Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 16:40, курсовая работа
Экономика стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой снижения макроэкономических показателей роста, возникновения экономического спада, уменьшения спроса и предложения, угасания предпринимательской активности. Это повышает важность разработки грамотной экономической политики. Таким образом, актуальность данной темы становится очевидна.
Целью работы является изучение организации разработки государственной экономической политики.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическая политика………………………………………5
1.1. Принципы и цели……………….…………………………………….5
1.2. Необходимость государственного регулирования экономики……7
1.3. Типология экономической политики государства………………..10
Глава 2. Виды инструментов экономической политики…………......12
2.1. Налогово-бюджетная политика (фискальная)…………………….12
2.2. Денежно-кредитная политика (монетарная)………………………20
Глава 3. Роль прогнозирования в разработке государственной экономической политики………………………………………………..24
3.1. Разработка государственной экономической политики………….27
3.2. Инструменты регулирования экономики АПК .........…………….29
3.3. Вступление РФ в ВТО как элемент экономической политики………………………………………………………………….32
Заключение………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………...35
Министерство Сельского Хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО Московский Государственный Агроинженерный
Университет им. В. П. Горячкина
Кафедра экономической теории
Курсовая работа
«Инструменты государственной экономической политики»
Москва 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Экономическая политика………………………………………5
1.1. Принципы и цели……………….…………………………………….5
1.2. Необходимость государственного регулирования экономики……7
1.3. Типология экономической политики государства………………..10
Глава 2. Виды инструментов экономической политики…………......12
2.1. Налогово-бюджетная политика (фискальная)…………………….12
2.2. Денежно-кредитная политика (монетарная)………………………20
Глава 3. Роль прогнозирования в разработке государственной экономической политики………………………………………………..24
3.1. Разработка государственной экономической политики………….27
3.2. Инструменты регулирования экономики АПК .........…………….29
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Экономическая политика –
это разрабатываемая
Экономическая политика России
на современном этапе и ее оценка
представляют собой одну из ведущих
тем, исследуемых современными отечественными
учеными в сфере национальной
экономики. В этом контексте наиболее
дискуссионной предстает
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.
В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.
Экономика стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой снижения макроэкономических показателей роста, возникновения экономического спада, уменьшения спроса и предложения, угасания предпринимательской активности. Это повышает важность разработки грамотной экономической политики. Таким образом, актуальность данной темы становится очевидна.
Целью работы является изучение организации разработки государственной экономической политики.
Какие я ставлю основные задачи данной курсовой работы? Во-первых, изучить основные компоненты государственной экономической политики, ее виды и инструменты. Во-вторых, рассмотреть виды инструментов экономической политики. И в-третьих, определить роль прогнозов в разработке экономической политики.
Глава 1. Экономическая политика.
Экономическая политика - это
система мероприятий
Значимое место в формировании
экономической политики отводится
субъектам исполнения и влияния:
общественным и политическим объединениям,
средствам массовой информации, видным
политическим деятелям. Влияние на
экономическую политику оказывает
также каждая личность (в роли потребителя
и избирателя). Очевидно, что роли
субъектов экономической
Для выработки экономической
Вмешательство государства в экономические процессы имеет длительную историю. Сущность этого вмешательства, его необходимость, смена величины влияния зависит от уровня развития экономики ряда других факторов. Государство во все времена в той или иной мере вмешивается в экономические процессы, однако степень этого вмешательства в различные периоды не одинакова.
Дальнейшее развитие рыночного государства на определенном этапе порождает новые явления в экономике : цикличность производства, высокий уровень ее монополизации и интернационализации, большие социальные и экономические требования к результатам производства. Это в значительной мере ограничивает регулирующие возможности самого рыночного механизма, так как :
Эти негативные явления могут
быть компенсированы лишь через специальный
государственный механизм. Таким
образом, экономика любой страны
требует регулирования
Степень активности государства диктуется объективными обстоятельствами, однако нельзя допускать чрезмерного вмешательства государства в функционирование рынка, так как это приводит к снижению эффективности экономики. Роль рынка заключается в том, что он дает информацию каждому производителю посредством цены (цена, затраты, прибыль, что и сколько производить).
Успешные действия рыночного
механизма возможны при условии
свободной конкуренции, когда количество
продавцов и покупателей
Механизм свободной
Джон Гелбрейт писал : «Наша система – это сложная система рыночной мотивации, государственной регламентации и политической демократии. Это современное государство, заботящееся о социальных нуждах, в котором власти активно вмешиваются в экономические процессы для смягчения и стабилизации их последствий». [2] Государство должно меньше действовать там, где хорошо действует рынок, и активно действовать там, где нельзя положиться на него.
Под экономическим порядком Вальтер Ойкен, немецкий экономист, понимал рамочные условия рыночного хозяйства, т.е. совокупность институций, представляющих свод данных, необходимых для того, чтобы хозяйствующие субъекты могли принимать решения и совершать те или иные действия.
В состав институтов экономического порядка входят также предпринимательские союзы и профсоюзы, которые вырабатывают правила и предписания.
Систематизируя историческую практику, В. Ойкен предлагает следующую типологию экономических политик: политика централизованного управления экономикой; политика «среднего пути»; политика конкурентного порядка и точечная политика.
Что касается планово-централизованного управления экономикой, то, согласно Ойкену, неизбежность его распада сомнений не вызывала. Интерес представляют сами формы отмирания подобного порядка. Проблемным, по его мнению, станет вопрос о власти. Ведь в централизованном хозяйстве слой руководителей состоит из неконтролируемой группировки, которая решительно проводит свой собственный интерес, свою волю. Общественный интерес просто не может быть реализован в командной экономике.
Политика "среднего пути" предполагает ту или иную степень государственного вмешательства в рыночную экономику, нахождение компромисса между рынком и плановым хозяйством. Сюда относятся государственные вмешательства с распределительными целями, политика "полной занятости", конъюнктурное регулирование.
При конкурентном порядке рамочные условия, создаваемые государством, способствуют максимальному развитию конкуренции. Задачей текущей экономической политики является разработка путей его компенсации; ограничение или недопущений тенденций к концентрации экономической власти (процессов монополизации) и тех форм рынка, которые ведут к нанесению экологического ущерба.
Точечная (или пунктирная) экономическая политика включает политико-правовые действия, ориентированные на решение отдельных проблем, на защиту интересов конкретных сфер. Оборотной стороной здесь может стать нарушение комплексности, целостности экономического подхода. В этом смысле политика доходов, направленная на поддержку отдельных сфер или слоев, может вызвать перекосы в совокупном платежеспособном спросе и денежные расстройства.
В широком смысле, государственное регулирование - это распространение макроэкономического воздействия политических структур на национальное хозяйство. Но здесь в игру вступает социально-психологический фактор, включающий национальный менталитет и традиции, степень рациональности ожиданий у публики и доверия к действиям правительства.
Рассматривая экономические системы, тяготеющие к свободному рыночному хозяйству, ученые приходят к парадоксальному, на первый взгляд, выводу: самой эффективной является система с максимальной свободой и минимальной экономической властью.
Веру в то, что правовая и административная экономическая политика может достичь желаемого, Ойкен считает наивной. Но скептицизм оказывается менее оправданным, если предположить, что экономическая политика становится аппаратом взаимозависимых действий, в то же время, оставаясь конформной по отношению к рынку. И денежная, и кредитная, и валютная, и антимонопольная сферы не только взаимозависимы, но обязательно имеют социальную подоплеку.
Глава 2. Виды инструментов экономической политики.
2.1. Налогово-бюджетная политика (фискальная).
Фискальная (бюджетно-
Информация о работе Роль прогнозирования в разработке государственной экономической политики