Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 01:32, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о целях, границах и возможностях государства в области регулировании экономики - один из центральных и в экономической теории, и в реальной хозяйственной практике. Государственное регулирование - это не просто организационно-управленческая или экономическая, но и социальная проблема. Являясь важнейшим звеном экономических знаний, государственное регулирование тесно связанно с другими научными дисциплинами, и прежде всего с системой государственного управления. Тесно связано государственное регулирование с экономической теорией, экономической географией, муниципальным менеджментом, экономической историей, статистикой, отраслевыми экономиками и др. В широком смысле слова, государственное регулирование включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учёт, контроль. В современной экономике государственные программы реализуются посредством конкурсов, идей, проектов, а также смешанных механизмов финансирования: субсидии, льготы, тарифы, компенсации, цены.

Содержание

Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Регулирование рынка...................................................................................4
1.1Объекты и субъекты государственного регулирования..........................4
1.2Основные инструменты государственного регулирования рынка.........9
Глава 2. Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании рынка..........................................................................................................................14
2.1Роль цен в регулировании рынка.............................................................14
2.2Роль тарифов в регулировании рынка.....................................................17
2.3Роль льгот в регулировании рынка..........................................................18
2.4Роль субсидий в регулировании рынка...................................................20
2.5Роль компенсаций в регулировании рынка............................................23
Заключение................................................................................................................25
Список литературы...................................................................................................27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая микроэкономика.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

  • налоги;
  • дотации;
  • фиксированные цены.

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают

10  

 

свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

а) налог уплачивают продавцы;

 б) налог уплачивают покупатели.

Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1DD1, a линия предложения - S1S1. Равновесная цена составляла Р1( равновесный объем продаж - Q1) (рис. 1).

Первый вариант. В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т руб. Линия предложения займет положение S2S2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, цена для покупателей повысится с Р- до Р+. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+АВР-. Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P1CBP-, а взнос покупателей — Р+ACP1.

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т руб. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на

11  

 

Т (рис. 2). Новый объем продаж Q2, цены Р+ и Р- будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога - продавцы или покупатели. Из рис. 2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.

Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.

Дотация - это отрицательный налог, или "налог наоборот". Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Предположим, что линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D1D1 и S1S1. Равновесный объем продаж был равен Q1 а равновесная цена - P1 (рис. 3).

Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V руб. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V руб., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V руб. ниже P1. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р-, цена, получаемая производителями, повышается до Р+.

Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают

12  

 

 

покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V руб. линии спроса, а не линии предложения.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Установление государством фиксированных цен. Здесь в распоряжении государства имеются два способа:

а) установление верхнего ("потолка") предела цен;

            б) установление нижнего ("пола") предела цен.

Максимально верхняя граница цены (так называемая "социально низкая цена") - это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.

Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, "потолок" цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения "черного рынка".

Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела ("пола") цен, т. е. цен выше равновесного уровня.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во

 

13  

 

внешней торговле. На рис. 4 мы видим, что и при верхнем, и при нижнем пределе цен объем продаж будет ниже равновесного объема QE.

 

Глава 2.Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании рынка

2.1Роль цен  в регулировании рынка

Цена – это индивидуальная, личная, общественная и социальная категория. Цены регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены вместе взятые действуют как общий, единый, целостный ценовый механизм.

В экономике применяются десятки миллионов цен, под единым понятием "цена" понимается множество разновидностей цен.

Цены представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику и вообще на уровень жизни, в частности, намного меньше возлагаемых на них надежд. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной экономике они образуют часть системы саморегулирования.

В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения, и, с другой стороны, - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и

14  

 

изменения действующих. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовый механизм. [4]

Функции цен характеризуют роль, которую цены играют в экономике.

Первой функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которые покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественный определитель в акте купли-продажи.

С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей различных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более и менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.

Благодаря измерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета.

Наряду с учетом цена как измеритель может представлять один из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.

Из перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так в

15  

 

рыночной экономике цены представляют основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования и является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, то есть самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения. В нерыночной экономике такие функции насильно навязываются ценам, которые сами навязываются экономике. Такая искусственность делает назначаемые государством цены малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а в более широком плане – регулирования экономики.

При наличии государственного воздействия на цены цена может выполнять распределительную функцию, что в полной мере используется в централизованной экономике. Повышая или понижая оптовые и розничные цены, можно тем самым перераспределять доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей.

Цена выполняет важную социальную функцию. С ценами и их изменениями связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский  бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и очень высока.

Как в нерыночной, так и в рыночной экономике цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения

16  

 

 

суммы, вырученной от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары, услуги. Существенная разница между проявлением этой функции в рыночной конкурентной и неконкурентной дефицитной экономике в том, что в первой производитель стремится увеличивать и товар, и качество, и цену, а во второй – только цену. Эта особенность очень ярко наблюдается после раскрепощения цен в России и приводит к искажению действия закона предложения.

2.2Роль тарифов в  регулировании рынка

Тариф – система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемых предприятиям, организациям, учреждениям и населению.

Тарифная система – совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется организация заработной платы в масштабах общества, отрасли, территории, на отдельном предприятии. На основе тарифной системы оценивают размеры оплаты сложности, ответственности, условий труды рабочих, специалистов и служащих. Тарифная система состоит из тарифных ставок и надбавок к ним, тарифных сеток, схем должностных окладов, тарифно-квалификационных справочников.

Тарифная ставка определяет размер оплаты труда рабочего в единицу времени при выполнении установленной нормы работ. Наиболее важное в тарифных ставках – законодательно установленный размер минимальной заработной платы, ниже которого платить запрещается. Тарифная ставка – шкала соотношений тарифной ставки каждого последующего разряда по отношению к предыдущему или к ставке первого разряда. Эти соотношения

17  

 

обозначаются как межразрядные, а между первым и последним разрядами – как диапазон тарифной сетки. Межразрядные отношения могут быть процентными и абсолютными, нарастающими и снижающимися. Их величина должна отражать оценку различий в квалификации по разрядам. Присвоение квалификационного разряда осуществляется с помощью характеристик того, работник должен знать и уметь, содержащихся по каждой профессии (должности) в тарифно-квалификационных справочниках, государством полностью регулируется только Единая тарифная сетка для отраслей бюджетной сферы, а также схемы оплаты государственных служащих. [5]

2.3Роль льгот в  регулировании рынка

Льготы – преимущества, дополнительные права, предоставляемые определенным категориям граждан или отельным организациям, предприятиям и регионам. Это также освобождение от установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения. Такие преимущества могут иметь форму полного или частичного освобождения от уплаты налогов (налоговые льготы), от внесения других обязательных платежей (например, бесплатный проезд в общественном транспорте) от выполнения общих для всех обязанностей и др.

Адресные (именные) льготы предоставляются конкретным лицам или организациям по решению государственных органов.

Налоговые льготы – предоставляемая отдельным категориям налогоплательщиков возможность уплачивать налог в меньшем (по сравнению с другими налогоплательщиками) размере. Налоговые льготы устанавливаются в

Информация о работе Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании рынка