Роль прогнозирования в разработке государственной экономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Экономика стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой снижения макроэкономических показателей роста, возникновения экономического спада, уменьшения спроса и предложения, угасания предпринимательской активности. Это повышает важность разработки грамотной экономической политики. Таким образом, актуальность данной темы становится очевидна.
Целью работы является изучение организации разработки государственной экономической политики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Экономическая политика………………………………………5
1.1. Принципы и цели……………….…………………………………….5
1.2. Необходимость государственного регулирования экономики……7
1.3. Типология экономической политики государства………………..10

Глава 2. Виды инструментов экономической политики…………......12
2.1. Налогово-бюджетная политика (фискальная)…………………….12
2.2. Денежно-кредитная политика (монетарная)………………………20

Глава 3. Роль прогнозирования в разработке государственной экономической политики………………………………………………..24
3.1. Разработка государственной экономической политики………….27
3.2. Инструменты регулирования экономики АПК .........…………….29
3.3. Вступление РФ в ВТО как элемент экономической политики………………………………………………………………….32

Заключение………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

мой (готово) исправленный.docx

— 596.74 Кб (Скачать файл)

Основными инструментами фискальной политики являются налоговые и бюджетные  регуляторы. К налоговым регуляторам относятся виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения. Бюджетные регуляторы – это уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетная классификация статей доходов и расходов и др.

Фискальная политика в зависимости  от механизма реагирования на изменения  экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем, определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования.

Дискреционная фискальная политика основывается на решениях правительства, которое, манипулируя  налоговыми ставками или структурой налогообложения, уровнем государственных расходов, воздействует на формирование совокупного спроса и совокупного предложения, реальный объем национального продукта, уровни занятости, инфляции и цен.

Автоматическая фискальная политика, обусловленная возможностью автоматических изменений уровня государственных  расходов и налоговых поступлений  при перемене экономических условий, формируется независимо от решений  правительства. Это политика встроенных стабилизаторов – механизмов, работающих в режиме саморегулирования и компенсирующих изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций. Встроенные стабилизаторы могут повышать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать положительное сальдо (или уменьшать дефицит) в период инфляции без принятия специальных решений со стороны правительства. К встроенным стабилизаторам относятся: налоги, пособия по безработице, социальные выплаты, которые служат для ослабления реакции экономической системы на изменения объема производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.

В системе финансовых отношений  немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней, и возможности воздействия на национальную экономику в целом и на отдельные ее сферы, играют налоги. Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны также «гасить» возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать деятельность тех или иных экономических субъектов.

В соответствии с этим налогом  политика выполняет следующие функции: регулирующую, стимулирующую, распределительную  и фискальную.

Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяет конкретные элементы налогов. К элементам налогов  относятся:

  • Субъект налога – лицо, которое по закону обязано платить налог;
  • Носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;
  • Объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.);
  • Ставка налога – величина налоговых начислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т.п.).

Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютной сумме  на единицу отложения, независимо от размеров дохода, например, на тонну  нефти), пропорциональные (действуют  в одинаковом процентном отношении  к объекту налога без учета  дифференциации его величины), прогрессивные (предполагают возрастные ставки по мере роста доходов), регрессивные (предполагают снижение величины ставки по мере роста  дохода). При прогрессивной шкале  налогообложения налогоплательщик платит не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его  долю. Прогрессивные налоги – это  те налоги, которые сильнее всего  «давят» на лиц с большими доходами. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

В практике налогообложения  используются различные виды налогов.

1.По способу платежа различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности. Это подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на землю и др.

При косвенном налогообложении  субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взымаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Так например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров и становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относят : налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог.

2.Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

3. В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов Федерации и местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным собранием. К ним относится налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины и др.

К региональным налогам относится налог на имущество предприятий, налог на добычу природных ресурсов.

К местным налогам относится налог на недвижимое имущество граждан, налог на транспортные средства, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, другие сборы.

 

Совокупность применяемых  в стране налогов называется налоговой системой. Она базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога (субъект, объект, источник и ставка налога). Различают предельную, среднюю, нулевую и льготную налоговые ставки.

Предельная налоговая  ставка есть прирост выплачиваемых  налогов, поделенный на прирост дохода.

Средняя налоговая ставка – это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.

По признаку соотношения  между средней ставкой налога и доходом налоги делятся на прогрессивные (ставка повышается по мере возрастания  дохода), регрессивные (ставка уменьшается  по мере возрастания дохода) и пропорциональные (ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода).

Вопрос о том, высоким  или низким должен быть налог является предметом постоянных дискуссий  экономистов и политиков. Последователи  Кейнса считают, что высокий уровень налога снижает совокупный спрос. Значит, цены снижаются и инфляция затухает. Сторонники «экономики предложения» доказывают противоположное : высокие налоги увеличивают издержки предпринимателей, которые перекладываются на потребителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию. К тому же Артуром Лаффером была открыта связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями, графическое изображение которой получило название кривой Лаффера, она показывает зависимость поступаемых в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога. Однако при внедрении этой концепции на практике возникают определенные проблемы, связанные с тем, что нет строго научного подхода к измерению возможности того или иного лица платить налоги. Ясно только, что средний потребитель действует всегда рационально, то есть в первую очередь тратит свои доходы на товары и услуги первой необходимости, лишь затем – на не столь важные блага. Ее экономический смысл заключается в следующем: при ставке подоходного налога выше определенного уровня (50%) резко снижается деловая активность фирм, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям, инвестициям, принятию деловых рисков, расширению национального производства и дохода. В результате расширяется налоговая база, которая может поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже при том, что ставки налога будут ниже. [7]

На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:

  • ставка налога равна нулю : поступлений в бюджет нет;
  • ставка налога равна 100% : поступлений в бюджет так же нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»);
  • при всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать;
  • r в точке А: при определенном значении ra достигается максимум поступлений налогов в бюджет, а ra считается оптимальным уровнем ставки налога, Та – максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет.

Сравнительно с другими  инструментами налоги являются наиболее сильными средствами воздействия на экономическое развитие. Здесь наиболее важными являются два момента. Первый момент - это объем аккумуляции денежных средств за счет налогоплательщиков и использование их для содержания государственных и правоохранительных органов, вооруженных сил, пенсионеров, инвалидов, ликвидации последствий стихийных бедствий и т. п. Второй момент — величина налоговых ставок по различным налогам. От величины налоговых ставок непосредственно зависит абсолютная величина собираемого налога и соответственно степень воздействия на темпы экономического роста. В современных условиях воздействие на экономический рост это, прежде всего, использование налоговых средств на научно-технический прогресс и следовательно, улучшение экономических показателей выпускаемой продукции, что во многих случаях эквивалентно увеличению объема выпуска. В связи с этим необходимо вспомнить кривую А. Лаффера, которая показывает границы увеличения налоговых ставок. И, наконец, от объема собираемых налогов во многом зависит уровень пенсионного обеспечения, качество здравоохранения, образования и т. д. Роль налогов в экономике противоречива. С одной стороны, уменьшение налоговых ставок благотворно сказывается на темпах и качестве экономического роста, на жизненном уровне населения посредством совершенствования пенсионного обеспечения. С другой стороны, каждый налог представляет собой больший или меньший вычет из доходов предпринимателей и населения, повышение цен и следовательно, оказывает отрицательное воздействие на экономический рост и уровень жизни населения. Экономическая политика нашего Правительства состоит в последовательном снижении налоговых ставок и ликвидации некоторых налогов, взимание которых не диктуется объективной необходимостью. Аналогичная налоговая политика проводится в ряде развитых в экономическом отношении стран. Вместе с тем, следует иметь в виду, что величина налогового пресса является в настоящее время одним из важнейших показателей развития экономики и совершенства хозяйственного механизма страны. Учитывая значительные недостатки в системе налогового обложения Парламент Российской Федерации постоянно ее совершенствует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Денежно-кредитная политика (монетарная).

Денежно-кредитная политика (монетарная) – важная форма участия государства в регулировании рыночного процесса. Роль государства в регулировании денежного рынка довольно велика. Изначально она представлена тем, что именно государство выпускает деньги в обращении. Оно берет на себя ответственность за управление денежным процессом, исходя из поставленных целей экономической политики. Следовательно, содержание денежно-кредитной политики государства определяется изначальной постановкой стратегии экономической политики. Теоретик монетаризма Милтон Фридмен говорил : «Специфика монетаризма состоит в том, что монетаризм особое значение придает сфере денежного обращения: деньги – главная движущая сила рыночной экономики». [3]

Главной задачей денежно-кредитной политики является достижение поставленных экономической политикой государства макроэкономических целей: обеспечение устойчивого роста объема производства, необходимой стабильности цен и эффективной занятости населения. Указанные макроэкономические цели достигаются в тесном единстве средств денежно кредитной политики со средствами, формирующими необходимые пропорции распределения созданного ВНП, соответствующий государственный бюджет, уровень занятости и оплаты труда, внешнеэкономические приоритеты.

Денежно-кредитная политика государства традиционно рассматривается  как важнейшее направление государственного регулирования экономики. Высшая цель денежно-кредитной политики государства, как было отмечено ранее, заключается  в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте  реального объема ВНП. Эта цель достигается  с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые  осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры.

В мировой практике используются следующие инструменты:

- операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами;

- политика учетной ставки (дисконтная политика), т.е. регулирование процента по ссудам коммерческих банков у Центрального банка;

- изменение норматива обязательных резервов, устанавливаемых Центральным банком для коммерческих банков.

 

Операции на открытом рынке.

В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг Центральный банк может осуществлять либо вливание ресурсов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. Операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Информация о работе Роль прогнозирования в разработке государственной экономической политики