Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:10, курсовая работа
Целью данной работы является определение основных механизмов таможенно-тарифного регулирования внешней экономической деятельности в области защиты внутреннего рынка и национального предпринимательства.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Изучить таможенно-тарифные механизмы, как инструменты государственного регулирования внешней экономической деятельности;
Рассмотреть механизмы таможенно-тарифного регулирования в промышленно развитых странах;
Проанализировать таможенно-тарифную политику России в области защиты внутреннего рынка и национального предпринимательства на примере отдельных отраслей промышленности;
Выявить основные направления таможенно-тарифной политики России в области защиты внутреннего рынка и национального предпринимательства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 2
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД……………………………………………………….4
Таможенно-тарифные инструменты регулирования ВЭД……...........4
Классификация и функции таможенного тарифа…..………………….8
Таможенно-тарифное регулирование в промышленно развитых
странах……………………………………………………………………………12
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА…………………………………………………15
Защита внутреннего рынка России с помощью таможенно-тарифного
регулирования в торговле промышленными товарами…………………….15
Защита национального предпринимательства России с помощью
таможенно-тарифного регулирования в торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием……………………........................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
в) компенсационные – пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем.
Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.
Классификация по происхождению:
а) автономные – пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
б) конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такое как Генеральное соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе;
в) преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.
Классификация по способу вычисления:
а) номинальные – тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;
б)
эффективные – реальный уровень таможенных
пошлин на конечные товары, вычисленные
с учетом уровня пошлин, наложенных на
импортные узлы и детали этих товаров
4.
1.2. Классификация и функции таможенного тарифа.
Таможенный
тариф – это результат
Вообще под тарифом подразумевается система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги (транспортные тарифы, тарифы связи, тарифы на услуги коммунально-бытового хозяйства, таможенные, страховые и другие тарифы).
Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная функции.
Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает их стоимость при реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.
Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.
В таможенном тарифе устанавливается соответствие между двумя структурными элементами – товарной номенклатурой и ставками таможенных пошлин. Еще в начале ХХ в. существовали таможенные системы, обходившиеся без таможенных тарифов. Например, в Китае все товары, ввозимые и вывозимые через морские китайские таможни, облагались единой ставкой в 5 % (в Индии такая ставка составляла 3,5 %, в Египте – 8 % и т.д.). Однако с развитием экономики, диверсификацией товарной структуры внешней торговли, обострением конкурентной борьбы на мировых рынках происходит детализация и усложнение таможенных тарифов. Ставки таможенных пошлин стали зависеть не только от вида товара (его позиции в товарной номенклатуре), но и от страны его происхождения.
Наряду с простыми (одноколонными) тарифами появляются и сложные (многоколонные). Простой тариф содержит для каждого товара лишь одну ставку пошлины, применяемую вне зависимости от страны происхождения. Что же касается сложного тарифа, то в нем для каждого товара устанавливаются две или больше ставок таможенных пошлин. Простой тариф называют одноколонным, сложный – многоколонным. Поскольку простой тариф не обеспечивает должной «маневренности» на торговых переговорах, современный таможенный тариф является, как правило, сложным.
В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на:
а) предельные – ими облагаются товары, происходящие из стран, которым в торговле с данной страной предоставлен режим наибольшего благоприятствования;
б) преференциальные – эти ставки являют собой разновидность льготных ставок, предоставляемых отдельным странам или группам стран. Раньше преференциальные ставки даровались метрополией своим колониям. Сейчас преференциальные ставки используются, как правило, в торговле с развивающимися странами. В рамках ЮНКТАД 5 с 1971 г. стала создаваться Общая система преференций, в соответствии с которой промышленно развитые страны в одностороннем порядке предоставляют тарифные льготы в пользу развивающихся стран. В мировой торговой практике импорт из наименее развитых стран осуществляется в основном на беспошлинной основе, а из остальных развивающихся стран подлежит, как правило, обложению таможенными пошлинами по ставкам, вдвое меньшим, чем обычные;
в) максимальные – этими ставками облагаются товары, происходящие из всех остальных государств. Иначе эти ставки называются генеральными, или общими.
Следует заметить, что иногда в сложном тарифе некоторые виды перечисленных ставок могут не выделяться в отдельную колонку. В этом случае в Законе «О таможенном тарифе» или пояснениях к самому таможенному тарифу может быть указано, что для товаров, происходящих из государств, перечисленных в особом списке, ставка снижается на указанное количество процентов 6.
По своей правовой природе сложные таможенные тарифы могут быть автономными и автономно-конвенционными.
Автономные тарифы предусматривают ставки таможенной пошлины, устанавливаемые компетентным государственным органом данной страны вне зависимости от имеющихся многосторонних или двусторонних международных договоренностей. Автономные тарифы не содержат конвенционных (договорных) пошлин, ставки которых определяются в ходе международных торговых переговоров. Автономные ставки могут быть изменены решением компетентного государственного органа без согласования со странами – внешнеторговыми партнерами.
Автономно-конвенционные тарифы, наряду с автономными ставками, содержат также и ставки конвенционные (договорные). Конвенционные ставки распространяются только на те товары, которые оговорены в соответствующих торговых договорах (соглашениях). Ставка договорной пошлины не может быть изменена в одностороннем порядке. Срок ее применения зависит от срока действия соответствующего международного договора (соглашения).
В Российской Федерации таможенный тариф в качестве официального документа издается по решению Межведомственной комиссии по ГАТТ. Общую редакцию публикации “Таможенного тарифа РФ” осуществляет Департамент регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России.
Товарная номенклатура – это система классификации, описания и кодирования товаров, направленная на идентификацию товаров и группирование аналогичных товаров. Основной принцип создания и развития товарной номенклатуры – соответствие принятым в международной практике системам классификации товаров. Группировка товаров в товарной номенклатуре – это не столько техническая, сколько торгово-политическая задача.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности России (ТН ВЭД России), в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 22 февраля 2000 года, № 148(в ред. 30.11.2001) 7, считается основой системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования Таможенного тарифа Российской Федерации, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики 8.
Таможенный
тариф Российской Федерации –
свод ставок ввозных таможенных пошлин,
классифицированных в соответствии с
Товарной номенклатурой внешнеэкономической
деятельности 9 (Приложение Г).
1.3. Таможенно-тарифное регулирование в промышленно развитых странах.
Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования (или правом наиболее благоприятствуемой нации) понимается условие в международных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимся государствам друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуются или будут пользоваться у них любое третье государство. Как известно, длительное отсутствие такого режима в торгово-экономических связях СССР и США ставило экспортируемые в Соединенные Штаты советские товары в весьма неблагоприятное положение по сравнению с аналогичными товарами из других стран.
Учитывая глубокое воздействие пошлин на экономику страны, прежде всего, промышленно развитые государства договорились в многостороннем порядке и с 1 января 1948 г. ввели в действие Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое в течение всего послевоенного периода регулировало и до настоящего времени регулирует режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц. Его главной целью было проведение внешнеторговой политики с помощью таможенных тарифов и регулярные переговоры с целью их снижения. В результате проведения так называемых раундов многосторонних переговоров внешнеторговые пошлины на промышленные товары к середине девяностых годов снижены на 85-90 % от первоначального уровня, что отражает процесс их постепенной либерализации. Так, среднеарифметический уровень пошлины, рассчитанный для таможенных тарифов США, Японии, единого таможенного тарифа ЕС, Швейцарии и Канады составляет 6,47 %, а средневзвешенный – 4,7 %.
Таможенные тарифы промышленно развитых государств содержат также колонку преференциальных (льготных) пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) Общую систему преференций.
В таможенно-тарифной практике наибольшее распространение получили адвалорные пошлины. В связи с этим особое значение приобрели методы оценки стоимости импортных товаров, от применения которых в немалой степени зависит определение цены товара для обложения пошлиной. В зависимости от применяемого метода цена товара может быть увеличена на 20-50%, а в отдельных случаях – и в 2 раза. Поэтому методы определения цены импортируемого товара также важны для расчета суммы пошлин, как и размер самой пошлины. В настоящее время применение многими странами методов оценки стоимости импортных товаров регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенных в рамках ГАТТ.
Ограничительная
функция таможенных тарифов в
основном реализуется посредством
сохранения высоких ставок пошлин на
ряд товаров или путем
Наиболее часто высокими пошлинами облагается продукция традиционных трудоемких отраслей промышленности – текстильной, кожевенно-обувной, а также отдельные категории машин и оборудования, в первую очередь – электротехнического машиностроения. В интересах защиты национальной обрабатывающей промышленности в развитых странах используется метод построения тарифов на основе эскалации пошлин, т. е. повышение их ставок в зависимости от степени обработки товаров, представляющих звенья одной технологической цепочки (например, каучук – вулканизированная резина –резинотехнические изделия). Импорт промышленного сырья, как правило, осуществляется беспошлинно или облагается крайне низкими пошлинами, в то время как на полуфабрикаты и особенно на готовые изделия ставки пошлин существенно возрастают 10.