
и каким образом эти налоги
регулируются, на каком этапе
развития находится налогообложение
в Республике Беларусь, рассмотреть
некоторые недостатки и возможные
пути решения.
Практически каждый
человек в своей жизни сталкивается
с таким механизмом экономической
деятельности, как налогообложение,
поэтому преувеличить его значение
сложно. Налогообложение значительно
влияет на предпринимательскую
активность. В свою очередь, высокая
предпринимательская активность
способствует развитию и расширению
рынка товаров и услуг. Вследствие
этого потребители могут выбрать
ту продукцию, которая наилучшим
образом удовлетворяет их потребностям.
Кроме того, в настоящее время
на долю налогов приходится 80-90%
всех бюджетных поступлений. От
того, насколько правильно построена
система налогообложения, зависит
эффективное функционирование всего
народного хозяйства. Таким образом,
налоги составляют неотъемлемый
элемент рыночной экономики.
Целью работы является,
прежде всего, формирование общего
представления о системе налогообложения,
о видах налогов, о современном
уровне налогообложения в Республике
беларусь, о их влиянии на государственный
бюджет, указание недостатков системы
и поиск возможных путей по
реформированию и совершенствованию
механизма налогообложения. Исходя
из целей, можно определить
следующие задачи:
1. Определить сущность
налогообложения, его основные
функции, а также рассмотреть
существующие виды налогов;
2. Выявить практическое
применение системы налогообложения
и ее специфику в Республике
Беларусь;
3. Проанализировать налоговое
регулирование в Республике Беларусь
и выявить его сущность;
4. Рассмотреть влияние
налоговой системы на государственный
бюджет;
5. Рассмотреть существовавшие
и существующие недостатки налогообложения
в Республике Беларусь;
6. Выявить и обосновать
возможность и пути совершенствования
налоговой системы в Республике
Беларусь.
При написании работы
использовались Указы Президента
РБ, Постановления Правительства
РБ, Законы, Инструкции Министерства
по налогам и сборам РБ, другая
различная информация расположенная
на сайтах Министерств, таких
как Министерства по налогам
и сборам РБ и Министерства
экономики РБ, сайт правового
интернет – портала РБ, литература
экономистов-теоретиков, инструктивно-методический
материал, статьи периодической
печати, статьи интернет ресурсов,
а также данные годовых отчетов,
учетная политика и устав анализируемого
предприятия.
1.РОЛЬ И МЕСТО НАЛОГОВ
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1Сущность, функции и
виды налогов
Объективная необходимость
государственного регулирования
экономики общепризнанна и осуществляется
во всех странах. Одним из
инструментов регулирования являются
налоги.
Под налогами понимаются
обязательные платежи в бюджет,
осуществляемые юридическими и
физическими лицами в соответствии
с законодательными актами. Они
отражают экономические отношения
между государством (в лице уполномоченных
государственных органов управления)
и юридическими и физическими
лицами по поводу изъятия части
совокупного общественного продукта
и национального дохода в денежной
форме с целью ее перераспределения
для удовлетворения общегосударственных
потребностей.
Налоги имеют ряд
отличительных особенностей:
• являются обязательными
к уплате и принудительными
в изъятии;
• являются основным
источником формирования государственных
доходов;
• возникают и функционируют
в фазе распределения (перераспределения)
совокупного общественного продукта
и национального дохода;
• налоговые отношения
носят односторонний характер
от налогоплательщика к государству.
Совокупность взимаемых
в государстве налогов, сборов,
пошлин и других платежей, а
также форм и методов их
построения образует налоговую
систему. Налоговая система –
важнейшая составляющая финансовой
системы любого государства, поскольку
налоги – основной источник
наполнения казны и, соответственно,
государственных расходов.
Налоги представляют
собой объективную реальность, связанную
с существованием государства.
Их сущность выражается в отношениях
между государственной властью,
хозяйствующими субъектами и
отдельными гражданами по поводу
перераспределения национального
дохода на общегосударственные
нужды. Специфичность этих отношений
состоит в том, что они не
являются равноправными. В них
государство выступает главным
действующим лицом, устанавливая
в законодательном порядке правила
изъятия в свое распоряжение
части доходов предприятий и
населения на условиях безвозвратности.
Возврат налога возможен только
в случае его переплаты или
в качестве предоставления льготы.
[2; с.7]
В экономической литературе
выделяются различные функции
налогов, в том числе характерные
для рыночной системы:
Регулирующая. Государственное
регулирование осуществляется в
двух основных направлениях:
• регулирование рыночных,
товарно-денежных отношений. Оно
состоит главным образом в
определении ”правил игры”, то
есть разработка законов, нормативных
актов, определяющих взаимоотношения
действующих на рынке лиц, прежде
всего предпринимателей, работодателей
и наемных рабочих. К ним
относятся законы, постановления,
инструкции государственных органов,
регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей,
продавцов и покупателей, деятельность
банков, товарных и фондовых бирж,
а также бирж труда, торговых
домов, устанавливающие порядок
проведения аукционов, ярмарок,
правила обращения ценных бумаг
и т.п. Это направление государственного
регулирования рынка непосредственно
с налогами не связано;
• регулирование развития
народного хозяйства, общественного
производства в условиях, когда
основным объективным экономическим
законом, действующим в обществе,
является закон стоимости. Здесь
речь идет главным образом
о финансово-экономических методах
воздействия государства на интересы
людей, предпринимателей с целью
направления их деятельности
в нужном, выгодном обществу направлении.
Стимулирующая. С помощью
налогов, льгот и санкций государство
стимулирует технический прогресс,
увеличение числа рабочих мест,
капитальные вложения в расширение
производства и др. Стимулирование
технического прогресса с помощью
налогов проявляется прежде всего
в том, что сумма прибыли,
направленная на техническое
перевооружение, реконструкцию, расширение
производства товаров народного
потребления, оборудование для
производства продуктов питания
и ряда других освобождается
от налогообложения.
Распределительная, или,
вернее, перераспределительная. Посредством
налогов в государственном бюджете
концентрируются средства, направляемые
затем на решение народнохозяйственных
проблем, как производственных, так
и социальных, финансирование крупных
межотраслевых, комплексных целевых
программ — научно-технических,
экономических и др.
С помощью налогов
государство перераспределяет часть
прибыли предприятий и предпринимателей,
доходов граждан, направляя ее
на развитие производственной
и социальной инфраструктуры, на
инвестиции и капиталоемкие и
фондоемкие отрасли с длительными
сроками окупаемости затрат: железные
дороги и автострады, добывающие
отрасли, электростанции и др.
Перераспределительная
функция налоговой системы носит
ярко выраженный социальный характер.
Соответствующим образом построенная
налоговая система позволяет
придать рыночной экономике социальную
направленность, как это сделано
в Германии, Швеции, многих других
странах. Это достигается путем
установления прогрессивных ставок
налогообложения, направления значительной
части бюджета средств на социальные
нужды населения, полного или
частичного освобождения от налогов
граждан, нуждающихся в социальной
защите.
Наконец, последняя
функция налогов — фискальная,
изъятие части доходов предприятий
и граждан для содержания государственного
аппарата, обороны страны и той
части непроизводственной сферы,
которая не имеет собственных
источников доходов (многие учреждения
культуры — библиотеки, архивы
и др.), либо они недостаточны
для обеспечения должного уровня
развития — фундаментальная наука, театры,
музеи и многие учебные заведения и т.п.
Определяющую роль
налогов в формировании доходов
государства отражает их фискальная
функция (от лат. fiscus – императорская,
государственная казна). Все остальные
функции налогообложения можно
назвать производными от фискальной
функции. [7; с.11]
Вся совокупность законодательно
установленных налогов, сборов, пошлин
и других платежей подразделяется
на группы по определенным
критериям, признакам, особым
свойствам. Для организации рационального
налогообложения они имеют большое
значение.
Первая классификация
налогов была построена на
основе критерия перелагаемости
налогов, который первоначально
еще в ХVII в. был привязан
к доходам землевладельца (поземельный
налог – это прямой налог,
остальные – косвенные). Впоследствии
А. Смит, исходя из факторов
производства (земля, труд, капитал),
дополнил доход землевладельца
доходами с капитала и труда
и соответственно двумя прямыми
налогами – на предпринимательскую
прибыль владельца капитала и
на заработную плату наемного
работника. Косвенные же налоги,
считал А. Смит, - это те налоги,
которые связаны с расходами
и перелагаются таким образом
на потребителя.
Различают несколько
способов классификации налогов
по различным признакам.
По методу установления
и взимания налоги подразделяются
на прямые и косвенные. Классификация
налогов на прямые и косвенные,
исходя из подоходно-расходного
критерия, не утратила своего
значения и используется для
оценки степени переложения налогового
бремени на потребителя товаров
и услуг.