Роль таможенно-тарифной политики государства в защите внутреннего рынка и национального предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение основных механизмов таможенно-тарифного регулирования внешней экономической деятельности в области защиты внутреннего рынка и национального предпринимательства.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Изучить таможенно-тарифные механизмы, как инструменты государственного регулирования внешней экономической деятельности;
Рассмотреть механизмы таможенно-тарифного регулирования в промышленно развитых странах;
Проанализировать таможенно-тарифную политику России в области защиты внутреннего рынка и национального предпринимательства на примере отдельных отраслей промышленности;
Выявить основные направления таможенно-тарифной политики России в области защиты внутреннего рынка и национального предпринимательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 2
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД……………………………………………………….4
Таможенно-тарифные инструменты регулирования ВЭД……...........4
Классификация и функции таможенного тарифа…..………………….8
Таможенно-тарифное регулирование в промышленно развитых
странах……………………………………………………………………………12
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА…………………………………………………15
Защита внутреннего рынка России с помощью таможенно-тарифного
регулирования в торговле промышленными товарами…………………….15
Защита национального предпринимательства России с помощью
таможенно-тарифного регулирования в торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием……………………........................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 20112003.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

     Выбор решений по защите или стимулированию рынков машинно-технической продукции осуществляется селективно с учетом указанных выше факторов. Это предполагает, что в рамках одной и той же отраслевой группы товаров (продукции авиастроения, судостроения, электроники, информационно-коммуникационной техники и др.) принимаются решения исходя из баланса интересов, с одной стороны,  по усилению тарифной защиты или сохранению ее уровня на действующем уровне, и, с другой – по обнулению ввозных пошлин на специфическую продукцию, отдельные комплектующие, запчасти и т.п. 

     
    1. Защита  национального предпринимательства  России с помощью  таможенно-тарифного  регулирования в торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием.

     Решения Правительства Российской Федерации  по таможенно-тарифному регулированию, принятые в 2009 году, сыграли важную роль в развитии отечественного аграрно-промышленного комплекса.

     В частности, среди наиболее значимых мер, касающихся тарифного регулирования  рынков агропромышленной продукции, необходимо выделить следующие:

  1. В целях адекватного уровня защиты отечественных товаропроизводителей, оздоровления ситуации в российском животноводстве были скорректированы ранее установленные на 2009 год объемы тарифных квот на говядину, свинину и мясо домашней птицы, изменен порядок их распределения между участниками ВЭД, утверждены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении данной продукции.
  2. Учитывая нехватку качественного кожевенного сырья на отечественных

предприятиях  и снижение объемов импорта сырых  шкур и кожевенного полуфабриката, снижены с 5% до 0% ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды дубленой кожи.

  1. В целях улучшения таможенного администрирования и предотвращения

«перетекания» товарных позиций сыров из дешевого ценового сегмента в дорогой, с более  низкой ставкой ввозной таможенной пошлины, из Таможенного тарифа Российской Федерации были исключены ценовые диапазоны и введена единая комбинированная ставка ввозной таможенной пошлины на отдельные виды сыров в размере 15% , но не менее 0,5 евро за 1 кг.

  1. В связи с изменившейся конъюнктурой рынка сахара с 1 мая по 31

декабря 2009 года введена повышенная ставка ввозной таможенной пошлины в  размере 165-270 долларов за тонну (вместо 140-270 долл./т) в зависимости от уровня мировых цен на сахар-сырец.

  1. В целях защиты отечественных товаропроизводителей продукции

агропромышленного комплекса в условиях мирового экономического кризиса, а также в условиях обострения конкуренции со стороны импортируемых  товаров повышены ставки ввозных  таможенных пошлин на: сухое молоко (с 15% до 20%), сливочное масло (с 15% от таможенной стоимости, но не менее 0,22 евро за 1 кг до 15%, но не менее 0,35 евро за 1 кг), соевый шрот (с 0 до 5%), рис (с 0,07 евро за 1 кг до 0,12 евро за 1 кг, введение сезонной пошлины с 15 февраля по 15 мая 2009 года в размере 0,16 евро за килограмм), маниоковый и кукурузный крахмалы (с 20% от таможенной стоимости, но не менее 0,06 евро за 1 кг до 20% от таможенной стоимости, но не менее 0,15 евро за 1 кг) 14.

     В 2009 году были приняты также решения, устанавливающие параметры таможенно-тарифного  регулирования продукции ЛПК и АПК на 2010 год, в том числе в условиях функционирования таможенного союза.

     Так, с учетом падения спроса на необработанную древесину на внешних рынках и  кризисных явлений в отечественной  переработке древесины на 2010 год  были продлены ставки вывозных таможенных пошлин на основные виды необработанной древесины, установленные с 1 апреля 2008 года.

     С целью стабилизации ситуации на российском рынке мяса, ограничения излишнего  объема импорта мясных продуктов  на территорию Российской Федерации на 2010-2012 годы установлены тарифные квоты на мясную продукцию, с сохранением «странового» принципа распределения квот между государствами- поставщиками, а также «исторического» принципа распределения квот между участниками ВЭД на 2010 год.

     Кроме того, были согласованы и включены в Единый таможенный тариф, утвержденный решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»15 следующие меры регулирования мясного рынка стран таможенного союза:

  • увеличен ценовой порог на высококачественную говядину с учетом

изменения мировых цен с 3000 евро за 1000 кг до 8000 евро за 1000 кг, что позволит не допустить  случаев нарушения участниками ВЭД требований таможенно-тарифной политики и уклонения от уплаты таможенных платежей в полном объеме;

  • повышены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении говядины

(коды  ТН ВЭД 0201,0202) с 30%, но не менее  0,3 евро за 1 кг до 50%, но не менее 1 евро за кг, а также сохранены на практически запретительном уровне 2009 года ставки ввозных таможенных пошлин в отношении свинины (коды ТН ВЭД 0203)- 75%, но не менее 1,5 евро за 1 кг и мяса птицы (коды ТН ВЭД 0207) – 80%, но не менее 0,7 евро за 1 кг.

  • увеличены ставки ввозных таможенных пошлин на живых товарных

свиней (коды ТН ВЭД 0103 91, 0103 92) с 5% до 40%, но не менее 0,5 евро за 1 кг, что позволит укрепить конкурентоспособность отечественной  свиноводческой отрасли16.

     Установлены в ЕТТ с 1 января по 30 апреля и с 1 августа по 31 декабря ценовые диапазоны биржевой цены на сахар-сырец в размере 286,60-396,83 долл./т (13-18 ц./фунт) с утверждением шкалы ставок ввозных таможенных пошлин в диапазоне 140-270 долл./т, а также расширены диапазоны биржевой цены на период с 1 мая по 31 июля с 286,60 долл./т до 485,02 долл./т (13-22 ц./фунт) с установлением шкалы ставок ввозных таможенных пошлин в диапазоне 50-250 долл./т в указанном периоде. Предполагается, что данная мера, вступившая в силу с 1 января 2010 г. в соответствии с Решением Межгоссовета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 131 «О тарифном регулировании импорта сахара в таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»17, позволит скорректировать действующие ценовые диапазоны шкалы ставок ввозных таможенных пошлин на сахар-сырец и привести их в соответствие с существующей и прогнозируемой конъюнктурой мирового рынка сахара-сырца, снизить финансовую нагрузку на потребителей.

     Принятые  в данной области меры были направлены на обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, повышение уровня тарифной защиты внутреннего рынка и на этой основе - повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной и продовольственной продукции, привлечение дополнительных инвестиций в АПК и ЛПК.

 

     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В заключении можно сделать вывод о том, что таможенно-тарифная политика в последние годы стала одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики. Она является своего рода узлом, в котором сплетаются интересы национального хозяйства и внешней торговли. Устанавливая различные ставки пошлин, можно способствовать насыщению внутреннего рынка или, наоборот, защитить отечественного товаропроизводителя. Вводя новые таможенные режимы, можно привлечь иностранные инвестиции. Совершенствуя таможенные процедуры и отменяя необоснованные льготы, — привлекать дополнительные миллиарды рублей в федеральный бюджет. Сейчас уже созданы и функционируют основные элементы российской таможенно-тарифной политики. К ним относятся:

  • дифференциация ставок пошлин по различным группам товаров,
  • применение различных категорий пошлин (адвалорных, специфических, комбинированных, специальных и т.д.),
  • использование национальной системы преференций,
  • эффективный организационный механизм.

     Основные направления таможенно-тарифной политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. N 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период»18.

     В части таможенно-тарифного регулирования  Правительством Российской Федерации  в 2009 г. было принято 96 постановлений, из которых 63 касались ввозных и вывозных пошлин в отношении промышленных товаров, 17 – продовольственных и сельскохозяйственных товаров, 13 – вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты, в том числе 12 – по их ежемесячной корректировке. Из порядка 1000 товарных подсубпозиций, по которым были изменены ставки.

     Таможенно-тарифная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач – перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности. Возрастает ее роль в технологической модернизации российской экономики за счет обеспечения доступа российских компаний к передовым технологиям и оборудованию. Таможенно-тарифная политика должна создавать стимулы и условия для привлечения капитала в производство. Активнее должны использоваться специальные таможенные режимы, должен быть реализован принцип эскалации тарифа.

     Активнее  должно осуществляться стимулирование развития производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, содействие переносу глобально ориентированных обрабатывающих производств на российскую территорию ("импорт производств вместо импорта товаров"); повышение конкурентности российских рынков, защита развивающихся рынков, уязвимых для импорта; унификация таможенно-тарифной политики со странами, формирующими таможенный союз в рамках ЕврАзЭС.

 

     

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Решение Межгоссовета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
  2. Решение Межгоссовета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 131 «О тарифном регулировании импорта сахара в таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
  3. Таможенный кодекс Российской Федерации. ФЗ : по состоянию на  1 сент. 2005 г. –  М.: Проспект, 2005.- 280 с.
  4. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 03.12.2007) «О таможенном тарифе» – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
  5. Постановления Правительства РФ от 22 февраля 2000 года, № 148(в ред. 30.11.2001) «О таможенном тарифе РФ – своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
  6. Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период» – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 574 г. Москва "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении нефти сырой" – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
  8. Международные экономические отношения: конспект лекций/под ред. Н.И. Роньшина, Н.С. Носова. – М.: Эксмо, 2008. – 311 с.
  9. Международная экономика: учебник/под ред. А. И. Михайлушкина, П. Д. Шимко. – М.: Высш. шк., 2002. – 342 с.
  10. Международные экономические отношения: учебник/под ред. Б.М. Смитиенко. - 2 изд. – М: ИНФРА – М, 2009. – 528с.
  11. Минаев, М. Н., Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ/М. Н. Минаев - М.: Издательство МГОУ, 2006. – 326 с.
  12. Фигурнова, Н. П. Международная экономика/Н. П.Фигурнова – М.: Омега, 2005. – 509 с.
  13. www.customs.ruсайт Федеральной таможенной службы России.
  14. www.economy.gov.ruсайт Министерства экономического развития Российской Федерации.
  15. www.government.ru – сайт Правительства Российской Федерации.
  16. www.roskazna.ruсайт Федерального казначейства.
  17.  

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Таблица 1. Объем поступлений в федеральный бюджет

     Годы      Показатели
Поступления от вывозных пошлин

(млрд. руб.)

Поступления от ввозных пошлин

(млрд. руб.)

Всего

(млрд. руб.)

В процентах  к доходной части федерального бюджета
     2005      1 351,9      270,9      1 622,8      31,7
     2006      1 895,8      341,6      2 237,4      35,6
2006/2005, %      140,2      126,1      137,9 повышение на 3,9 процентных пункта
     2007      1 834,9      488,0      2 322,9      29,9
2007/2006, %      - 3,2      142,9      103,8 снижение  на 5,7 процентных пункта
     2008      2 859,3      625,6      3 484,9      37,6
2008/2007, %      155,8      128,2      150,0 повышение на 7,7 процентных пункта
     2009      2042,2      467,2      2509,4      34,2
2009/2008, %      - 28,6      - 25,3      - 28,0 снижение на 3,4 процентных пункта

Информация о работе Роль таможенно-тарифной политики государства в защите внутреннего рынка и национального предпринимательства