Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 11:09, реферат
На рубеже XX-XXI веков под влиянием стремительного распространения телекоммуникационных технологий происходят глобальные изменения, оказывающие огромное влияние на все сферы жизни современного общества. При этом следует учитывать не только сам факт появления новых технологий и тех возможностей, которые они предоставляют, но и их воздействие на социально-экономическое пространство. Происходит виртуализация экономики.
Введение
1. Сущность электронных денег
1.1 Понятие электронных денег
1.2 Виды денег и их место в денежной системе
1.3 Преимущества электронных денег
1.4 Недостатки электронных денег
1.5 Криптографическая защита
1.6 Проблемы внедрения
1.7 Обращение электронных денег. Системы электронных платежей
2. Роль электронных денег в мировой экономике
2.1 История развития электронных денег
2.2 Регулирование системы электронных денег
2.3 Развитие российского рынка электронных денег
Заключение
Литература
Начиная с 1993 года началось развитие не только электронных денег базирующихся на картах (англ. card-based), но и сетевых электронных денег (англ. network-based).
В 1996 году руководители центробанков стран G10, заявили про намерение осуществлять мониторинг электронных денег в странах мира. С этого времени, «Банк международных расчётов» при поддержке мировых центробанков регулярно анализирует развитие электронных денег и соответствующих систем. Сначала данные были конфиденциальными и были доступными только центробанкам, а с мая 2000 года стали общедоступными.
В 1997 году принимается Рекомендация Комиссии №97/489/ES от 30 июля 1997 года, касающаяся сделок, совершаемых с использованием электронных платежных инструментов и, в частности, отношений между эмитентом и держателем.
В 2004 году было проведено исследование, в котором приняли участие центробанки 95 стран и выяснилось, что электронные деньги функционируют в 37 странах мира.
Одним из самых важных политических вопросов, связанных с электронными деньгами, является вопрос эмитента, а именно определения перечня организаций, которые имеют право осуществлять в стране эмиссию электронных денег. Проблема эмиссии затрагивает как фиатные, так и нефиатные электронные деньги. Однозначного подхода в законодательствах стран мира по этой проблеме нет.
Дальнейшая работа центробанков ЕС привела к появлению Директивы 2000/46/ЕС Европейского парламента и Совета от 18.09.2000 «О деятельности в сфере электронных денег и пруденциальном надзоре за институтами, занимающимися этой деятельностью», в первой же статье которой даются дефиниции «сферы применения», «учреждения в сфере электронных денег», «электронных денег». Согласно Директиве 2000/46/EC электронные деньги представляют собой денежную стоимость, которая является требованием к эмитенту, хранится на электронном устройстве, эмитируется при получении денежных средств в стоимостном размере не меньшем, чем эмитированная денежная стоимость, принимается как средство платежа предприятиями иными, чем эмитент. Эмитенты же, или, как их называет Директива, «учреждения в сфере электронных денег», определяются как предприятие или другое юридическое лицо, иное, чем кредитное учреждение, которое эмитирует средства платежа в форме электронных денег. Таким образом, эмитент электронных денег получает классификационный статус и, как следствие, обязан в этом случае обладать первоначальным капиталом не меньшим, чем €1 млн. В дальнейшем собственные средства эмитентов не должны быть меньше установленного размера.
Таким образом, в Европейском союзе одержали верх сторонники введения прямого запрета на эмиссию электронных денег эмитентами, не соответствующими положениям Директивы 2000/46/EC, что свидетельствует о стремлении европейских законодателей ввести в сфере электронных денег достаточно жесткое регулирование, подобное тому, которое осуществляется в банковской деятельности. На протяжении девяти лет с начала стандартизации национальных законодательств европейских стран регулирование сферы электронных платежей неоднократно становилось объектом критики. В частности, указывалось на то, что строгие ограничительные нормы не дают заметного выигрыша в защите интересов европейских пользователей электронных платежных сервисов. Как правило, аргументация подкреплялась ссылками на опыт США, где индустрия электронных денег регулируется на основе общих принципов, применяемых к небанковским организациям, оказывающим расчетные и платежные услуги и лишенным права привлекать депозиты. Правила работы и лицензирования институтов, классифицируемых как «предприятия денежных услуг» (MSB - money services businesses), исторически устанавливались на уровне штатов.
ФРС США продемонстрировала довольно либеральный подход к вопросу регулирования рынка электронных денег, которая полагает, что для стимулирования технологического процесса внедрения инновационных форм платежных средств и развития рынка стоит разрешить выпуск электронных денег банковским и небанковским институтам путем лицензирования данного вида деятельности. При этом требования к уставному капиталу американских эмитентов существенно ниже - от $50 тыс. Можно сказать, что регулирование электронных денег ФРС США, производимое на основе Универсального закона США о денежном регулировании, носит более рекомендательный, нежели директивный, характер, свойственный регулированию Европейского союза. Универсальный закон о денежных услугах (Uniform Money Services Act), принятый в 2000 году определивший единые подходы к регулированию деятельности провайдеров платежных сервисов: денежных переводов, продажи предоплаченных финансовых инструментов (в том числе электронных денег), обналичивания чеков и обмена валюты.
Эмиссия электронных денег с позиции этого законодательного акта подпадает под понятие денежных переводов, в то время как деятельность по их погашению классифицируется как операции обналичивания чеков. Вплоть до произошедшей унификации законодательств штатов системы электронных платежей по большей части оставались вне поля государственного регулирования. В этих условиях провайдеры соответствующих услуг использовали правовую конструкцию, позволявшую как можно сильнее дистанцироваться от статуса финансовых институтов. Например, одна из крупнейших в США компаний-эмитентов электронных денег PayPal Inc. выступает по отношению к своим клиентам в качестве агента, принимающего средства на хранение и обязующегося перечислить их по поручению в пользу третьего лица. Фактически это означает, что компания не может распоряжаться поступившими от клиентов деньгами по своему усмотрению, а в случае банкротства они не будут включаться в конкурсную массу. В Европе, напротив, эмитированные компанией платежные инструменты рассматриваются в качестве ее долгового обязательства.
Другой отличительной особенностью американского подхода к электронным деньгам является непризнание концепции электронных денег как инновационного средства платежа, которое не имеет ничего общего с дорожными чеками и банковскими переводами.
Мексика, Индия, Тайвань, Нигерия, Украина и Беларусь разрешают осуществлять эмиссию только банкам, а Сингапур ввел государственную монополию на эмиссию электронных денег и сделал их законным платежным средством. В Гонконге, эмитенты электронных денег должны получить лицензию депозитной компании.
Как подчеркивают исследователи, Запад давно уже понял, что откреститься от электронных денег, выпускаемых частными эмитентами, не получится. Более того, там увидели в них реальную перспективу, ведь силами ЭПС решается масса проблем. Поэтому и США, и Европа, и многие другие развитые государства взяли курс на их легитимизацию.
В странах ближнего зарубежья, также начался процесс правового регулирования электронных денег. Так в Республики Беларусь использование электронных денег регламентируется Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 26.11.2003 №201 «О правилах осуществления операций с электронными деньгами».
Национальный банк Беларуси утвердил Правила осуществления операций с электронными деньгами. Принятый документ регламентирует порядок осуществления кредитно-финансовыми организациями операций по эмиссии, распространению, использованию и погашению «электронных денег». Важная особенность нормативной базы в Республике Беларусь - требования к обращению электронных денег эмитированными нерезидентами. Использование их в расчетах предполагает привлечение белорусских банков в качестве агентов для распространения и погашения.
3. Система электронных денег в России
Российский бизнес вступил на рынок электронных платежей в то время, когда во всем мире этот рынок уверенно и динамично развивался и регулировался. К моменту появления российских игроков - электронных негосударственных платежных систем, таких как WebMoney, Яndex. Деньги, «Единый кошелек», RBK Money, «КредитПилот», «Рапида», у российского потребителя уже имелись представления об электронных деньгах и потребности в электронных платежах. И перечисленные российские негосударственные платежные системы приступили к эмиссии электронных суррогатов денег, расширяя число участников, принимающих эти средства платежа.
Выйдя на рынок, российские платежные системы продемонстрировали достаточную привлекательность для клиентов и довольно-таки агрессивный рост: многочисленные данные платежных систем показывают, что в настоящее время электронными деньгами оплачивает покупки каждый 15-й житель России. А в 2008 г. появился новый сегмент рынка электронных платежей - оплата услуг деньгами, заранее введенными в систему моментальных платежей через «личный кабинет». Объем мобильных платежей (с помощью платных SMS) показывает двукратное приращение в год, и этот сегмент активно развивают сотовые операторы. Например, «Вымпелком» позволяет абонентам направить деньги со счета на оплату коммунальных услуг, Интернета, ТВ и т.д.
Все больше российских кредитных организаций добавляют интернет-транзакции в линейку своих услуг. Пользовательская аудитория в России и СНГ показывает непрерывный рост, и соответственно растет спрос на такие операции.
Российский закон «О национальной платёжной
системе» содержит следующее определение
электронных денежных средств: это денежные
средства, которые предварительно предоставлены
одним лицом (лицом, предоставившим денежные
средства) другому лицу, учитывающему
информацию о размере предоставленных
денежных средств без открытия банковского счёта (обязанному лицу), для
исполнения денежных обязательств лица,
предоставившего денежные средства, перед
третьими лицами и в отношении которых
лицо, предоставившее денежные средства,
имеет право передавать распоряжения
исключительно с использованием электронных
средств платежа. При этом не являются
электронными денежными средствами денежные
средства, полученные организациями, осуществляющими
профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельност
Для России своеобразным отголоском проблемы разграничения приема платежей, с одной стороны, и эмиссии платежных инструментов - с другой, стала длительная дискуссия о необходимости отнесения операций систем платежных терминалов к банковской деятельности. Учитывая, что ее итогом стало принятие Федерального закона №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами», можно предположить, что российское законодательство скорее двигается в русле американского опыта.
Лидерами российского рынка электронных денег в категории «интернет-платежи» по-прежнему остаются Яндекс. Деньги и WebMoney, совокупная доля которых составляет порядка 90%. В 2009 году обороты этих компаний выросли на 40% по отношению к 2008 году: российские пользователи пополнили свои интернет-кошельки в этих платежных системах на сумму более 17 млрд. рублей, а общее число активных аккаунтов превысило 2,3 млн. В настоящее время между этими компаниями существует примерный паритет: у WebMoney больше средняя сумма пополнения счета, у «Яндекс.деньги» больше пользователей. По словам Генерального директора «Яндекс.деньги» Евгении Завалишиной, одним из знаковых событий этого года должна стать возможность прямого перевода денег между кошельками платежных систем Яндекс. Деньги и WebMoney.
WebMoney Transfer (или просто WebMoney)
- самая крупная СЭД в
Число пользователей рынка электронных денег в категории «мобильные платежи» (за товары и услуги, не связанные с мобильным контентом) в 2009 году составило более 15 млн. человек, объем платежей - порядка 8 млрд. рублей. Прирост оборотов компаний в этой категории составил порядка 100%. Крупнейшими игроками рынка являются i-Free, A1, Инфон, Инкор-медиа.
У другого крупного участника рынка - платежного сервиса QIWI (КИВИ) - объединяющего в себе такие категории рынка электронных денег как «мобильные, терминальные и интернет-платежи», в 2009 году число пользователей превысило 6 млн. человек, а оборот составил более 11 млрд. рублей, что в 2,5 раза больше, чем показатели предыдущего года.
В 2009 году произошло значительное расширение спектра товаров и услуг, расплачиваться за которые стало возможно электронными деньгами. В частности, важным двигателем развития рынка электронных денег стало взаимодействие с банковскими продуктами (возврат кредитов, выпуск виртуальных карт и т.д.); заметно выросли продажи электронных билетов. Эти тенденции позволяют сделать вывод о том, что электронные деньги «завоевывают» массового пользователя. В подтверждение этому, косвенным свидетельством зрелости и перспективности российского рынка электронных денег можно считать экспансию таких западных платежных систем как PayPal, MoneyBookers и UCash.
.[8]
Важным событием для рынка электронных денег, стало принятие Федеральных законов №103 и №120 («О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»»).
Эти законы, изначально ориентированные на прием наличных платежей через платежных агентов, тем не менее, оказали большое влияние на рынок в целом. Прежде всего, это первые российские законодательные акты, в которых вводится и специально регулируется понятие розничного платежа, в том числе и электронного. Также, принятые Законы вносят ряд изменений в другие акты, в частности сильно упрощают проведение небольших (до 15 тыс. руб.) платежей, что позволяет увеличить доступность финансовых услуг, расширить их спектр и заметно снизить долю наличного оборота в пользу электронных инструментов платежа».
Важными событиями в процессе регулирования отрасли электронных денег стало создание концепции закона о Национальной платежной системе и начало работы над законом об электронных деньгах. По мнению участников АЭД, законодательство, учитывающее мировой опыт и деловую практику, может стать мощным толчком к развитию высокотехнологических платежных инструментов. Данные процессы перекликаются с принятием Европейской директивы 2009/110, ставшей обобщением почти десятилетнего опыта применения Европейской директивы 2000/46 об электронных деньгах. Участники отрасли рассматривают принципы Европейского законодательства (равенство банковских и небанковских игроков, упрощенный режим регулирования для небольших и специализированных систем, упрощенную идентификацию для небольших платежей) как ключевые и критически важные для будущего регулирования рынка в России.
Информация о работе Роль электронных денег в развитии информационной экономики