Роль налогов в регулировании экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является, прежде всего, формирование общего представления о системе налогообложения, о видах налогов, о современном уровне налогообложения в Республике беларусь, о их влиянии на государственный бюджет, указание недостатков системы и поиск возможных путей по реформированию и совершенствованию механизма налогообложения. Исходя из целей, можно определить следующие задачи:
1. Определить сущность налогообложения, его основные функции, а также рассмотреть существующие виды налогов;
2. Выявить практическое применение системы налогообложения и ее специфику в Республике Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.РОЛЬ И МЕСТО НАЛОГОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1Сущность, функции и виды налогов 5
1.2 Роль налогов в формировании бюджета государства 10
2. ОЦЕНКА РОЛИ НАЛОГОВ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 12
2.1 Характеристика налоговой системы Республики Беларусь 12
2.2 Анализ структуры и динамики налоговых доходов (за период с 2006 года по 2010 год) 16
3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 19
3.1 Проблемы налогообложения в Республике Беларусь 19
3.2 Совершенствование системы налогообложения в Республике Беларусь 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 39.36 Кб (Скачать файл)

 Среди прямых налогов  выделяют:

 • Реальные прямые  налоги, которыми облагается предполагаемый  средний доход, получаемый от  того или иного объекта налогообложения  (налог на операции с ценными  бумагами, налог с владельцев  транспортных средств, земельный  налог и др.).

 • Личные прямые  налоги уплачиваются с действительно  полученного дохода и отражают  фактическую платежеспособность. К  ним относятся подоходный налог  с физических лиц, налог на  прибыль с предприятий и организаций,  налог на имущество, переходящее  в порядке наследования или  дарения, и др.

 Косвенные налоги вытекают  из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: налог на добавленную стоимость,  акцизы на отдельные товары, таможенная  пошлина, налог на операции  с ценными бумагами, транспортный  налог, налог на содержание  жилищного фонда и объектов  социально-культурной сферы и  др.

 Особое значение имеет  дифференциация налогов по источникам  налогообложения. 

 Различают три источника  налогообложения: 

 • издержки производства (себестоимость);

 • прибыль; 

 • выручка. 

 По значимости и  принадлежности налоги подразделяются  на (в Налоговом Кодексе Республике  Беларусь именно они представлены  как виды налогов):

- республиканские налоги, сборы (пошлины):

 • Налог на добавленную  стоимость; 

 • Акцизы;

 • Налог на прибыль; 

 • Налоги на доходы;

 • Подоходный налог  с физических лиц; 

 • Экологический налог; 

 • Налоги с пользователей  природных ресурсов;

 • Налоги на имущество; 

 • Земельный налог; 

 • Дорожные налоги  и сборы; 

 • Таможенная пошлина  и таможенные сборы; 

 • Гербовый сбор;

 • Оффшорный сбор;

 • Консульский сбор;

 • Экологический сбор  за проезд автотранспортных средств  по территориям национальных  парков и заповедников;

 • Государственная  пошлина; 

 • Регистрационные  и лицензионные сборы; 

 • Патентные пошлины. 

- местные: 

 • Налог с розничных  продаж;

 • Налог за услуги;

 • Налог за рекламу; 

 • Сборы пользователей. [5; с.66-68]

 В соответствии с  действующим законодательством  для отдельных категорий плательщиков  и видов хозяйственной деятельности  могут применяться особые режимы  налогообложения. Особым режимом  налогообложения признается специальный  порядок исчисления и уплаты  налогов, сборов (пошлин). К особым  режимам налогообложения относятся: 

 • упрощенная система  налогообложения; 

 • налогообложение  в свободных экономических зонах; 

 • налог на игорный  бизнес;

 • налог на лотерейную  деятельность;

 • единый налог для  производителей сельскохозяйственной  продукции; 

 • единый налог с  индивидуальных предпринимателей  и иных;

 • физических лиц,  осуществляющих реализацию товаров  (работ, услуг);

 • налогообложение  отдельных категорий плательщиков.

 

 В Республике Беларусь  выделяется также смешанная классификация: 

 • налоги и отчисления  от выручки; 

 • налоги на прибыль  и доходы (налог на недвижимость);

 • налог в счёт  остающейся прибыли (например, налог  на рекламу);

 • налоги, включаемые  в себестоимость; 

 • прочие. [9; c.36-37]

 В зависимости от  характера взимания налоговых  ставок налоги подразделяются  на: пропорциональные, прогрессивные  и регрессивные.

 Пропорциональный налог  – это налог, ставка которого  одинакова для всех облагаемых  сумм. Налог, средняя ставка которого  повышается по мере роста суммы,  называется прогрессивным. Регрессивный  налог предполагает уменьшение  процента изъятия из суммы  по мере ее роста. 

 К последнему виду  налогов относятся, как правило,  косвенные налоги.

 Соотношение различных  видов налогов на различных  ступенях развития общества менялось. В ХIХ -начале XX веков главную  роль играли косвенные налоги, после Второй мировой войны  ведущую роль стали играть  прямые налоги.

 Для современной налоговой  системы характерен рост взносов  в фонд социального страхования,  который по темпам роста опережает  как прямые, так и косвенные  налоги.

 

1.2 Роль налогов в формировании  бюджета государства 

 

 В условиях переходной  экономики усиливается роль бюджета  в регулировании воспроизводственных  процессов, происходит активизация  всей системы бюджетных отношений.  Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.

 Доходы бюджета представляют  собой экономические отношения,  возникающие в процессе формирования  централизованного фонда денежных  средств государства. Формой реализации  этих отношений являются различные  виды платежей - налоговые и неналоговые.  Доходы также могут принимать  форму безвозмездных поступлений  от физических и юридических  лиц, международных организаций  и правительств иностранных государств.

 В Республике Беларусь  основная доля доходов бюджета  формируется за счет налоговых  поступлений (в 2002 - 2005 гг. - около  93 % в объеме консолидированного  бюджета, без учета целевых  фондов[8; с.111], в 2006-2010 гг. – около  92 %[13]).

 Оценка налоговой системы  осуществляется с позиций соответствия  общепризнанным характеристикам  - стабильности, справедливости и  эластичности, определяющих ее эффективность.  Имеется в виду, что налоги  должны обеспечить необходимый  уровень доходов для финансирования  общегосударственных расходов, не  создавая чрезмерного давления  на субъекты хозяйствования и  население, сохраняя свою стимулирующую  функцию. 

 При этом налоговые  поступления не должны подгоняться  под постоянно растущие потребности  бюджета, их величина в ВВП  должна быть обоснована. Данное  обстоятельство требует проведения  политики, направленной на определение  оптимального уровня налоговой  нагрузки, соотношения налогов и  ВВП. 

 Налог – это обязательный  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и юридических  лиц в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности,  хозяйственного ведения или оперативного  управления денежных средств,  в целях финансового обеспечения  деятельности государства и (или)  муниципальных образований. 

 Налоги как экономическая  категория выражают взаимоотношения  органов государственной власти  разных уровней с юридическими  и физическими лицами. Сущность  налогообложения выражается через  понятие «налоги и сборы, методы  их исчисления и способы взимания  с налогоплательщиков». Налогообложение  тесно связано с формированием  государственного бюджета - финансового  плана страны, баланса доходов  и расходов государства. [3; с.41]

 Налоги стали основным  источником доходов государственного  бюджета. В соответствии с Законом  Республики Беларусь «О бюджете  Республики Беларусь на 2009 год»  за счет налогов формируется  более 90 процентов бюджета. Кроме  налогов, в бюджет поступают  доходы от продажи государственной  собственности, от внешнеэкономической  деятельности, доходы государственных  целевых бюджетных фондов и  другие. В 2009 году в бюджет государства  поступило 54,899 трлн. рублей. Общая  концепция налоговой политики  государства сводится к обеспечению  возрастающих поступлений ресурсов  с целью снижения бюджетного  дефицита, при этом преимущество  в налоговой системе отдается  косвенным налогам, которые наиболее  полно выполняют фискальную функцию. [12]

 Налогам принадлежит  решающая роль в формировании  доходной части государственного  бюджета. Но не это главное.  Государственный бюджет можно  сформировать и без них. Важную  роль играет функция, без которой  в экономике, базирующейся на  товарно-денежных отношениях, нельзя  обойтись – регулирующая. Так,  развитие рыночной экономики  регулируется финансово-экономическими  методами – путем применения  отлаженной системы налогообложения,  маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

 При достижении определенного  уровня грамотности населения  налоги будут восприниматься  им с пониманием, как форма  участия своими средствами в  решении общегосударственных задач,  прежде всего - социальных. Естественно,  если ставки налогов будут  отражать баланс интересов граждан,  предпринимателей, предприятий и  государства. 

 Таким образом, повышение  роли налогов в нашей стране, превращение их в основной  способ изъятия части доходов  физических и юридических лиц  в государственный и местные  бюджеты - свидетельство роста  финансовой культуры общества.

2. ОЦЕНКА РОЛИ НАЛОГОВ  В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

 

2.1 Характеристика налоговой  системы Республики Беларусь 

 

 Переориентация Республики  Беларусь на хозяйственные условия  рыночной экономики вызвала необходимость  перехода к единой налоговой  системе. 

 Понятие «налоговая  система» является дальнейшим  развитием и конкретизацией понятия  «налоги». Если налоги рассматриваются  как финансовые отношения налогоплательщиков  с бюджетом по поводу формирования  централизованных фондов финансовых  ресурсов и их концентрация  в госбюджете и во внебюджетных  фондах, то налоговая система  развивает и конкретизирует этот  процесс, определяя задачи, формы,  методы и принципы.

 Под налоговой системой  государства понимается совокупность  налогов, пошлин и сборов, установленных  на его территории и взимаемых  с целью создания централизованного  общегосударственного фонда финансовых  ресурсов, а также совокупность  принципов, способов, форм и методов  их взимания.

 Налоговая система  государства должна строиться  исходя из знаний фундаментальных  закономерностей распределительных  отношений, их влияния на процесс  развития экономики. Налоговедение,  постигая экономические закономерности, определяет организационно-правовые  принципы функционирования налоговой  системы, формирует конкретные  методики исчисления отдельных  налоговых платежей.

 Налоговые системы  современных государств есть  результат их многовековой эволюции. В каждом государстве национальная  налоговая система индивидуальна,  так как нет абсолютно одинаковых  государств с точки зрения  структуры экономики, институтов  государственной власти, правовой  доктрины, а именно они придают  колорит национальным налоговым  системам.

 Поэтому весь комплекс  принципиальных положений для  системы налогообложения можно  разграничить на две подсистемы:

 • Подсистема, построенная  на основе классических, или межнациональных  принципов, если налоговая система  строится на основе их использования,  то ее можно считать оптимальной; 

 • Подсистема, построенная  на основе организационно-экономических,  или внутринациональных, принципов,  на основе этих принципов создаются  налоговые концепции и задаются  условия действия налогового  механизма применительно к типу  государства, политическому региону  и возможностям экономики, сложившимся  социальным условиям развития  общества. [5; с.32]

 Налоговая система  есть единство экономических,  правовых и организационных принципов,  обусловливающих ее самостоятельность  и функционирование.

 Экономическая и юридическая  наука выделяют следующие общие  характеристики налоговой системы: 

 • налоговое законодательство.

 • налоговые органы;

 • порядок установления  и ввода в действие налогов; 

 • виды налогов или  система налогов, классификация  налогов в соответствии с национальной  бюджетной классификацией;

 • порядок распределения  налогов между звеньями бюджетной  системы; 

 • права и обязанности  налогоплательщиков;

 • права и обязанности  налоговых органов; 

 • ответственность  участников налоговых отношений; 

 • защита прав и  интересов налогоплательщиков;

 Налоговая система  Республики Беларусь была сформирована  в 1992 году. Основу ее составил  Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики  Беларусь», а также специальные  акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду  налога конкретные объекты налогообложения,  порядок уплаты, ставки и льготы. Первоначально налоговая система  включала 15 основных налогов и  8 видов отчислений в различные  внебюджетные фонды. Принятый  перечень налогов и некоторые  методики исчисления имели формальные  признаки налогообложения рыночного  типа. Однако ее логику и внутреннее  содержание определяли потребности  сложившегося соотношения доходов  и расходов государственного  бюджета. В дальнейшем налоговая  система постоянно корректировалась: изменялись состав налогов и  сборов, порядок расчета. 

Информация о работе Роль налогов в регулировании экономики Республики Беларусь