Роль таможенно-тарифной политики государства в защите внутреннего рынка и национального предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение основных механизмов таможенно-тарифного регулирования внешней экономической деятельности в области защиты внутреннего рынка и национального предпринимательства.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Изучить таможенно-тарифные механизмы, как инструменты государственного регулирования внешней экономической деятельности;
Рассмотреть механизмы таможенно-тарифного регулирования в промышленно развитых странах;
Проанализировать таможенно-тарифную политику России в области защиты внутреннего рынка и национального предпринимательства на примере отдельных отраслей промышленности;
Выявить основные направления таможенно-тарифной политики России в области защиты внутреннего рынка и национального предпринимательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 2
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД……………………………………………………….4
Таможенно-тарифные инструменты регулирования ВЭД……...........4
Классификация и функции таможенного тарифа…..………………….8
Таможенно-тарифное регулирование в промышленно развитых
странах……………………………………………………………………………12
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА…………………………………………………15
Защита внутреннего рынка России с помощью таможенно-тарифного
регулирования в торговле промышленными товарами…………………….15
Защита национального предпринимательства России с помощью
таможенно-тарифного регулирования в торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием……………………........................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 20112003.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

     Характерной особенностью таможенных тарифов стран  Запада является то, что все они  основываются на Гармонизированной  системе описания и кодирования  товаров (ГС), которая была разработана  Советом таможенного сотрудничества (СТС) и стала широко использоваться в таможенном деле с января 1988 г.

     Появление ГС обусловлено тем, что развитие международного разделения труда, сравнительно быстрые темпы роста международной  торговли, появление многих новых  товаров и другие факторы вызвали необходимость разработки более детализированного и унифицированного внешнеторгового классификатора для того, чтобы облегчить сбор, сопоставимость и анализ статистических данных международной торговли, способствовать унификации коммерческих документов, снижению расходов, связанных с переводом статистических данных из одной классификационной системы в другую, достижению более тесной увязки между внешнеторговой, промышленной и транспортной национальной статистикой. 
 
 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    1. Защита внутреннего рынка России с помощью таможенно-тарифного регулирования в торговле промышленными товарами.

     Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая  промышленность. Таможенно-тарифная политика в отношении нефтяного комплекса определяется задачами стимулирования развития нефтеперерабатывающих мощностей, повышения глубины переработки нефти и качества выпускаемых нефтепродуктов, а также фискальными интересами.

     В целях стимулирования реализации новых проектов по нефтедобыче  принимаются решения по временному снижению (или обнулению) вывозных таможенных пошлин на нефть, добываемую на новых перспективных месторождениях, что позволяет повысить рентабельность их разработки и вместе с тем диверсифицировать рынки сбыта российской сырой нефти. При этом обоснование введения данных мер основывается на проработке и анализе  экономических моделей освоения новых  месторождений. 

     В 2009 году принято 12 постановлений Правительства  Российской Федерации «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе»11.

     Кроме того, во исполнение поручений Правительства Российской Федерации по установлению нулевой ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, добываемую на месторождениях Восточной Сибири, было принято постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 574 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении нефти сырой»12. Данным постановлением в ТН ВЭД России была выделена отдельная подсубпозиция на уровне десятого знака для нефти сырой, добытой на месторождениях Восточной Сибири, в результате чего с 1 декабря 2009 г. была установлена нулевая ставка вывозной таможенной пошлины на нефть, добытую на месторождениях Восточной Сибири.

     Приняты меры по совершенствованию механизма  установления экспортных пошлин в отношении  нефтепродуктов. Прежде всего это касается выравнивания ставок вывозных таможенных пошлин на «светлые» и «темные» нефтепродукты, что должно стимулировать производство и экспорт «светлых» нефтепродуктов и сократить вывоз мазута. 

       Металлургический комплекс. Введение Правительством Российской Федерации антикризисных защитных мер по повышению временных ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов проката черных металлов и стальных труб (действующие ставки: на прокат – 15%, на трубы – от 15% до 20%) имеет положительный эффект с точки зрения поддержки отечественных предприятий отрасли, выпускающих данную продукцию 13.

     По  итогам 2009 года темпы сокращения выпуска  плоского и листового проката, а  также стальных труб были значительно  ниже по сравнению с аналогичными показателями у западных продуцентов. Существенно сократился импорт в Россию этих товаров, в наибольшей степени – арматуры и катанки, фасонного проката (в несколько раз), стальных труб в целом (более чем вдвое), т.е. тех видов продукции, по которым были приняты антикризисные защитные меры.

     Исходя  из того, что российское металлургическое производство восстанавливается, продление  действия повышенных импортных пошлин целесообразно на относительно узкий  сортамент продукции черной металлургии, в отношении которого  традиционные зарубежные поставщики характеризуются  более низкой себестоимостью по сравнению с российскими производителями          (в частности сортовой прокат для строительной отрасли). Без применения мер  таможенно-тарифной политики в отношении данного круга товаров восстановление спроса на российском металлургическом рынке будет сопровождаться лишь адекватным восстановлением объема импорта.

     В среднесрочной перспективе по мере инновационного развития российской экономики, и в частности модернизации машиностроительного комплекса, а также создания наукоемких производств отечественные предприятия черной металлургии  продолжат расширение новых современных мощностей по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью (легированные стали, прокат с покрытиями и др.). Необходим постоянный мониторинг ситуации в данной сфере с целью оказания своевременной поддержки отечественным производителям.

     Сохранение  вывозных пошлин на цветные металлы  –  никель и медь (традиционные товары российского экспорта) – целесообразно в случае установления устойчиво высокой конъюнктуры мирового рынка этих товаров, при этом предлагается устанавливать прогрессивные ставки вывозных таможенных пошлин на цветные металлы в зависимости от уровня мировых цен. 

     Химическая промышленность.  Таможенно-тарифная политика в данной области строится с учетом того, что по значительной номенклатуре химической продукции с большей добавленной стоимостью (пластмассы, изделия из них, шины, товары бытовой химии) отечественное производство  пока не может удовлетворить растущие потребности российского рынка, несмотря на естественные конкурентные преимущества у отечественных производителей. В результате, например на российском  рынке пластмасс, доля импортной продукции превышает 40%, по отдельным видам продукции этот показатель доходит до 100%.  При этом значительная часть российского рынка химической продукции контролируется иностранным капиталом.

     С учетом продуктового многообразия по данной группе товаров и особенностей конъюнктуры отдельных рынков при определении мер таможенно-тарифного регулирования необходим дифференцированный подход, позволяющий обеспечить достаточный уровень тарифной защиты существующих производств при одновременном снижении уровня ставок ввозных таможенных пошлин на продукцию, производимую в недостаточном количестве и востребованную на внутреннем рынке.

     Лесопромышленный  комплекс. Решение о моратории на повышение вывозных таможенных пошлин сроком на два года на необработанную древесину хвойных и лиственных пород в целях развития взаимовыгодных партнерских отношений с потребителями данной продукции является  полностью оправданным и отвечающим национальным интересам России.

     Вместе  с тем в среднесрочной перспективе  следует вернуться к решению  данного вопроса, поскольку он является ключевым в перечне мер, направленных на создание в стране новых производственных мощностей по глубокой переработке древесины и повышение эффективности российского лесного экспорта. Одновременно задача технического переоснащения лесозаготовительных предприятий обусловливает целесообразность установления нулевых ввозных таможенных пошлин на лесозаготовительную и лесотранспортную технику, аналоги которой не производятся в Российской Федерации.

     Машиностроение. Глобальный кризис отразился на российской машиностроительной отрасли несопоставимо сильнее по сравнению с аналогичными производствами в развитых странах и государствах с формирующимся рынком.  По оценкам, в 2009 г. совокупный стоимостной объем производства продукции общего машиностроения, а также электрооборудования и электроники в России сократился по сравнению с 2008 г. более чем на одну треть, транспортных средств – более чем на  50%. Вместе с тем в немалой степени благодаря принятию своевременных антикризисных защитных мер импорт в Россию продукции машиностроения также существенно сократился  при одновременном снижении  доли импорта в потреблении.

     В автомобилестроении под влиянием мер  таможенно-тарифного регулирования  наблюдалось резкое падение ввоза  легковых и грузовых автомобилей, а  также автобусов (в совокупности примерно в четыре раза). Произошло значительное сокращение импорта подержанных легковых автомобилей, являющихся основными конкурентами российских брендов. Это обусловило замедление темпов снижения объемов выпуска отечественных моделей в условиях резкого падения спроса.

     В отношении импорта новой автотранспортной техники, включая сельскохозяйственную (комбайны), будет осуществляться постоянный мониторинг широкого перечня параметров, позволяющих анализировать в  полном объеме процессы и тенденции на рынке для принятия обоснованных решений по корректировке мер тарифной защиты.

     С целью организации импортозамещающих  производств в России Правительством Российской Федерации были отменены ставки ввозных таможенных пошлин на ряд автомобильных компонентов, в частности двигатели, бамперы, ремни безопасности, отдельные виды принадлежностей кузовов, коробки передач, мосты, колеса ходовые, системы подвески, радиаторы, глушители и т.д., ввозимых в режиме «промышленной сборки» моторных транспортных средств.

     Меры  по поддержке конкурентоспособности  отечественных авиаперевозчиков включали установление нулевых ставок пошлин в отношении самолетов. В текущем  году были приняты решения об установлении нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на:

  • самолеты гражданские с количеством  посадочных  мест  не более чем  на 50 человек с массой пустого снаряжения до 20 тыс. кг;
  • самолеты гражданские с массой пустого снаряженного аппарата более 120 000 кг;
  • самолеты гражданские грузовые, не оснащенные грузовой рампой, с максимальной взлетной массой более 370 тонн.

     Повышение ставок ввозных пошлин на оборудование было предпринято в целях развития отечественного производства и налаживания  выпуска отечественных аналогов техники. Так, до 5% были повышены ставки более чем на 120 товарных позиций, например на станки с числовым программным управлением, котлы водяные с пароперегревателем и части к ним; двигатели внутреннего сгорания для силовых судовых установок; насосы; установки для кондиционирования воздуха со встроенной холодильной установкой и без нее; оборудование и устройства для фильтрования или очистки жидкостей; станки для обработки любых материалов, работающие с использованием электроразрядных процессов, краны мостовые на неподвижных опорах; элеваторы и конвейеры непрерывного действия; отдельные позиции машин и оборудования для лесного хозяйства; различные виды станков и их части и другие виды оборудования.

     Ряд мер таможенно-тарифной политики принимался в целях повышения модернизационной и инновационной составляющей российской экономики, поддержания необходимого уровня инвестиционной привлекательности. Это касается обнуления или снижения пошлин на 92 товарные позиции технологического оборудования, в том числе на отдельные виды оборудования, аппаратуры и комплектующих к ним, используемых в строительной (для трамбования, уплотнения, в том числе и предназначенного для работы в заболоченных и заснеженных местах), текстильной, металлообрабатывающей (трубопрокатные станы, металлообрабатывающие станки), медицинской (аппаратура искусственной почки, диализаторы, для анестезии) отраслях, портальные погрузчики и подъемники, приборы и инструменты, используемые в геодезии, топографии, геофизике.

     Под влиянием кризиса в особенно сложном  положении оказалось российское станкостроение. В 2009 г. на большинстве предприятий произошло сокращение объемов реализации продукции, существенно (почти наполовину) снизился объем заказов, сократилась загрузка производственных мощностей. Аналогичная   ситуация – в значительной степени вследствие активизации иностранных поставщиков – складывалась и продолжает оставаться на российском рынке горношахтного оборудования. Данные отрасли нуждаются в государственной поддержке и, в частности, в умеренной тарифной защите.

     При разработке мер таможенно-тарифного  регулирования в посткризисный период применительно к машинно-технической продукции в качестве основных факторов будут учитываться следующие:

  • необходимость повышения конкурентоспособности отечественного оборудования;
  • задача усиления ивестиционной активности в увязке с отраслевыми программами и стратегиями модернизации;
  • влияние на социально-экономические процессы (занятость, тенденции внутренних потребительских цен и т.п.);
  • обязательства и учет интересов партнеров по таможенному союзу.

Информация о работе Роль таможенно-тарифной политики государства в защите внутреннего рынка и национального предпринимательства