Роль профсоюзов в регулировании доходов и заработной платы наемных работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 07:44, курсовая работа

Краткое описание

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

Содержание

Введение
1.Теоретические основы влияния профсоюзов на формирование доходов и заработной платы
1.1. Понятие профсоюза и история его становления.
1.2. Функции профсоюзов
1.3. Роль профсоюза в регулировании доходов и заработной платы
1.4. Роль профсоюзов на конкурентном рынке труда

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 47.65 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

1.Теоретические основы  влияния профсоюзов на формирование  доходов и заработной платы 

    1. Понятие профсоюза и история его становления.

1.2. Функции профсоюзов

1.3. Роль профсоюза в  регулировании доходов и заработной  платы 

1.4. Роль профсоюзов на  конкурентном рынке труда  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Роль профсоюзов в регулировании  доходов и заработной платы наемных  работников.

 

 

Введение

1 Теоретические основы влияния профсоюзов на формирование доходов и заработной платы

1.1 Понятие профсоюза и  история его становления.

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных  общими производственными, профессиональными  интересами по роду их деятельности, создаваемое  в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

На Руси профсоюзов не было. Ремесленничество в основном было сосредоточено  в слободах, которые жили своим  укладом. При отхожих промыслах  наём работников был индивидуальный и артельный. В принципе артель была и рабочей массой, и администрацией низового уровня, и «профсоюзом» в  одном лице. При индивидуальном найме  работник имел дело с хозяином-работодателем  непосредственно или с его  приказчиками. Но в любом случае и глава артели, и работник-индивидуалист  всё же стремились к установлению личностного взаимопонимания с  хозяином и работодателем настолько, насколько это позволяла социальная организация на основе сословно-кастовой иерархии личностных отношений.

Профсоюзы в Российской империи  были созданы в конце XIX -- начале ХХ века и легализовались в 1905 г. Возникли они не по инициативе самих тружеников -- снизу, а были привнесены в рабочую жизнь извне «продвинутыми» интеллигентами, во всём подражавшими Западу. Они возникли как организации, целью которых (по замыслу их создателей) должно было быть их соучастие в разрушении тогдашней государственности.

В традиционной западной профсоюзной  модели основным контрагентом и оппонентом профсоюза является работодатель, основным же контрагентом большинства современных  российских профсоюзов является государство.

Огосударствление советских  и современных российских профсоюзов в определенном смысле естественно. В советское время, потому что именно государство и его представители выступали в роли работодателя, а в период перестройки и либеральных реформ, несмотря на преобразование государственного работодателя в частного, государство, проводя реформы, сохранило за собой роль основного экономического субъекта в большей степени, чем все остальные, определяющего экономическое положение как в стране в целом, так и на конкретных предприятиях.

Каждый человек, достигший 16-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью  и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие  как на территории России, так и  вне ее территории, но также иностранные  граждане и лица без гражданства, проживающие на территории России, за исключением случаев, установленных  федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Профсоюзы могут создавать  свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные и территориальные  объединения (ассоциации) организаций  профсоюзов (ст. 2 Закона о профсоюзах).

Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организации независимо от форм собственности и подчиненности, действует на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Профсоюзы независимы в своей  деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и  других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается  вмешательство органов государственной  власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь  за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному  осуществлению их уставной деятельности (ст. 5 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и  утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти  акты регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и  профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это  акт общественности.

Правосубъектность профсоюза как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции РФ или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица (ст. 8 Закона о профсоюзах). Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

Реорганизация или прекращение  деятельности профсоюза или первичной  профсоюзной организации может  осуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставом  профсоюза, положением о первичной  профсоюзной организации, а их ликвидация как юридического лица в соответствии с федеральным законом.

В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции РФ, Конституциям (уставам) субъектов Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

Таким образом, профсоюзы  входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и  функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны  с осуществлением их функций - защиты прав и интересов работников в  сфере труда и иных, непосредственно  связанных с ним отношений.

 

 

1.2. Функции профсоюзов

К основным функциям профсоюзов  относят также следующие:

1. Организационная, или  функция организации социальных  практик.

2. Функция регуляции социально-трудовых  отношений.

3. Защитная функция.

4. Представительская функция.

5. Контрольная функция.

  • Организационная функция профсоюзов состоит в том, что они организационно обеспечивают некоторое число долговременных и повторяющихся социальных практик. Это практики:

- разрешения индустриального  трудового конфликта;

- осуществления социального  партнерства;

- ведения колдоговорного  процесса;

- проведения массовых  акций;

- осуществления деятельности  внутрисоюзных органов и организаций;

- обеспечения членства;

- осуществления международных  контактов и связей и др.

  • Функция регуляции социально-трудовых отношений осуществляется профсоюзами на паритетных началах с основными социальными партнерами: государством и предпринимателями. Профсоюзы не управляют напрямую процессами в сфере социально-трудовых отношении, но участвуют в их регулировании на уровне своей компетенции и в интересах различных групп наемного труда.
  • Защитная функция профсоюзов - это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.

Свое влияние профсоюзы  оказывают в большей или меньшей  степени, на следующие аспекты социально-трудовых отношений:

• оплата труда;

• условия, организация и  нормирование труда;

• охрана труда и его  безопасность (включая экологическую);

• занятость и безработица;

• приватизация;

• налоги и бюджеты в  части, касающейся общественного труда.

Работа совместно с  законодательными и исполнительными  органами власти (не исключающую лоббирование), с работодателями по регулированию  социально-трудовых отношений - это  то поле, где профсоюзы на практике могут демонстрировать свою социальную полезность, так как включаются в  создание нормативно-правовой системы, обязательной для всех социальных деятелей.

  • Представительская функция заключается в том, что профсоюзам законодательно предоставлено право выступать от имени и по поручению различных профессиональных групп работников, трудовых коллективов, работников, занятых в одной или нескольких отраслях, работников, проживающих на одной территории, выражать и отстаивать их интересы.
  • Контрольная функция профсоюзов рассматривается как одна из форм осуществления гражданского общественного контроля за действиями властей и работодателей в сфере социально-трудовых отношений, а также за деятельностью самих профсоюзных органов и организаций. Отсутствие надлежащего контроля в период экономического реформирования, когда профсоюзы по различным причинам оказались урезаны в правах контроля за многими процессами, породило в значительной мере многочисленные нарушения трудовых норм, от которых страдает все общество.

 

 

 1.3.Роль профсоюза в регулировании доходов и заработной платы

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации  и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права  и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке. Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Часть 2 ст. 11 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности» гласит, что, профсоюзы  защищают право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации  и не ниже установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда.

Частью 3 ст. 11 того же закона предусмотрено, что системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются  работодателями по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях.

Осуществляя руководство  текущей деятельностью организации, руководство определенным, часто  решающим, образом влияет на распределение  чистой прибыли на фонды накопления и потребления, разработку систем, размеров оплаты труда, других видов доходов работников, определение позиции руководителя организации при заключении коллективного договора, а также на принятие многих других решений, в которых заинтересованы работники, профком.

Одним из средств борьбы профсоюзов за установление достойной  заработной платы являются масштабные акции протеста: митинги, пикетирование  зданий органов государственной  власти, обращения через прессу, коллективные письма и телеграммы. В ближайшем будущем, по-видимому, избежать полностью коллективных выступлений  не удастся, так как главными причинами  конфликтов являются требования: индексации сумм заработка с учетом уровня инфляции, проблемы занятости, условий и охраны труда, решение которых зависит от результатов работы экономики страны.

Акции протеста профсоюзов являются организованными и целенаправленными, предъявляются требования об установлении достойной заработной платы и  социальных выплат, к органам государственного управления. Например, совсем недавно  профсоюзами были проведены акции  протестов против отмены районных коэффициентов.

Оценивая роль профсоюзов в повышении заработной платы, как и других условий труда, в развитой рыночной экономике, необходимо указать на три важных обстоятельства.

Во-первых, профсоюзы  действуют в условиях достаточно жестких рыночных закономерностей, которые ограничивают, и часто  достаточно серьезно, их возможности по повышению заработной платы. Но указанные ограничения не носят абсолютного характера. Профсоюзы не являются пассивным объектом воздействия подобных закономерностей. Наоборот, их деятельность по улучшению условий труда и повышению заработной платы, способствуя расширению платежеспособного спроса, ведет на макроуровне к расширению рынка и стимулирует экономический рост. Экономический рост, расширяя спрос на рабочую силу, тем самым заметно ослабляет действие рыночных ограничений деятельности профсоюзов по повышению заработной платы.

Во-вторых, на микроэкономическом уровне даже при крайне невыгодных условиях профсоюзы при умелом выборе стратегии могут добиваться заметных успехов в борьбе за повышение  заработной платы.

Информация о работе Роль профсоюзов в регулировании доходов и заработной платы наемных работников