Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 01:32, курсовая работа
Вопрос о целях, границах и возможностях государства в области регулировании экономики - один из центральных и в экономической теории, и в реальной хозяйственной практике. Государственное регулирование - это не просто организационно-управленческая или экономическая, но и социальная проблема. Являясь важнейшим звеном экономических знаний, государственное регулирование тесно связанно с другими научными дисциплинами, и прежде всего с системой государственного управления. Тесно связано государственное регулирование с экономической теорией, экономической географией, муниципальным менеджментом, экономической историей, статистикой, отраслевыми экономиками и др. В широком смысле слова, государственное регулирование включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учёт, контроль. В современной экономике государственные программы реализуются посредством конкурсов, идей, проектов, а также смешанных механизмов финансирования: субсидии, льготы, тарифы, компенсации, цены.
Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Регулирование рынка...................................................................................4
1.1Объекты и субъекты государственного регулирования..........................4
1.2Основные инструменты государственного регулирования рынка.........9
Глава 2. Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании рынка..........................................................................................................................14
2.1Роль цен в регулировании рынка.............................................................14
2.2Роль тарифов в регулировании рынка.....................................................17
2.3Роль льгот в регулировании рынка..........................................................18
2.4Роль субсидий в регулировании рынка...................................................20
2.5Роль компенсаций в регулировании рынка............................................23
Заключение................................................................................................................25
Список литературы...................................................................................................27
Кафедра экономической теории и инвестирования
Курсовая работа по дисциплине «Микроэкономика»
на тему: «Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании рынка»
Содержание.
Введение......................
Глава 1. Регулирование рынка.........................
1.1Объекты
и субъекты государственного регулирования.................
1.2Основные
инструменты государственного
Глава 2. Роль цен, тарифов, льгот, субсидий,
компенсаций в регулировании рынка.........................
2.1Роль
цен в регулировании рынка.....
2.2Роль
тарифов в регулировании рынка.
2.3Роль
льгот в регулировании рынка...
2.4Роль
субсидий в регулировании
2.5Роль компенсаций в регулировании
рынка.........................
Заключение....................
Список литературы....................
Приложение...................
Введение
Вопрос о целях, границах и возможностях государства в области регулировании экономики - один из центральных и в экономической теории, и в реальной хозяйственной практике. Государственное регулирование - это не просто организационно-управленческая или экономическая, но и социальная проблема. Являясь важнейшим звеном экономических знаний, государственное регулирование тесно связанно с другими научными дисциплинами, и прежде всего с системой государственного управления. Тесно связано государственное регулирование с экономической теорией, экономической географией, муниципальным менеджментом, экономической историей, статистикой, отраслевыми экономиками и др. В широком смысле слова, государственное регулирование включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учёт, контроль. В современной экономике государственные программы реализуются посредством конкурсов, идей, проектов, а также смешанных механизмов финансирования: субсидии, льготы, тарифы, компенсации, цены. Именно государственный рынок является основным инструментом обеспечения устойчивого развития современной экономики: реализации основных социальных программ, обеспечения национальной конкурентоспособности и защиты традиционных отраслей экономики. В данной работе рассмотрены основные инструменты государственного регулирования рынка. Основной упор делается на конкретных средствах регулирования экономики и их разновидностях. Актуальность темы и степень научной разработанности проблемы обозначили цель и задачи, которые заключаются в том чтобы определить назначение и роль таких основных средств государственного регулирования национального рынка как: цены, тарифы, льготы, субсидии и компенсации.
3
Глава 1.Регулирование рынка
1.1. Объекты и субъекты государственного регулирования
Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, причем снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Основные объекты ГРЭ:
Как видно, перечисленные объекты носят совершенно различный характер.
Они охватывают макроэкономические процессы: хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные
4
комплексы и даже отношения между субъектами;
условия конкуренции;
отношения между профсоюзами
и объединениями
государственными регулирующими органами. Рассмотрим важнейшие из них. Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления: рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен.
В такой ситуации задача ГРЭ – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капитала и таким образом уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем. ГРЭ в области отраслевой и территориальной структур также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств, являющихся носителями научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и в народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.
5
Важнейшим объектом ГРЭ является накопление капитала.
Соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, так как оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасным социальным последствиям. Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики.
Объектами государственного регулирования все в большей степени становятся общие условия существования и развития человеческого общества - окружающая среда, безопасность личности, уровень образования и культуры, здравоохранение, международное сотрудничество. Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых задач. Это следующие иерархические уровни: фирмы; регионы; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, НИОКР, цены); глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы). Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывносвязаны с объектами ГРЭ. Цель- выравнивание экономического
цикла – направлена на объект, т.е. на экономический цикл; совершенствование
6
отраслевой и региональной структур хозяйства – на секторальную, отраслевую и региональную структуры; улучшение окружающей среды - на окружающую среду и т.д. Как видно, названные цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных
условий накопления капитала, выравнивания конъюнктуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения. Конкретные частные цели могут услужить опосредующими для достижения других, более высоких для данного текущего момента целей.
Так, конкретная цель – обеспечение дополнительных капиталовложений в модернизацию угольных шахт - может быть опосредующей для: стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижение импорта твердого топлива и улучшения топливно-энергетического баланса; поддержание занятости в отрасли и хозяйственной конъюнктуры в угледобывающих районах; снятия в этих районах социального напряжения, вызванного угрозой закрытия шахт; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний. Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой ситуации субъектами ГРЭ и от установленной правительственными органами на данный отрезок времени системы приоритетов целей. Любая из вышеназванных целей может служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели. Итак, в дереве целей ГРЭ существуют не только отношения подчинения конкретных целей генеральной, но и отношения соподчинения и взаимосвязи между самими конкретными целями, т.е. конкретные цели внутри дерева целей могут быть
7
первичными, вторичными, третичными и т.д. Положение отдельных целей в дереве целей ГРЭ нестабильно. Оно постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на передний план. В условиях кризиса первичной целью становится выход из него, в узком конкретном смысле - оживление конъюнктуры.
Все остальные цели отступают и подчиняются первичной. В условиях длительного дефицита платежного баланса, роста внешней задолженности, уменьшения валютных резервов на первый план выступает первичная цель- оздоровление платежного баланса и подчиненные ей цели - привлечение капитала в страну, повышение национальной конкурентоспособности на мировых рынках. [1]
Субъекты регулирования. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, видам деятельности при аналогичных доходах, профессиям, отраслевым и региональным интересам.
Выразители хозяйственных интересов. В разных странах с рыночным хозяйством носители экономических интересов объединены в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров, аптекарей и т.п. Одни из этих союзов насчитывают миллионы членов (например, профсоюзы), другие играют
8
огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации конкретного земельного участка, принадлежащего муниципалитету.
Интересным с точки зрения изучения механизма ГРЭ является слияние субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Например, создается орган из представителей союзов предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися. Организуются комитеты, советы по поддержанию или развитию отдельных отраслей из представителей министерства экономики и отраслевых союзов предпринимателей. Эти органы не избираются и не всегда назначаются парламентом; чаще всего они формируются центральными и местными властями вместе с заинтересованными союзами- выразителями экономических интересов. Другая группа государственно-частных органов хозяйственного регулирования - это советы по сферам деятельности, например научно-технический, военно-технический, по региональной политике, по внутренним водным путям сообщений, по профессиональному образованию. [2]
1.2 Основные инструменты
государственного
Страны с рыночной экономикой постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма. Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и
9
инструментов. Которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта.Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным, как известно, на разных этапах её становления и развития. В период становления рыночных отношений в 17 и начале 18в. Господствовала экономическая доктрина о безусловной необходимости государственного регулирования для развития в обществе торговли и промышленности. С расширением рыночных отношений класс предпринимателей начал рассматривать вмешательство государства и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма впервые наиболее полно обосновал А. Смит (1723-1790). Одной из центральных в учении А. Смита является идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить регулирование её государством. Поскольку главным координатором выступает рынок, ему, рынку, должна быть предоставлена полная свобода. Он и его последователи считали, что чем меньше государство вмешивается в экономику, тем эффективнее функционирует рынок, т.е. действуют силы спроса и предложения, а значит, в конечном счёте тем лучше для экономики.
Информация о работе Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании рынка