Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 13:24, курсовая работа
Формы реализации стратегического поведения фирмы - выделяют две основные формы: 1) некооперативное взаимодействие фирм, когда фирмы конкурируют друг с другом и в большей степени проводят самостоятельную политику на рынке; 2) кооперативное поведение, когда фирмы предварительно договариваются о совместных действиях и выступают на рынке в значительной степени "единым фронтом".
Введение 2
Основные понятия 2
Всеобщая взаимозависимость 5
Организационно-экономические формы концентрации 7
Методы конкуренции: ценовая и не ценовая. 10
Рыночные и внерыночные формы 10
Место и роль конкуренции в современной рыночной экономике 17
Заключение 30
Библиографический список 31
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский государственный торгово-
Курсовая работа по дисциплине «Микроэкономика»
на тему: «Роль олигополии в современной рыночной экономике»
обучения , факультета менеджмента,
группы МНз-11Колпакова Н.А
Руководитель – к.э.н., доцент Соколова М.А
Пермь 2013
Формы реализации
стратегического поведения
Модель Курно - модель олигополии, в которой фирмы конкурируют, выбирая уровень своего производства, оставляя рынку определение цены произведенного продукта.
Модель Бертрана - модель олигополии, в которой фирмы конкурируют, выбирая цены и оставляя рынку определить количество продукции, которое они смогут продать по этим ценам.
Модель Штакельберга - модель олигополии, в которой фирмы движутся последовательно и первый, начавший движение, считается рыночным лидером.
Картель - национальная или международная группа производителей, связанных соглашением о совращении производства с целью увеличения прибылей фирм.
Несовершенный картель - картельное соглашение, в которое входят не все фирмы отрасли.
Х-эффективность картеля - сокращение издержек производства товара в результате создания картеля по сравнению с условиями выпуска докартелированной отрасли.
Социальные издержки картелизации - потери в объеме выпуска отрасли в результате создания картеля, сокращающего совокупное предложение на рынке.
Поскольку на рынке присутствует небольшое количество фирм, продавцам необходимо разрабатывать стратегии развития для своей фирмы, чтобы их не вытеснили с рынка конкуренты. Поскольку фирм на рынке немного, компании внимательно следят за действиями конкурентов, в том числе за их ценовой политикой, с кем они сотрудничают и т. п.2
Модель ломаной кривой спроса: точка P(нет) — если фирма установит цену на товар выше данного уровня, то конкуренты не последуют за ней.
Модель Курно - модель олигополии, в которой фирмы конкурируют, выбирая уровень своего производства, оставляя рынку определение цены произведенного продукта.
Модель Бертрана - модель олигополии, в которой фирмы конкурируют, выбирая цены и оставляя рынку определить количество продукции, которое они смогут продать по этим ценам.
Модель Штакельберга - модель олигополии, в которой фирмы движутся последовательно и первый, начавший движение, считается рыночным лидером.
Картель - национальная или международная группа производителей, связанных соглашением о совращении производства с целью увеличения прибылей фирм.
Несовершенный картель - картельное соглашение, в которое входят не все фирмы отрасли.
Х-эффективность картеля - сокращение издержек производства товара в результате создания картеля по сравнению с условиями выпуска докартелированной отрасли.
Социальные издержки картелизации - потери в объеме выпуска отрасли в результате создания картеля, сокращающего совокупное предложение на рынке.
В подавляющем большинстве стран мира процессы объединения предприятий контролируются антитрестовым законодательством.
Некооперированная олигополия. Модели дуополии: модель Курно; модель Чемберлина; модель Штакельберга; модель, отражающая борьбу за лидерство; модель Бертрана, парадокс Бертрана. Модели олигополии: модель Курно; модель Бертрана; модель Штакельберга.
Кооперированная олигополия. Условия, способствующие координации действий олигополий. Открытые и тайные соглашения. Картель. Причины возникновения картелей. Проблема нарушения соглашений. Методы предотвращения нарушения картельного соглашения. Эвристическое ценообразование как инструмент координации. Социальные издержки картеля.
Межфирменная конкуренция — борьба между предприятиями одной или разных отраслей за ограниченный объем платежеспособного спроса. Возникает между предприятиями, производящими товары или предоставляющими услуги, которые относятся к межродовым, межгрупповым, внутригрупповым и межфирменным товарам-конкурентам. Примером могут служить предприятия швейной промышленности, производящие одежду, а также ателье по пошиву одежды.
Внутриотраслевая конкуренция, один из видов капиталистической конкуренции, специфическая форма антагонистического соперничества и борьбы между отдельными товаропроизводителями, капиталистическими предпринимателями, акционерными компаниями, монополистическими союзами капиталистов, занятыми в одной и той же отрасли хозяйства.
Межотраслевая конкуренция, один из видов капиталистической конкуренции; специфическая форма борьбы между отдельными капиталистами, акционерными компаниями и монополистическими объединениями. М. к. представляет собой процесс перелива капиталов из одной отрасли в другую, благодаря чему стихийно складываются пропорции воспроизводства общественного капитала.
В зависимости от соотношения
между количеством
а) большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.4
б) огромное число обособленных
потребителей и малое количество
производителей, каждый из которых
может удовлетворить
в) единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса);
г) структура взаимосвязей,
где единому потребителю
Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости - это проявление центробежных сил. С другой - стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция и монополизм - это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.
монополия олигополия монопсония конкуренция
Конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром и/или услугой одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом начале реформ в России, когда небольшое количество начавших поступать с Запада товаров сталкивалось с практически ненасытным внутренним спросом.
Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.
Основные методы добросовестной конкуренции:
Основные методы недобросовестной конкуренции:
Информация о работе Роль олигополии в современной рыночной экономике